Первый закон Рима

Первый закон Рима Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи Зачем вообще писать законы, ведь и так понятно, что воровать и убивать не есть хорошо
Давайте обо всем по порядку. Как они докатились до писаного права
Чтобы лучше понять, для чего народы, на определенном этапе своего развития, пишут законы, можно вспомнить «Скотный двор» Оруэлла. После того как звери избавились от своего тирана (хозяина фермы), социальная структура фермы осложнилась, пропала привычная иерархия, так как не стало более авторитета, который раньше регулировал жизнь всех обитателей скотного двора.
Поскольку после «революции» старый миропорядок рухнул, и все субъекты стали плюс-минус равны, за неимением авторитета подлинного, возникла потребность в создании авторитета искусственного, такой штуки, которая бы говорила добрым квиритам как им жить, а злых квиритов быстренько аннигилировала с какой-нибудь красивой скалы. Таким безмолвным третейским судьей, решающим споры между лицами и стали законы. А поскольку законы, сами по себе, это просто идея, то потребовалось их материальное воплощение.
Звери на ферме начертили свои семь заповедей краской на торце амбара, а римляне записали свои на медные таблички, прикрепленные на Форуме, перед зданием Сената.
Римляне создали свои законы примерно через 50 лет после изгнания своего тирана, последнего царя Тарквиния гордого. Животные точно так же написали свои заповеди уже после смены гос. устройства. Совпадение Не думаю.
Такая же херня (последовательность т.е.) случилась и у Афин с их законами Солона и у Спарты с законами Ликурга. Всё по одному сценарию: Тиран свержение законы.
Я, не просто так, привел в качестве примера именно эллинистический мир. Рим, на заре своей жизни, теснее всего контактировал именно с греческой цивилизацией. Римляне даже воевали по греческому образцу какое-то время. Так вот, за законами римляне тоже пошли к грекам.
Ну, хорошо, обмен опытом сработал, нужные люди, аки курьеры деливери клаб, (или какую службу доставки вы там предпочитаете) сходили куда надо и принесли то, что нужно. Зашибись! Записывать-то зачем
А дело в том, что, помимо уже смешариков, в город регулярно захаживали новички, которые в душе не ебне чают какие у вас тут правила. Рим расширялся активнее своих греческих братушек, поэтому проблема новоприбывших там стояла особенно остро. Если вы бывали на провинциальных вокзалах нашей необъятной, то вы должны хорошо понять, о чём я толкую. Каждая новая морда это потенциальная выгода от того, что любого мимокрокодила можно облапошить. Римские патриции, в этом плане, хорошо демонстрируют, что времена меняются, а нравы нет. Так что главными лоббистами, писаных законов, стали именно плебеи новоявленные граждане вечного города.
Чтобы тебя не обманули, нужны правила, и не абы какие, а общедоступные и понятные. Патриции злоупотребляли своим правом на трактовку обычаев и в итоге поплатились за это, сделав первый выстрел (себе в колено) в долгом противостоянии римской знати и простого народа.
Я акцентирую ваше внимание на том, что римские законы 12 таблиц были простыми как три динария, чтобы даже самый тупой легионер, который знает только дорогу от марсового поля до лупанария, осознал свое место в правовой жизни республики. Законы это кнопка, на которую нужно нажать, чтобы получить результат и государству выгодно, если ты не лупишь на все клавиши подряд, а знаешь, куда идти и что делать, в случае если тебе нужно зафиксировать сделку, сделать завещание, устроить брак итд итп.
Переходим к третьей, заключительной части статьи. Зачем вообще писать законы, ведь и так понятно, что воровать и убивать не есть хорошо
Ответ на этот вопрос дали сами римляне, вот сразу видно умные ребята, не против порефлексировать на тему а-ля «а нафига мы это сделали»
Итак, в праве есть две концепции противозаконности каких-либо деяний: malum in se (деяние, преступное по характеру) и malum prohibitum (деяние, преступное в силу запрещения законом).
Деяния первого рода преступны сами по себе; примеры убийство, воровство и изнасилование. Деяния второго рода сами по себе не преступления, но запрещены обществом из-за вреда, который могут причинить обществу; примеры нарушение правил ПДД, осуществление врачебной деятельности без лицензии или распространение пиратских копий фильмов.
Законы, касающиеся malum in se, как правило, консервативны и мало изменяются со временем. В свою очередь, законы malum prohibitum более подвержены изменениям из-за изменчивости человеческого социума. Однако оба типа законов имеют свое материальное воплощение.
Почему и первое, и второе требует записи на бумаге/табличках
Как я уже сказал, после свержения царской/тиранической власти, римское общество преисполнилось духом демократии. В республике, как говорится, все равны и всё равно. Для равных и наказания должны быть равные, то есть единообразные, если не по виду, то хотя бы по духу. Следовательно, чтобы не забыть кому что причитается, и чтобы все знали, что если ты начнешь творить херню, то тебя ждет перманентный бан на кресте, надо было всё это дело записать и выставить на всеобщее обозрение. Гласность одна из форм защиты от произвола.
Есть и ещё один момент, если раньше сам царь объявлял наказание за деяния преступные по характеру (malum in se), то теперь царя нет, а значит далеко не очевидно, что там malum, а что нет, так что, опять же, нужен сторонний авторитет который скажет где ставить запятую во фразе «казнить нельзя помиловать» и имя этому авторитету закон, он (она) же фемида.
Каков итог
Изначально, благодаря законам XII таблиц, плебеи получили формальное равенство с патрициями в судебных разбирательствах. Если вы думаете, что в наше время закон это дышло, которое воротят куда хотят, то вы просто не сталкивались с древнеримским судом по древним обычаям, а не по законам. Я, вообще-то говоря, тоже, но раз я автор, то могу себе позволить говорить с позиции авторитета.
Письменная форма закона способствовала распространению грамотности среди широкого слоя населения. Так же выросла роль бюрократического аппарата государства. Это сейчас от бумагомарателей одна головная боль, однако, на заре становления цивилизации, пользой от их деятельности было трудно пренебречь, да и историки всех мастей говорят им спасибо.
В целом же, законы XII таблиц, хоть и были довольно примитивными, стали фундаментом римского права, на котором и была построена одна из самых могущественных империй мира. Про римское право можно говорить часами, однако автор рассказал вам о том, как всё начиналось, разложил всё по полочками закрыв тему и потому считает свой долг, как рассказчика, выполненным.

.

Предыдущая запись Сильный, державный
Следующая запись Призраки замка Малахайд

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *