МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

Добру и злу дано всегда сражаться.
И в вечной битве зло сильнее тем,
Что средства для добра не все годятся,
Меж тем, как зло не брезгует ничем.
Бороди́нское сраже́ние, или Бороди́нская би́тва (во французской истории битва у Москвы-реки, фр. Bataille de la Mosova), крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта.
История музея-панорамы «Бородинская битва»
Открытие панорамы «Бородино» стало частью масштабных торжеств, посвященных 100-летию Отечественной войны 1812 года.
Для размещения панорамы Ф.А.Рубо «Бородино» изначально предполагалось возвести специальное каменное здание по примеру панорамы «Оборона Севастополя».
Однако позднее, в 1911 году, было решено к юбилейным торжествам построить только деревянный павильон, отложив сооружение каменного здания до окончания работ по устройству в Москве Музея 1812 года.
Панорама «Бородино» должна была стать его неотъемлемой частью и располагаться либо непосредственно в здании Музея, либо по соседству.
25-26 августа (7-8 сентября по новому стилю) в 100-летнюю годовщину великой битвы император Николай II, высшие сановники государства и представители правительства присутствовали на Бородинском поле.
27-30 августа торжества продолжились в Москве. Программа была насыщенна многочисленными и разнообразными событиями, но открытие панорамы стало среди них одним из самых значимых.
Новый музей сразу стал пользоваться большим успехом, за 5 лет его посетило около 150 тысяч человек.
Но весной 1918 года панорама, которая, по словам современников, «представляла величайшее художественное произведение», стала не нужна новой власти и была демонтирована.
В 1962 году панорама Ф. А. Рубо отреставрирована в центральной научно-реставрационной мастерской бригадой художников под руководством М. Ф. Иванова-Чуронова.
Для её размещения на Кутузовском проспекте было возведено специализированное здание. 18 октября 1962 года в Москве вновь открылся Музей-панорама «Бородинская битва».
Описание событий на панораме «Бородинская битва»
Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.
Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской.
Линия фронта в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. Дохтуров. Его можно видеть на первом плане, у барабана.
Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.
За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал Коновницын.
Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.
Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей, взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И. М. Дуки на помощь русским гвардейским пехотным полкам.
Построенные в каре на Семеновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.
В течение шести часов под непрерывным огнем неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона — конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления.
После сражения в рапорте М.И. Кутузов писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».
Огонь по противнику ведет русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семеновского ручья.
Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.
«Генерал Дюфур (подкрепленный Фрианом) кинулся через овраг и подошел даже к Семеновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго!
Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!..
Генерал-лейтенант Бороздин 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнезд, в которых они не успели еще отсидеться.»
Так описал этот напряженный момент сражения, его непосредственный участник, Ф. Н. Глинка.
Семеновское. Багратионовы флеши.
Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.
У леса — захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата.
Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.
Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели — французы не смогли прорвать линию обороны русских.
Командный пункт Наполеона.
Вдали — Шевардинский редут — командный пункт Наполеона. По обе стороны от него — «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты — Наполеон.
Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления.
Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.
Атака саксонских кирасир.
Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура.На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы.
На пути неприятельской конницы встает естественная преграда — Семеновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы.
Художник здесь подчеркивает, что позиция, выбранная Кутузовым для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии Наполеона.
У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат.
Кавалерийский бой во ржи.
Завязывается ожесточенная схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» — один из кульминационных, самых динамичных и напряженных фрагментов панорамы.
На всем скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены — русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины.
На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала Рожнецкого.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад.
Горит село Бородино. Белая церковь Рождества — единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.
Подвиг неизвестного героя.
В центре кавалерийской схватки — русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.
Горки — командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й.
Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением.
Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден».
Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.
Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.
У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.
Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными.
В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненного генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.
Мастер панорам
Франц Алексеевич Рубо родился в Одессе, в семье французского коммерсанта в 1856 году. В родном городе закончил художественную школу и в 1877 году поступил в Баварскую Королевскую академию художеств в Мюнхене. Его учителем был известный мастер батального жанра Ю.Брандт. Во время учебы Ф.А.Рубо часто приезжал в Россию, много путешествовал по Украине и Кавказу. В 1885 году художник получил заказ на создание серии полотен для Тифлисского военно-исторического музея.
В 1896 году Ф.А.Рубо закончил работу над своей первой батальной панорамой «Штурм аула Ахульго», посвященной взятию в 1839 году русскими войсками укрепленной крепости имама Шамиля в Северном Дагестане.
В 1905 году Российской публике была представлена панорама, созданная художником по заказу императорского правительства, посвященная героической обороне Севастополя в годы Восточной войны (1853-1856).
Панорама «Бородино» третья и самая впечатляющая панорама, созданная Мастером. Работа над нею началась в 1910 году и завершилась в августе 1912 года, когда в России торжественно отмечали 100-летие Отечественной войны 1812 года.
Бородинская битва является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех однодневных, бывших до него.
В дальнейшем обе стороны приписывали победу себе, однако непреложным фактом является то, что в ходе битвы французской стороне не удалось добиться ни одного из желаемых результатов.
Русским войскам, сражавшимся в обороне, удалось сдержать намного более опытного противника, не дать ему одержать решительную победу и завладеть стратегической инициативой.
Лучше всех об этом написал сам Наполеон: из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми
Сергей Колесников

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА Добру и злу дано всегда сражаться. И в вечной битве зло сильнее тем, Что средства для добра не все годятся, Меж тем, как зло не брезгует ничем. Бороди́нское

.

Предыдущая запись Маркос Намба Беккари родился в Бразилии в 1987 году
Следующая запись фэшн тренды на осень-зиму 2020-2021

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *