ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ

ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо.

Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо. Только отсекая лишнее, можно добиться гармонии. Буряты так живут много веков.
ГЕРОЙ
Татьяна Маладаева
Родилась в 1972 году в селе Курумкан в семье сотрудников местной санэпидстанции. Окончила Бурятский государственный пединститут (ныне университет) им. Доржи Банзарова. Изучала тибетский язык в Колледже высших тибетских наук Сара в Индии. Училась буддийской философии у главы буддистов Монголии ламы Богдо-гэгэна IX. Живет в Улан-Удэ, практикует тибетскую медицину. Татьяна Маладаева о том, как сложились ее представления о мире.
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Буряты
Народ, сформировавшийся в районе озера Байкал. Этнографы считают, что у бурятов есть монгольские, тюркские, тунгусские и самодийские корни. Самоназвание народа буряад, происхождение этнонима до конца не выяснено. Национальный язык бурятский. Исповедуют буддизм и шаманизм. В настоящее время проживают в России (в основном в Республике Бурятия, Забайкальском крае и Иркутской области), Монголии и Китае (в автономном районе Внутренняя Монголия). Общая численность составляет 550690 тысяч человек.
***
Одно из самых ярких воспоминаний детства как дед кормил птиц во дворе. К дому слетались вороны, сороки, голуби, воробьи, синички, даже дятлы и коршуны. Дед говорил, что кормить птиц благодеяние, потому что они наши ангелы-хранители. Дед был белым старцем, по-бурятски мы называем таких людей сагаан убэгэн.
***
Шаманы и дарханы были у меня в роду с папиной стороны. Дархан это кузнец, в Бурятии всегда был культ кузнеца, считалось, что он судьбу кует. А мамины предки ламы, тоже кузнецы, но ювелирные, работали с благородными металлами.
***
В семье нас было четверо детей: я, две старшие сестры и младший брат. Родители целыми днями работали, а нас отводили к дедушке с бабушкой. Дед проводил исцеляющие обряды. К нему приходили односельчане с разными вопросами, проблемами, и он помогал их решать.
***
Дар помогать людям у него открылся после войны. На фронте снайпер прострелил ему спину, ранение было очень тяжелое. Но дед выжил и полностью поправился. Говорили тогда, что не иначе как его ангелы оберегали. Вернувшись после войны в родной Курумкан, он стал работать трактористом и лечить людей молитвами. Бывало, придет к нему больной, дед его выслушает, помолится, подует и назавтра человек возвращается здоровый, благодарит. Дед никогда не брал денег за лечение, вообще не придавал значения материальному.
***
Односельчане часто просили деда, чтобы он молился о хорошей погоде. Особенно осенью перед заготовкой сена: чтобы оно не промокло, чтобы вовремя урожай убрать. Он помолится, поговорит с природой, разведет костер, капнет туда масла и дождь прекращается. В советское время шаманизм не одобряли, но деда никто не трогал. Хотя маминого дедушку в 1937 году расстреляли за то, что он был ламой. Позже реабилитировали.
***
Дедушка с бабушкой делали подношения огню. Считается, что огонь сжигает все плохое, устраняет препятствия. Поэтому мы, буряты, задабриваем огонь: льем на него топленое масло, кидаем конфетку или печенье, брызгаем молоко. Наш папа был печником: каждая вторая печь в Курумкане сделана его руками.
***
Дед учил нас быть крепкими, закалял. Сам ходил босиком по снегу в 40-градусный мороз! Меня в четыре года уже заставлял мыть полы. Мы часто вставали в пять утра и шли на речку Баргузинку встречать рассвет, загадывать желание у родников, которые считались священными. С тех пор я всегда встаю рано. Дед говорил, что в жизни надо много трудиться.
***
В Бурятии традиционно главой семьи считается мужчина, но мой отец рано умер, и все домашние трудности легли на нас, детей. Мы сами рубили дрова, косили сено, ухаживали за овцами, коровами, свиньями, курами. Позже, во время учебы, постоянно приходилось подрабатывать. Было очень тяжело, но я знала, что человеку, который укрепляет дух с детства, с молодости, потом никакие трудности не страшны.
***
Каждые выходные мы собирались всей семьей, папа затапливал печь, мама пекла хлеба, булочки. А накануне вечером ставила в печь мясо в чугунке, и утром оно было мягкое, как тушенка. Семья, домашний очаг для бурята это святое.
***
В честь рождения ребенка буряты ставили памятные столбы сэргэ. Традиция пошла со времен кочевничества, когда жилища были временными. Приезжая к столбам своих предков, мы молимся духам хозяевам местности, загадываем желания. Нужно помнить, кто ты, откуда, кто твои предки. От них передаются знания, мудрость. А невежество в буддийской философии считается одним из трех ядов наряду с гневом и страстью.
***
Одной вспышкой гнева можно перечеркнуть все хорошее, что ты делаешь в жизни. Чтобы не гневаться, мы применяем специальные буддийские практики. Высшая цель достичь состояния Будды, полной гармонии с собой и миром.
***
Важно различать страсть и любовь. Можно и нужно любить ближнего, свою работу, увлечения. Но нельзя ни к чему и ни к кому привязываться, желать обладать кем-то или чем-то. Вот, например, все мы любим Байкал, для нас его вода священна. Такую воду мы называем аршан. Каждый бурят как минимум раз в год должен совершить омовение в Байкале, чтобы набраться сил, энергии. Но ничего нельзя забирать из озера с собой. Даже камни: это ведь дом для каких-то живых существ. Важно, чтобы всем живым существам было хорошо.
***
Аршан это не только Байкал. Недалеко от моего родного села, например, находятся Кучигерские термальные источники, их вода и грязь лечат от многих недугов, особенно костных, мышечных. Исцелившиеся нередко оставляют у источников свои костыли. Казалось бы: приезжай, лечись сколько хочешь! Но люди стали увозить воду и грязи с собой канистрами. И источник стал мелеть. Природа всегда мстит за алчность.
***
Однажды со мной произошел интересный случай: недалеко от нашего дома зацвела черемуха, и мне захотелось сорвать ветку. Вдруг словно слышу какой-то внутренний голос: «Не рви». Но я не послушалась. Пришла домой рука, которой ломала ветку, вся покраснела и опухла. На следующий день вернулась я к дереву, попросила у него прощения все прошло.
***
Излишества источник болезней, главное препятствие на пути к достижению гармонии, счастья. Алчные люди после смерти перерождаются в голодных духов. Есть такая буддийская практика чод. В переводе с тибетского «чод» означает отсечение эго. У человека много потребностей, и не нужно их игнорировать. Но из окружающего мира надо брать только то, что действительно необходимо.
***
В нашем суровом климате без мяса прожить трудно. Прежде чем съесть мясо, мы произносим специальные мантры для его очищения, чтобы убитое животное нашло благое перерождение в более крупное животное или в человека. Чтобы эта пища послужила нашей жизнеспособности, дальнейшему развитию.
***
Чтобы достичь умиротворения, мы практикуем специальный обряд маани хурал. Это уединение, уход из внешнего мира на три дня. Во время таких ретритов, которые часто практикуют в дацанах, мы ничего не едим, сидим в позе медитации и читаем мантру, дарующую сострадание все живым существам. Это очень полезный ритуал для очищения ума и тела, повышения осознанности. Ведь в буддизме самое главное быть сострадательным, приносить добро.
Для этого человек должен осознавать каждый свой шаг: зачем он его делает, какие это принесет последствия. Все свои мысли, слова, дела нужно осознавать. Гнать прочь плохие мысли, потому что они притягивают препятствия и болезни.
***
Меня со школьной скамьи интересовало, что происходит с человеком, с его сознанием после смерти. Буддизм дает ответ на этот вопрос. Когда в нашем Курумкане открыли первый дуган (маленький дацан), я пошла туда помощницей к ламе и год там проработала. Чистила светильники, зажигала благовония, встречала посетителей, рассказывала им, как надо себя вести в дугане, какие мантры читать. Мне нравилось, что от нас люди выходили с успокоением.
***
После дугана я поступила в институт, а когда его закончила, уехала изучать буддистскую философию в Индию, жила в резиденции Богдо-гэгэна IX. Ретриты, физический труд, ежедневные занятия йогой, походы в горы сделали свое дело: я начала осознавать свое предназначение.
***
Важно знать, как помогать людям. Находить правильные, мудрые решения. Мысли, слова, действия. Ведь тело, речь и ум взаимосвязаны. Одним словом можно ранить человека, убить. А можно исцелить.
***
Ко мне часто обращаются люди, испытывающие разного рода трудности. Не так давно на практику чод пришла девушка, муж которой погиб в автокатастрофе. Она три года рыдала, сильно была к нему привязана. Это и есть страсть. Я сказала, что если она по-настоящему его любит, то должна отпустить. Из-за привязанностей мы цепляемся за людей, которые ушли от нас. А надо просто желать им счастья от всей души.

ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо.

ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо.

ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо.

 

ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо.

ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо.

ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо.

ОТСЕЧЬ И ОТПУСТИТЬ: ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ БУРЯТИИ Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо.

.

 

Предыдущая запись Море из деревьев, или Смертельный лес Аокигахара
Следующая запись «Портрет павиана в лучах заката»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *