Как эффективно вести конспекты

Как эффективно вести конспекты Многочисленные исследования в области нейробиологии не раз доказывали, что письмо от руки способствует лучшему запоминанию. В частности, одна из последних научных

Многочисленные исследования в области нейробиологии не раз доказывали, что письмо от руки способствует лучшему запоминанию. В частности, одна из последних научных работ, выполненная экспертами центра нейронных сетей в Осакском университете, подтвердила, что когнитивные процессы во время записывания ускоряются. Поэтому конспектирование по-прежнему необходимо для эффективного обучения. Но чтобы ваши записи не представляли собой сплошной текст, в котором вы впоследствии ничего не найдете, необходимо использовать разные способы. Рассказываем о методах и принципах ведения конспектов.
Методы ведения конспектов
«Вопрос ответ»
Выделяйте основные проблемы и подтемы, в рамках которых необходимо задавать вопросы к новой важной для понимания информации. Например, если речь идет о литературных направлениях, можно задать следующие вопросы: «В чем суть романтизма», «Кто были представителя направления», «Чем романтизм отличается от сентиментализма» Прописывая ответы на эти вопросы, не забывайте об аргументации и упоминании ключевых имен и дат.
Концептуальные карты
Этот метод был разработан Джозефом Новаком американским педагогом в Корнеллском университете. Основными его преимуществами являются наглядность и выявление причинно-следственных связей между понятиями. Принципы построения концептуальной карты следующие: иерархическая структура (от общего к частному), выделение ключевых понятий, составление связей между ними и их соединение. От центральной темы проводится несколько стрелок к подтемам, от которых идут уже другие ветки. Если термины требуют объяснения, обязательно прописывайте определения внизу или делайте сноски (это зависит от сложности темы).
Метод Билла Гейтса
Американский предприниматель Роб Ховард описал этот метод в своем блоге. Создатель Microsoft Билл Гейтс делит лист на четыре части:
— Основные тезисы. В этом столбике необходимо прописать главные мысли и идеи
— Заметки и подробности. Здесь подразумевается раскрытие выделенных тезисов и их описание
— Примеры.
— Вопросы. Обязательно заполняйте этот блок, чтобы впоследствии не забыть о волнующих вас вопросах и найти ответы на них либо после общения с лектором, либо благодаря использованию открытых источников информации
Flow
Сертифицированный коуч Скотт Янг предложил необычный метод конспектирования, предполагающий максимальную вовлеченность слушателя. В данном случае необходимо не просто записывать то, что говорят, а размышлять над этим и фиксировать собственные мысли. Механика следующая: ключевые понятия и тезисы лектора соображения самого автора на эту тему. Недостаток этого метода в том, что вы можете в процессе собственных размышлений не услышать важную информацию, поэтому необходимо включать диктофон.
Метод Корнелла
Профессор Корнеллского университета Уолтер Паук разработал этот метод конспектирования в 70-х годах. На листке очертите место наверху для заголовка, а внизу страницы проведите горизонтальную черту для выводов. Основную часть разделите на две в пропорции 3:7. В левой части будут основные тезисы, в правой их раскрытие и детали. Лучше оставлять пространство между предложениями, чтобы при необходимости дописать абзац. В конце не забудьте сделать выводы. Это позволит закрепить пройденный материал и еще раз вспомнить услышанное.
Боксы
Этот способ конспектирования подходит для изучения иностранных слов, дат, исторических событий, биографий. Нарисуйте на листе хаотично несколько боксов прямоугольников или квадратов, в которые вы будете записывать термины, имена, события и кратко их описывать. Преимущество этого метода в наглядности представленной информации, что может помочь при запоминании.
Маркирование
Придумайте символы, которые станут вашими маркерами. Определите, что будет означать основную идею (*), примеры (&), детали ( вопросы (). Эта наглядная навигация впоследствии поможет увидеть главные тезисы, отделить их от второстепенной информации и вернуться к ним сразу же. Вы также сможете сэкономить время, не прописывая отдельно слова, такие как «вопрос», «главная идея» и т. д.
Общие принципы ведения конспектов
1. Не нужно записывать все
Не стоит делать письменную расшифровку лекции: ваша задача сразу же фильтровать поступающую информацию и структурировать ее, двигаясь от общего к частному.
2.Разработайте собственную систему стенографии
Придумайте, как сократить ключевые термины, которые будут повторяться на протяжении всей лекции, и часто употребляемые слова. Например, «зн» вместо «значит», «тя» вместо «теория», «пст» вместо «писатель». Помните, сокращения должны быть понятны в первую очередь вам даже через время.
3. Используйте цветные маркеры
Визуальное оформление текста улучшает его восприятие и способствует процессу запоминания. Выделяйте фрагменты разными цветами в зависимости от функции того или иного предложения, будь то основной тезис, вопрос, деталь или пример.
4. В первую очередь обращайте внимание на новую информацию
Не тратьте время на записывание известных вам фактов или же тем, о которых вы сможете прочитать в учебной литературе.
5. Перефразируйте информацию
Не будьте пассивным слушателем, который просто переносит услышанное на бумагу. Размышляйте над поступающей информацией и думайте над тем, как ее можно передать яснее.
6. Используйте значки
Вместо выделений цветом можно использовать значки для вопросов, важных деталей или примеров.
7. Записывайте вопросы, если вам что-то непонятно
Если что-то осталось для вас неясным, сразу же запишите свой вопрос, чтобы вскоре вернуться к нему и заполнить пробел. В противном случае тема будет понята вами не до конца.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *