В фантазиях любителей путешествий Эфиопия предстает как некая сказочная и волшебная африканская страна, наполненная загадками, приключениями и опасностями. Все это, разумеется, так и есть, однако вещей, связывающих Эфиопию с другими африканскими странами, намного меньше, чем того, что неразрывно связывает ее с Ближним Востоком и древней Византией.
Именно Эфиопия стала одной из первых стран мира, принявшей христианство в качестве своей основной, государственной религии. В 330 году, всего лишь на 15 лет позже, чем Римская империя, император Эзана провозглашает свое Аксумитское царство (большая часть территории которого ныне и является Эфиопией) христианским. Связана с этим красивая история. Гражданин Рима сириец и христианин Фрументий потерпел кораблекрушение у берегов Африканского Рога и решил использовать происшествие для распространения веры Христа на территории своего вынужденного пристанища. Его проповеди пришлись по душе императору Эзану, и он не только принял христианство, но и способствовал распространению новой религии в своем царстве нынешней Эфиопии.
Однако же связь Эфиопии и западного мира зародилась за много столетий до того, как разбилась лодка Фрументия, а именно с одного из самых легендарных и загадочных романов в истории человечества: отношений иудейского царя Соломона и царицы Савской.
«Южная царица» отправляется в Иерусалим, дабы самолично убедиться в мудрости и уме еврейского правителя. И вот, как говорится в величайшей «Книге о славе царей» (эфиопская книга, содержащая легенды о происхождении династии эфиопских правителей от царя Соломона и царицы Савской), «возлегли они вместе… и спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с царем Соломоном детородные муки объяли ее, и породила дитя она мужеска пола». Уже подросший мальчик, названный Менеликом, отправляется в Иерусалим в гости к отцу, откуда, согласно эфиопским источникам и мифотворчеству, увел не только небольшую персональную армию и сокровища, но и унес подарок отца намного более ценный, а именно Ковчег Завета, в котором хранятся скрижали.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, что, как каждой стране приятно иметь что-то «самое древнее в мире» или «самое высокое в мире», точно так же и Эфиопии хотелось иметь что-то «самое». Этим самым, безусловно, стали скрижали, святая святых иудеев, некая абсолютная ценность, которые хранились в еврейском Храме в Иерусалиме до его разграбления. С этого момента нить рассказа подхватывает эфиопская традиция, утверждая, что эти реликвии и по сей день надежно хранятся в часовне Завета в Аксуме.
Как бы то ни было, с того момента связь африканского царства и Израиля становится неразрывной настолько, что иудаизм долгое время является официальной религией Эфиопии, а ее правители до сего дня ведут свою родословную от династии царя Соломона.
Впоследствии христианство вытеснило иудаизм, однако, несмотря на это, именно эфиопская церковь сохранила наибольшее количество ритуалов и заповедей, пришедших в новую религию из иудаизма. Так, у эфиопов, как и у евреев, суббота святой день, мальчиков обрезают на восьмой день после рождения, а молитву принято совершать «лицом» к Иерусалиму.
Многие неверно называют эфиопскую церковь православной, меж тем с сегодняшним православием у нее мало общего. Эфиопская церковь утверждает, что человеческая и божественная природа Христа едина и неделима, и оттого восточные церкви правильно называть миафизитскими (от греческого «единая природа»). Византийская и латинская традиции говорят же о полном соединении воедино человеческой и божественной природы Христа. Нюанс на первый взгляд небольшой, однако именно он привел к расколу, который позволил эфиопской церкви сформироваться в совершенно отдельный институт с собственной догматикой и традицией.
Сегодня в современной Эфиопии есть четыре основных центра христианства: Лалибэла, Аксум, Гондэр и озеро Тана. Каждое из этих мест уникально и прекрасно по-своему, однако именно Тана со своими отшельническими монастырями вобрало и сохранило в себе весь дух и ценность эфиопского христианства.
Озеро Тана крупнейшее в Эфиопии. Из него вытекает Голубой Нил, но главное, на нем расположено 28 островов, ставших домом для древнейших христианских монастырей мира. Каждый остров озера Тана хранит отшельнический монастырь, каждый из которых уникален и неповторим: он отличается от предыдущего фресками, убранством, цветовой гаммой.
Так, на острове Дек расположен один из наиболее интересных и труднодоступных (в силу своей удаленности) монастырей Нарга. В районе этого храма живут несколько монахов, монашек и настоятель церкви Нарга Селаси. Церковь возвела эфиопская императрица Ментеваб в XVIII веке, используя для строительства гигантское дерево сикамора (то самое, на котором, согласно Новому Завету, сидел Закхей, выглядывая Иисуса в Иерихоне).
Вообще, каждая церковь на островах озера Тана это детальный пересказ событий Нового Завета. Заходя внутрь, ты как будто оказываешься внутри книги и, проходя по кругу, словно читаешь страницы древних религиозных текстов.
Говоря «по кругу», я не ошиблась, ибо все церкви островов Таны построены в старой эфиопской традиции и имеют круглую форму. В такой церкви обязательно будет три круга: внешний для прихожан, а также танцев с барабанами и хороводами, еще один для молящихся, причастившихся и дьяконов, и внутренний так называемая «святая святых», в которой хранится копия Ковчега Завета.
Как мы говорили выше, согласно эфиопской традиции, наследник царицы Савской и царя Соломона привозит на родину Ковчег Завета, который сегодня надежно спрятан от глаз посторонних в Аксуме. Сегодня каждая эфиопская церковь хранит в своем сакральном центре уменьшенную копию Ковчега Табот. И равно как в Скинию, святая святых иудейского Храма в Иерусалиме, не допускался никто, кроме первосвященника, точно так же и в святая святых эфиопской церкви запрещен доступ всем, кроме кеса и его дьяконов.
Эфиопская традиция диктует свои правила создания фресок. Здесь вы нигде не увидите икон в привычном православию виде. Напротив, все изображения наносятся на слой ткани, грубой канвы, которая крепится к глинобитным стенам церкви либо же клеится на доски. Для красок используются лишь натуральные пигменты, которые долго сохраняют свой цвет и практически не выгорают в сумерках храма. По большому счету образ, нанесенный на ткань, является такой же иконой, как и более привычное в России изображение, нанесенное на доску, однако эфиопская церковь, впрочем, как и любая другая, имеет свой собственный, легко узнаваемый стиль и традицию иконописи.
Рядом с каждой более или менее древней церковью, будь то острова озера Тана или же церкви Гондэра, чаще всего вы встретите монашеские кельи. Монахи, в отличие от служителей церкви, ведут анахоретский, отшельнический образ жизни, предпочитая не вступать в вербальный контакт ни с туристами, ни с прихожанами. Выделить монахов из толпы достаточно легко: часто они носят ярко-желтые шерстяные палантины, а также босоноги. Кесов, то есть священнослужителей, часто можно узнать по белым марлевым накидкам и чалмам на голове. Обертывание тела в белую марлю символизирует в эфиопской традиции тело Христа, закутанное в плащаницу.
Резюмируя, эфиопскую ортодоксальную церковь можно считать одной из наиболее древних, а учитывая ее географическую отдаленность от Константинополя и Рима, она, как никакая иная, сохранила древнюю христианскую традицию. Именно Эфиопия хранит старейшие рукописи, иконы и предметы культа, являющиеся настоящим сокровищем для каждого любителя истории и этнографии, именно в этой стране вы, как ни в одной другой стране Африки, чувствуете связь традиций и поколений, великую историю и загадку.