ПОЛОЦК — ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею.
Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком престоле — с 1044 по 1101 год. Рождённый матерью «от волхования», названный летописцами князем-оборотнем, превращающимся то в волка, то в сокола, то в тура с золотыми рогами, он прославился своими военными победами и возвышением Полоцкого княжества. Родился Всеслав Брячиславович с «пятном язвенным» на голове. Современные медики пришли к выводу, что это была грыжа головного мозга. Княжеские врачеватели-волхвы наложили на повреждение повязку (бандаж, пропитанный целебной мазью) с указанием носить её до конца жизни. В результате подобное заболевание ничуть не мешало полоцкому князю вершить государственные дела и привести Полоцкое княжество к наивысшему расцвету в его истории. Во многом — это заслуга целительской деятельности жрецов, имевших в арсенале, говоря современным языком, «средства традиционной и нетрадиционной медицины». Во время археологических раскопок в Полоцке в слоях X-XI веков были обнаружены многочисленные хирургические инструменты, пропитанные целебными мазями пластыри, сосуды с оставшимися на стенках лечебными отварами. К нетрадиционным методам относились заговорные тексты и различные ритуалы, вводящие пациента в транс и формирующие в нём мощные программы исцеления и самооздоровления. Кстати, дочь Всеслава Чародея Доброслава известна как искусная врачевательница, о чём пишут белорусские учебники по истории медицины.
Желая показать возрастающую роль Полоцкого княжества, Всеслав Чародей велел в 1044 году заложить Софийский Собор, как в Киеве и Великом Новгороде. Изначальный вид храма напоминал знамению Константинопольскую Софию. Стены церкви, судя по сохранившемуся фрагменту, укладывались из природного камня.
Христианская епархия существовала в Полоцке с 922 года. Даже есть гипотеза, что Всеслав Брячиславович принял крещение под именем Фёдор в честь святого Фёдора Тирона-воина. Но как бы там ни было, с большой долей вероятности можно говорить, что полоцкий князь обладал некой мощной системой «тайных» языческих знаний. И не потому, что обращался в животных. А потому, что превратившись в волка, позволил себе перебежать путь самому великому Хорсу, светлогривому коню бога Солнца. А в одной из битв вообще превратился в языческое военное божество, яростного, сильного и быстрого тура с золотыми рогами, сиявшими, как солнце. Что касается оборотничества, то по сообщениям этнографов, в Беларуси вплоть до XX века подобным умением обладали многие её жители. Особенно же распространено оборотничество было именно в Полоцке и Полоцком уезде Витебской губернии.
«Чтобы обратиться в животное, человек втыкает в уединённом месте леса 12 ножей остриём вверх, и троекратно кувыркается через них, стараясь не стронуть ножей с места. За первым кувырканием человек теряет очертания своего лица, за вторым становится бесформенным живым существом, а за третьим полностью приобретает вид желаемого животного», — писал фольклорист и этнограф Я. М, Никифоровский.
Вернёмся к Софийскому собору, основанному Всеславом Чародеем. Храм многократно разрушался во время войн и пожаров, перестраивался, реконструировался. Последняя реконструкция была проведена в 1985 году. Сейчас в Полоцкой Софии находится концертный зал с органом. В нишах стен выставлены скульптуры святых и исторических деятелей.
В тот исторический период не многие жители Полоцка исповедовали христианство и приходили в храм. Большинство предпочитало обряды языческих жрецов в священных дубовых лесах. Обряд отпущения грехов происходил в следующим образом. Жрец убивал жертвенного козла, и затем народ публично исповедовался в грехах против богов. Потом, когда мясо козла варилось для положенного ритуального пира, каждый вставал перед жрецом на колени, а тот драл человека за волосы и давал пощёчину. Наконец, все кающиеся набрасывались на жреца и принимались драть за волосы уже его. Чем громче кричал от боли жрец, тем большей была вера в отпущение грехов.
Возле Полоцкой Софии, на высоком берегу Западной Двины, лежит огромный ледниковый валун, Борисов камень. На валуне высечен шестисторонний крест «Голгофа» и надпись «ХС НИКА» «Господи помози рабу своему Борису».
Историки сходятся во мнении, что надпись была сделана по указанию князя Бориса Всеславовича, старшего сына Всеслава Чародея, примерно в 1127-1128 годах. Всего в разных местах было найдено 7 подобных Борисовых камней, 2 из которых находились на суше, а 5 стояли на дне Западной Двины. «Полоцкий» камень размером 3, 5 м на 2, 6 м изначально находился в 5 км от Полоцка возле деревни Подкастельцы. Во время паводка его заливала полностью вода, а в голодные времена, по легендам, на верхушке появлялась буханка хлеба. Эту глыбу весом 7 тонн подняли из реки в 1985 году и перенесли в Полоцк.
С древнейших времён белорусы поклонялись камням, с камнями был связан мощный культ предков. У камней просили личного добробыта, общественного благоденствия, военных побед. По народным поверьям, мальчик всегда рождается на камне, а девочка на глиняном черепке. Вода, омывавшая камни, в белорусском мировоззрении являлась сущностью, из которой произошёл весь мир, и которой известны все мировые тайны. Она же служила границей, разделяющей мир живых и мир мёртвых. А река, к тому же, являлась символом неизвестного будущего.
По какой причине князь объединил языческие объекты поклонения и символы христианства, до сих пор точно не установлено. Ряд учёных полагает, что это памятники о военных победах князя Бориса или же его просьба к христианскому Богу о даровании побед. Другие связывают камни с желанием князя прекратить голодный мор, опустошавший княжество в этот период. Третьи убеждены, что таким образом христианин Борис стремился обратить или вернуть в христианскую веру своих подданных-язычников, наложив на их священные природные символы, камни и воду, печать христианства. Борис был старшим сыном Всеслава Чародея. Согласно традиции, именно старшим сыновьям передавались «тайные» знания. Но мы, к сожалению, не имеем никакого представления, получил ли их Борис Всеславович. От него до нас дошли лишь Борисовы камни — синтезированный языческо-христианский сакральный памятник.
Позже учёные подобный синтез язычества и христианства назовут двоееверием. Однако, известный советский и российский профессор-славист Н. И. Толстой не соглашался с этим термином. В монографии «Очерки славянского язычества» он писал, что белорусы, почитая христианских святых и в то же время совершая защитные обряды от ведьм, «не поклоняются одновременно двум богам — Богу и Мамоне, а имеют своё определённое отношение и к одному, и к другому миру. Эти отношения для них не противоречивы, а дополняют друг друга».
Мы же отдали уважение древней святыне, обойдя камень три раза по часовой стрелке. Дальше наш путь лежал в Полоцкий Спасо-Ефрасиньевский монастырь.
Его основала внучка Всеслава Чародея, Предслава Святославовна, в христианском крещении Параскева. При пострижении в монахини она получила имя Ефросинья. Но о святой Ефросинье Полоцкой, просветительнице, переписчице книг, первой на белорусской земле женщине-библиотекаре в следующей части статьи.
Лариса Новицкая

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

ПОЛОЦК - ГОРОД ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ 1 Наше зимнее знакомство с Полоцком началось возле памятника полоцкому князю Всеславу Чародею. Дата рождения его неизвестна, известен лишь срок княжения на полоцком

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *