Полабские славяне

Полабские славяне Полабы, полабские славяне большая группа западнославянских племён, населявшая до середины 2-го тыс. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии: территории от устья

Полабы, полабские славяне большая группа западнославянских племён, населявшая до середины 2-го тыс. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии: территории от устья р. Лаба (Эльба) и её притока р. Сала (Заале) на Западе, до р. Одра (Водра, Одер) на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужицкие сербы (лужичане), лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, рароги или ререки). Полабские славяне имели собственные независимые протогосударственные образования, просуществовавшие до XIXIII веков, после чего они были так или иначе поглощены немецкими государственными образованиями, которые входили в состав Священной Римской империи. В настоящее время все полабские славяне, за исключением остатков лужичан, онемечены. Процесс онемечивания длился несколько столетий и имел как насильственные формы (например, в средневековье издавались многочисленные законы в различных городах Германии, запрещающие выступать в суде на славянском языке, и т. д.), так и «естественные» формы (например, человек, перемещаясь по стране, переселяясь куда-то, приобретая новую профессию, попадая в армию, торгуя, так или иначе участвуя в жизни государства, официальным языком которого был немецкий, был вынужден учить этот язык и обучать ему своих детей). Известно, что к Мартину Лютеру, после того, как он сделал перевод Библии, на немецкий язык, заложив этим самым, кстати, основу современного литературного немецкого языка, приходили послы от лужицких сербов с просьбой, чтобы он сделал перевод Библии и на сербский язык. Из чего можно допустить, что Мартин Лютер владел сербским языком в достаточной степени, чтобы перевести на него Библию. Кстати, существует предположение, что по-настоящему его имя выглядело как Мартын Лютарь. «Последний» человек, знавший «Отче Наш» по-славянски в Люнебурге, городе, расположенном недалеко от Гамбурга, умер в 1780 г. Далее на восток славянские языки просуществовали значительно дольше, в Лужице вплоть до наших дней. Бабка канцлера Бисмарка, по его же собственным словам (он упоминал об этом в своих письмах), не знала ни одного слова по-немецки, и говорила только «по-вендски». Вендами немцы традиционно называли и называют до сих пор исконное, коренное славянское население Германии.
Вот некоторые описания полабских славян, оставленные современниками:
Титмар Мерзебургский (ранее 1018 года) «Хроника»: «Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич.»
Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:
«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком. Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой. из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре Их город всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути.»
Священник Гельмолд (сер. XII века), «Славянская Хроника» сообщал :
«Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их Радегаст»»Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений»
Саксон Грамматик пишет: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»
Гельмолд описывает что когда на пиру славяне чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого несчастливой».

Полабские славяне Полабы, полабские славяне большая группа западнославянских племён, населявшая до середины 2-го тыс. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии: территории от устья

 

Полабские славяне Полабы, полабские славяне большая группа западнославянских племён, населявшая до середины 2-го тыс. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии: территории от устья

Полабские славяне Полабы, полабские славяне большая группа западнославянских племён, населявшая до середины 2-го тыс. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии: территории от устья

Полабские славяне Полабы, полабские славяне большая группа западнославянских племён, населявшая до середины 2-го тыс. н. э. восток, север и северо-запад современной Германии: территории от устья

.

 

Предыдущая запись Рабский труд топливо британского капитализма
Следующая запись Игорь Медведев родился в Украине в городе Новопсков Луганской

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *