9 советских мозаик

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть
В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех приезжих из провинции, требовалась новая градострои¬тель¬ная политика. Москва разрастается до границ современного МКАДа, поглотив пять отдельных городов: Кунцево, Люблино, Бабушкин, Перово, Тушино. С 1959 по 1971 год, когда приняли новый Генплан, население города выросло с пяти до семи миллионов.
После того как Хрущев отправляется в Гавану и видит там FOCSA Building, возведенный в 1956 году, запускается проект строительства Нового Арбата (не случайно московские дома-книжки так напоминают гаванскую высотку). На месте бывших деревень со своей локальной памятью отстраиваются плеяды панельных районов, особенно на юго-западе и юго-востоке. Старая модель мира сменяется новой, «общемосковской».
В это время архитекторы мыслят целыми городами, охватывая своими проектами пространство от горизонта до горизонта. Небо пронзают новые шпили Останкинская телебашня, монумент «Покорителям космоса».
В новых домах как снаружи, так и внутри появляются мозаики, ставшие важнейшим слагаемым советского искусства. Несмотря на региональную специфику, набор сюжетов в основном был один и тот же от Калининграда до Владивостока.
Советская мозаика стала одним из редких инструментов украшения города. По ней легко проследить эволюцию идеологии, разглядеть элементы повсе¬днев¬ности и даже понять, о чем думали и мечтали в ту эпоху. Это самый свободный из декоративно-прикладных жанров СССР (так, есть легенда, что в Зеленограде выложили мозаику в виде сперматозоида).
Часто мозаика рассказывает о перемене политического курса: например, на московской станции метро «Доб¬ры¬нинская», на мозаике с изображением парада 1945 года, вместо Сталина появился Гагарин. При этом мозаики нельзя рассматривать в отрыве от функции здания, на котором они размещены (хотя есть случаи, когда сюжет к этому никак не привязан). На музыкальной школе с большей вероятностью будет изображена лира, автомобильный завод снабдят «комиксом», который иллюстрирует весь производственный процесс, а научный институт, скорее всего, получит молодых ученых с колбами и ретортами.
Расцвет советской мозаики пришелся на 196070-е, и в ней отразились раз¬ные темы: покорение космоса, научная фантастика, передовые медицинские технологии, героизм строителей предприятий и железных дорог. Как только концепция освоения и завоевания пространства стала рушиться, как карточный домик, перестали появляться новые песни про «Голубые города», БАМ и бод¬рые репортажи про новые целлюлозно-бумажные комбинаты, исчезли и мо¬заи¬ки. К тому же в 1980-е дома становятся выше, покрывать их мозаи¬ками бессмысленно.
Любое осознание ценности приходит через отрицание. Сегодня мозаики кажутся элементами повседневности и государство, кажется, не воспринимает их всерьез. Об этом говорят не только ценители архитектуры, но и создатели панно. Недавно в Калуге начали разбирать одну из лучших мозаик города. Уничтожена мозаика на одном из рынков Краснодара. Закрыто мусорными контейнерами панно на стене НИИ дальней радиосвязи в Москве. Едва не по¬стра¬дали мозаики в Перми. «Пловец» в Нижнем Новгороде тоже претерпел удивительные трансформации: минувшей осенью одной из самых популярных тем в сетевых сообществах стало «преображение» советского панно в резуль¬тате небрежной реставрации. Сначала панно закрасили, потом решили восстановить, но второй вариант с искаженными пропорциями и полным игнорированием художест¬вен¬ных законов воспринимался как манифест примитивизма.
1. Лента Мёбиуса в Москве
Нахимовский проспект, 47
В 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообра¬зить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклян¬ного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начи¬нать знакомство с советской мозаикой.
2. Тюбетейка в Казани
Улица Декабристов, 133
Раньше торговый центр «Тюбетейка» был украшен мозаикой, линии которой повторяли орнамент традиционного татарского головного убора (отсюда название). Позднесоветское здание, отсылающее к тюбетейке, отдаленно напоминает утопические проекты 1920-х годов, когда строились дома-трак¬торы и дома-самолеты. После пожара, случившегося в 2015 году, и последую¬щего за ним двухлетнего ремонта мозаику заменили фотобаннером с таким же орнаментом.
3. Фонтан во Владивостоке
Океанский проспект, 43
Дно фонтана при Дворце пионеров, открывшемся в 1980 году (автор про¬екта Антонио Михе получил за эту работу престижную государственную премию), украшала абстрактная композиция. Как раз в этом ценность советской мозаики: она позволяла разнообразить городскую среду, где все было построено по единым лекалам, и была ярким пятном на ткани города. Осенью 2018 года фонтан уничтожили: власти решили, что ремонт «экономически нецелесообразен». Архитектурный ансамбль Дворца пионеров, включавший в себя и фонтан, оставался одним из последних нетронутых модернистских зданий Владивостока.
4. Фонтан в Зеленограде
Площадь Юности
Центр электронной промышленности СССР строился по единому плану. Здесь все однообразно: дом-флейта, ансамбль Центральной площади, кинотеатр «Электрон», заводские помещения. Однако, не разрешая вольностей в боль¬ших формах, власти сквозь пальцы смотрели на детали оформления, и именно в них архитектор мог проявить себя. Специалистам, строившим «город юно¬сти», едва исполнилось 30 лет, и в абстрактной мозаике, украшавшей фон¬тан, выразилась их свобода и стремление реализовать свои творческие амби¬ции. Фонтан снесли в 2017 году во время реконструкции площади, несмотря на протесты защитников исторического наследия.
5. Сталевары и человек с молнией в Кирове
Октябрьский проспект, 97
На мозаике, созданной художником-монументалистом Виталием Удовым в 1960-е, изображены опоры ЛЭП, рабочие-сталевары, человек с молнией в руке, серп и молот. Местные газеты писали, что «монументальная роспись», украшавшая Кировский авиационный техникум, «вошла накрепко в городской пейзаж, стала неотъемлемой его частью»
. В городе шли долгие дискуссии о том, сохранять ли мозаику. В итоге здание решили наглухо закрыть вентиляционным фасадом.
6. Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти
Юбилейная, 42
Тольятти строился с нуля, и грандиозное панно «Радость труда» площадью 530 квадратных метров на стеле в центре города рассказывает историю ушед¬шей цивилизации, в эпоху которой строился комплекс ВАЗ. Мозаика конспек¬тивно пересказывает основные вехи советской истории от Октябрь¬ской революции до полета Гагарина в космос и возведения завода. Стелу делали четыре года с 1977-го по 1981-й. Отдельные элементы доставляли с заводов Ростова, Лисичанска и из других городов, поэтому в народе дорогой памятник прозвали «золотым брусом». Отливали и собирали в Москве. Автором был Юрий Королев, в 19801992 годах директор Третья¬ков¬ской галереи и действительный член Академии художеств. Сейчас мозаика осыпается, и с 2015 года идет борьба за ее реставрацию.
7. Читающие дети в Москве
Сущевский Вал, 49
Мозаика середины 1960-х годов украшает торец бывшей фабрики «Детская книга». Здесь соединились детские и вполне себе взрослые мотивы космиче¬ские корабли и радуга, вертолеты и искусно выполненные башенные краны, красноармеец со знаменем и Спасская башня, а также читающие дети. Ниже цитата из Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Новый застрой¬щик, который перестраивает фабричное здание в жилой комплекс, намерен сохранить гигантское панно: это действительно одна из самых впечатляющих мозаик советской Москвы.
8. Дипломная работа на стене художественной школы в Иваново
Проспект Ленина, 25
Выпускная работа студентов Суриковского института под названием «Искус¬ство принадлежит народу» появилась на здании ивановской художественной школы в 1971 году. Эта работа интересна не только из-за потрясающей детали¬зации и возраста ее авторов, но и из-за масштаба: смальта покрывает весь брандмауэр здания. Иваново можно назвать столицей советской мозаики: она встречает туриста уже на железнодорожном вокзале. В последние годы за со¬стоя¬нием панно никто не следит, оно начало осыпаться, поэтому его закрыли фальшфасадом. На печальное состояние мозаики обращали внимание местные активисты и фонд сохранения исторического наследия «Внимание».
9. Мозаика по мотивам Брэдбери в Петербурге
Тихорецкий проспект, 4
Редкий случай, когда мозаика появляется в эпоху перестройки, в 1987 году, и уж совсем неожиданно, что в творчестве автора явно просматриваются мотивы произведений Рэя Брэдбери. Художнику Владимиру Лащинину пору¬чили придумать панно для одного из корпусов Института цитологии РАН. В композиционном смысле мозаика безупречна: здесь и рыбы, и ласточки, и ракушки, и разрываемая клетка, обрамленная растительными мотивами. Мозаика находится в хорошем состоянии, и в последние годы на нее никто не покушался.

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

9 советских мозаик Павел Гнилорыбов рассказывает о советских мозаиках и о том, где их можно увидеть В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех

.

Предыдущая запись Паскаль Кэмпион французско-американский иллюстратор и аниматор, создающий прекрасные произведения искусства
Следующая запись ОТКУДА ПОШЛИ ВЫРАЖЕНИЯ «ГОП-СТОП» И «ГОП-СО-СМЫКОМ»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *