Могучие соперники, угрожавшие Речи Посполитой, вынудили короля изменить Войско Польское сделать ставку не только на конницу, но и на пехоту с ружьями.
Великое княжество Литовское, королевство Польское дорога в Новое время
В XVI-XVII веках Речь Посполитая была одним из самых развитых и Европы и играла важную роль на политической арене континента. Очевидно, что для осуществления амбициозных проектов польским королям и великим князьям литовским нужна была армия, способная решать непростые задачи по осуществлению гегемонии в Восточной Европе. Необходимость бороться с несколькими могучими соперниками, военное искусство которых разительно отличалось друг от друга, заставляла постоянно внедрять совершенствовать организацию и тактику Войска Польского, перенимая опыт соседей и вырабатывая собственные решения. Так появилась самобытная и сложная военная машина польско-литовского государства.
Правителям Польши постоянно приходилось бороться не только с внешними врагами, но и с собственными дворянами, сохранявшими право на мятеж (рокош), в случае, если король оказывался недостаточно сговорчив и попирал права правящего сословия. Всесильность Сейма, избиравшего короля и ассигновавшего чрезвычайные налоги и сбор «посполитого рушения» ополчения, созывавшегося в чрезвычайных обстоятельствах, вынуждала монархов балансировать между интересами ясновельможного панства, духовенства, горожан и внешних сил.
Военная революция: пехота берёт своё
В XVI веке, пока на Западе происходит военная революция, и рыцарство стремительно теряет свои позиции, Польша одной из последних сохраняет традиции Высокого Средневековья дворянство мнившее себя потомками сарматов и других великих завоевателей прошлого, сражалось исключительно в конном строю. Помимо этого, бурному развитию конницы способствовало географическое положение Польши и Литвы и постоянное соприкосновение с различными традициями конного боя от жандармерии и рейтаров на западе до сипахов, дели и татар на юге и востоке. Всё это делало конницу главным родом войск Речи Посполитой: пока повсюду в Европе возрождалась регулярная пехота, поляки гордились своей тысячелетней традицией конного боя. При Стефане Батории появляются знаменитые крылатые гусары один из символов Польши по сей день, однако, как бы того ни хотелось шляхте, воевать не имея пехоты в XVI веке было невозможно даже в период наивысшего расцвета рыцарства пехота составляла значительную часть любой армии, оставаясь незаменимой в бою на пересечённой местностью и во время осад.
ФОТО 1. Польский пехотинец под Псковом.
Первые жолнёры то есть воины, получавшие за свою службу денежное довольствие, появились в Польше и Литве в конце XV века, что было связано с естественным развитием военного дела в Европе. В Швейцарии, Германии, а после и Испании появляется сплочённая пехота, сражавшаяся сомкнутым строем и сокрушавшая врага мощным таранным ударом, однако поляки пошли по иному пути, более подходившим местным особенностям военного дела.
В Польше долгое время конница продолжала играть главную роль, а пехота была необходима в качестве опоры и средства огневого воздействия на противника. Поэтому на вооружение был взят опыт чехов-гуситов, венгров и турок, делавших ставку на огнестрельную пехоту. По мнению одного исследователя, «жолнеров ценили не столько за количество, сколько за их качество, за то моральное действие, которое они оказывали в битвах своим искусством и стойкостью на остальное войско». И если поначалу жолнёры предпочитали сражаться под прикрытием лагеря-табора, то во второй половине XVI века они всё чаще сопровождают конницу на поле боя, подготавливая удар гусарии.
Стефан Баторий господарь, тактик, реформатор
В Литве в начале шестнадцатого столетия ситуация с пехотой напоминала Русское государство основу армии составляло дворянское ополчение, а пехота была представлена лишь небольшими городскими отрядами и пехотой «огневого боя» пищальниками, осуществлявшими поддержку основных сил. В более богатой Польше слабое развитие собственной инфантерии компенсировалось набором наёмных контингентов прежде всего в немецких землях, где короли по мере возможностей набирали отряды ландскнехтов и аркебузиров. Эти наёмные отряды, обладавшие несомненно более высоким качеством, организацией и сплочённостью чем пехотинцы шляхетского или городского ополчения, стали одним из главных факторов громкого тактического успеха польско-литовской рати под Оршей, разгромившей армию русского воеводы Челяднина. Тем не менее, собственно польская пехота долгое время нуждалась в совершенствовании и реорганизации, чтобы суметь противостоять многочисленным противникам. Любопытно, что толчком к созданию регулярных отрядов аркебузиров стали не баталии швейцарцев или вольные стрелки, а пехота Ивана IV.
ФОТО 2. Солдат piechota wybranieca.
К объективным факторам реформирования польской армии в 1576 году прибавился один субъективный- на польско-литовский престол был избран Стефан Баторий венгерский дворянин и Трансильванский господарь. Король был знаком с военным делом не понаслышке удаль и военная удача в сражениях с турками и татарами были одной причин по которой господарю удалось добиться престола, и став королём Стефан с новой силой продолжил преобразования, претворённые в жизнь последним Ягеллоном Сигизмундом II Августом. При Сигизмунде в Польше было учреждено постоянное королевское войско, находившееся в непосредственном подчинении монарха, боеготовность которого зависело не от воли магнатов и времени года, а от исправности выплаты жалования, назначенного королём.
По задумке Сигизмунда на содержание войска уходила четверть всех доходов короны, откуда происходит его название «wojso warciane» кварцяное войско (кварта по-польски четверть). Стефан, в свою очередь, в дополнении к кварцяным хоругвям, численность пехоты в которых была незначительной, создал выбранецкую (отборную) пехоту (piechota wybranieca). Эти части должны были стать польским ответом русским стрельцам, однако особенности политического устройства Речи Посполитой не позволили добиться значительных успехов в этом направлении: максимум в походах Стефана Батория принимали участие около 2500 выбранецкой пехоты, в то время как стрельцов одних только элитных московских рот насчитывалось около 3000 и ещё более 20000 были разбросаны по городам и крепостям Русского государства.
ФОТО 3. Гайдуки в начале XVII века.
Несмотря на все попытки привить польскому дворянству и простонародью традиции пешего боя, королям регулярно приходилось прибегать к найму целых корпусов наёмников из Германии и Венгрии, компенсируя недостаточное количество и низкое качество собственной пехоты. Так в походе на Псков в 1581 году кроме собственно польских и литовских контингентов приняли участие немецкие, венгерские, шотландские, шведские и даже французские солдаты. Обратной стороной такой практики была дороговизна армии, средства на содержание которой королям каждый раз приходилось буквально выпрашивать у Сейма. Уже в XVII столетии король Владислав IV реформировал пехоту и снова под влиянием русских, неприятно удививших панов во время Смоленской войны 16321634 годов войсками иноземного строя. Отныне вся армия была разделена на аutorament cudzoziemsi войска обмундированные и обученные действовать на немецкий манер и autorament narodowy самобытные, местные войска, включая гайдуков, принесённых в Польшу ещё Стефаном Баторием.