Почему Римская империя не исчезла в Средние века

Почему Римская империя не исчезла в Средние века enovatio imperii Romanorum идея, благодаря которой средневековое общество помнило о величии Римской империи. 476 год традиционно считается датой

enovatio imperii Romanorum идея, благодаря которой средневековое общество помнило о величии Римской империи.
476 год традиционно считается датой падения Западной Римской империи. Несмотря на то что начальник императорской гвардии германец Одоакр низверг последнего императора Ромула Августула (фактически «августёнок»), в сознании человека той эпохи империя никуда не делась. Конечно, как политическое образование она изжила себя, но идея империи осталась и прожила долгую жизнь. Облик менялся, а цели оставались теми же.
ФОТО 1. Низвержение Ромула Августула.
Имперская идея: суть её возрождения
Важно разобраться в терминах и временных рамках. Что касается времени всё вполне ясно. Империя зародилась в Римской республике и была уничтожена Наполеоновскими войнами в 1806 году (как Священная Римская империя). Imperium власть, принадлежащая правителю государства (монарху) или же административным структурам в период республиканского Рима. Император изначально титул руководителя легионов, наделённого чрезвычайными полномочиями. Со временем термин претерпел ряд изменений. Воины Рима провозглашали своего военачальника императором. Orbis romanus все земли, цивилизованный мир, названный империей. За её пределами жили варвары. Руководство столь обширными территориями требовало много сил и эффективных механизмов управления. Религиозная подоплёка являлась усилителем образа императорской власти. Постепенно фигура императора сакрализировалась: монарх становился предметом поклонения, появились ритуалы (проскинеза битие поклонов до земли). Всяческое уклонение от подобного акта незаконно.
Почему христиане испытали на себе гнев римской власти На начальных этапах развития церкви общины не подчинялись закону, что ставило под угрозу существование империи. Поэтому приверженцев новой веры и отправляли на съедение львам на аренах.
ФОТО 2. Христиане и львы.
Со временем христианство стало брать верх в этой схватке, и в 313 году император Константин Медиоланским эдиктом фактически легализовал новую веру. В последующие эпохи монархи сами будут принимать христианство и даже устраивать кампании против язычества. Природа императорской власти по-прежнему оставалась религиозной по своей сути. Император перестал быть божественной сущностью, но при этом сохранил за собой должность наместника бога на земле. Все элементы церимониала атрибуты, одежда, инсигнии, приветствия, коленопреклонение сохранялись в восточной части империи до 1453 года. Западу оставалось лишь хранить эту связь с византийским басилевсом. Его великолепие поражало «варваров».
ФОТО 3. Константин Великий.
Идея империи сохранила в себе все означенные черты. Но идейно она была связана с Римом: наследники трона хоть и не были римского происхождения, но свои стольные грады считали продолжением Вечного города. Константинополь Второй Рим, Москва Третий, а Ахен один поэт назвал «Будущим Римом». Городу следовало иметь неприступный вид, а правителю ряд грандиозных побед на поле брани.
Имперская идея в Средние века: опыт Запада
Западная половинка бывшей Римской империи получила несколько специфический образ императора. Церковь Рима в отличие от греческой была более озабочена проблемой независимости от государства. Блаженный Августин в своём знаменитом «О граде Божьем» чётко разграничил связь церкви и империи. О превосходстве церкви говорил и папа Лев Великий, а другой наместник апостола Павла, папа Геласий, в своём трактате 494 года заявил о противопоставлении двух властей власти понтифика и кесаря. Власть понтифика, конечно же, была наиболее весомой, ведь на ней лежала ответственность за спасение душ монархов.
Однако в 6-м веке имперская власть берёт реванш: Юстиниан занимает Италию и усиливает давление на Рим (папа Григорий Великий сдерживал этот пресс и при этом не отрёкся от идей своих предшественников). Но византийское владычество в Западной Европе было недолгим, как и влияние империи на варварские королевства и римскую церковь. Почести императору они не понимали и не принимали. Отношения церкви и государства приняли совершенно иной оборот: на задний план был отодвинут вопрос о престиже императорской власти. Выводы «О граде Божьем» упростили и исказили до неузнаваемости. Церковь требовала беспрекословного подчинения государства. Папская власть делегировала отдельные полномочия (в области защиты границ христианского мира) правителям варварских королевств: до 711 года этими вопросами в основном занимались вестготы в Испании, пока они не подверглись завоеванию.
ФОТО 4. «О граде Божьем».
Франки отказались принимать на веру церковную доктрину власти и сами брали в оборот епископаты: облагали их налогами и требовали беспрекословного подчинения. К концу правления Меровингов в начале 8-го века епископат фактически стал светской организацией, которая находилась на службе у отдельных представителей власти.
И только с приходом к власти Пипина Короткого в 753 году связь церкви и государства стала тесной: сначала его короновали епископы, а после сам папа Стефан II, который страдал от нападок лангобардов. Франкские короли получали от понтификов титулы и звания «Нового Давида» или «Нового Моисея». «Да здравствует Христос, любящий франков», такую реплику вставил автор пролога к «Салической правде».
Карл Великий стал транслятором идей римской церкви и встретил поддержку понтифика Льва III, потому как папа римский сам находился в непростом положении: вокруг орудовали враги.
enovatio imperii Romanorum: император Запада
Устранённая угроза от лангобардов фактически развязала руки понтифику: Лев III передал все титулы и привилегии Карлу. По приглашению святого отца франкский король приехал в Рим. Воспользовавшись присутствием дружины и Карла, папа прибыл в Вечный город и неожиданно 25 декабря 800 года в соборе Святого Петра водрузил императорскую корону на голову франкского короля.
ФОТО 5. Коронация Карла Великого.
Карл был неприятно удивлён и совершенно не понимал оказанных ему почестей. Император сразу же внёс изменения в образ императорской власти: в булле появилась любопытная формула «Renovatio imperii Romanorum» (Возрождение Римской империи). Карла именовали «Август, великий и миролюбивый император». Ахен стал новым Римом: он превратился в центр возрождения культуры. В 962 году Рим вновь принял Оттона Великого из Саксонии. Империя была восстановлена и просуществовала до 1806 года, пройдя все социальные катаклизмы Средних веков и Нового времени: борьба за инвеституру, крестовые походы, внутренние смуты, Реформацию и Тридцатилетнюю войну.

Почему Римская империя не исчезла в Средние века enovatio imperii Romanorum идея, благодаря которой средневековое общество помнило о величии Римской империи. 476 год традиционно считается датой

Почему Римская империя не исчезла в Средние века enovatio imperii Romanorum идея, благодаря которой средневековое общество помнило о величии Римской империи. 476 год традиционно считается датой

 

Почему Римская империя не исчезла в Средние века enovatio imperii Romanorum идея, благодаря которой средневековое общество помнило о величии Римской империи. 476 год традиционно считается датой

Почему Римская империя не исчезла в Средние века enovatio imperii Romanorum идея, благодаря которой средневековое общество помнило о величии Римской империи. 476 год традиционно считается датой

Почему Римская империя не исчезла в Средние века enovatio imperii Romanorum идея, благодаря которой средневековое общество помнило о величии Римской империи. 476 год традиционно считается датой

.

 

Предыдущая запись ЧТО ТАКОЕ «ДЕМОН МАКСВЕЛЛА» И В ЧЕМ ЕГО ПАРАДОКС
Следующая запись Обычная вышивка способна преобразить не только кусочек ткани, но и куриное яйцо, о чем не понаслышке знает французская художница Элизабет Кляйн (Elizabeth lein

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *