Россия и Япония.

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря 1903 года решил, что «несмотря на продолжающиеся дипломатические переговоры, действовать так, как будто их результат представляется несомненным».
В январе 1904 года на Японских островах началось планомерное сосредоточение транспорта и скрытая мобилизация. В ночь на 27 января 1904 года без официального объявления войны японцы атаковали русскую эскадру, стоявшую на рейде у Порт-Артура!!!
В это время в России начинают активно действовать все
террористические революционные и сионистские партии!
……….
Первый же день войны продемонстрировал всему миру пример бесстрашия и великого героизма русских моряков. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли неравный бой с японской эскадрой. Но даже в этом героическом моменте военной истории не обошлось без политики и подлости наших западных «партнеров».
Русские корабли стояли в корейском порту Чемульпо. Накануне войны Корея объявила себя нейтральной. В соответствии с международным правом того времени это означало, что суда, находящиеся в порту нейтральной страны, не могут быть атакованы противником. 26 января 1904 года в Чемульпо прибыла японская эскадра и встала боевыми порядками напротив наших кораблей, направив в их сторону орудия и торпедные аппараты. Утром 27 января капитану «Варяга» было вручено письмо от японского адмирала Уриу, в котором указывалось, что в связи с началом боевых действий между Россией и Японией команде корабля надлежит до полудня покинуть порт Чемульпо, сдав свои корабли. В противном случае будет открыт огонь, и русские корабли будут уничтожены прямо в порту. Для понимания ситуации важно отметить, что в Чемульпо в тот момент находились французский, итальянский и английский крейсеры, а также американская мореходная лодка. Всем командирам европейских судов японский адмирал также вручил ноту следующего содержания. «В связи с началом боевых действий между Россией и Японией убедительно прошу вас ради вашей же безопасности удалиться из порта Чемульпо до шести часов пополудни. В противном случае я не в силах гарантировать вам жизнь». Такой ультиматум являлось грубейшим нарушением международного права и русские офицеры попытались его опротестовать. Однако история неоднократно демонстрировала нам один и тот же принцип двойных стандартов мирового права. Когда нужно оказать влияние на Россию – требуется неукоснительное соблюдение его норм, однако если это противоречит интересам Запада, о букве закона просто забывают, делая вид, что его просто нет или оно не нарушено. В ситуации с русскими героями-моряками было именно так. Понимая, что японцы никогда не решатся атаковать русские суда, если рядом будут корабли европейцев, капитан «Варяга» попросил сопроводить русские корабли до нейтральных вод. Ни один из капитанов европейских кораблей не согласился помочь русским морякам. Даже наши «союзники» французы отказали в защите «Варяга» и «Корейца». Более того, европейские капитаны заявили, что, если русские корабли не покинут рейд до 14.00, остальные суда будут вынуждены сделать это из соображений безопасности.
Дальнейшее рассмотрение военных событий русско-японской войны не входит в задачи настоящего исследования. Однако для понимания латентных механизмов большой игры, необходимо обратиться к судьбе второй русской эскадры. После того, как большинство русских кораблей Тихоокеанского флота были уничтожены или повреждены в Порт-Артуре, а сама крепость держала героическую оборону, в Петербурге было принято решение направить из Балтики в Тихий океан русскую эскадру под командование адмирала З.П. Рожественского. Русские корабли покинули балтийские порты 2 октября 1904 года. Сам выход в море второй Тихоокеанской эскадры сопровождался мощным информационным вбросом. Активно распространялась информация о том, что на встречу русским кораблям вышли японские миноносцы, которые непременно атакуют русскую эскадру при прохождении датских проливов или в Северном море. Источники этих слухов до сих пор не выяснены, но они сильно затрудняли боевой путь наших кораблей. Возможно такая дезинформация распространялась самими японцами, однако, не исключено, что к ней приложили руку и англичане, не заинтересованные в оперативной переброске русских кораблей в Тихий океан. Бесспорно, такие новости создавали ситуацию напряженности и европейские державы видели в русских кораблях источник угрозы. Из-за этой напряженности произошел печальный инцидент в Северном море. Один из отставших русских кораблей телеграфировал, что его окружают вражеские миноносцы, ряд кораблей эскадры развернулись о пошли на подмогу. Когда в зоне видимости показались силуэты кораблей без опознавательных знаков, они были приняты за японские миноносцы, по которым был открыт огонь. Стрельба велась не более 10 минут, было выпущено около двух тысяч снарядов, часть их попала в собственные крейсеры. В дальнейшем выяснилось, что за японские военные корабли были приняты английские рыболовецкие суда. В результате этого обстрела одно судно было потоплено и пять повреждены, двое рыбаков были убиты и шестеро получили ранения. Рыболовецкие суда имели порт приписки Гулль, поэтому вся история получила название Гулльского инцидента. Английское правительство моментально воспользовалось этим фактом и стало угрожать военной атакой на русскую эскадру. Английская пресса развернула на своих страницам активную русофобскую истерию и пропаганду, называя эскадру адмирала Рожественского «эскадрой бешеной собаки», а сам инцидент «актом открытого пиратства». Английские журналисты требовали немедленного возвращения русских кораблей в Балтику, а их капитанов преданию суду. Английское военное ведомство в этой ситуации прибегло к откровенным угрозам с большой долей блефа. Заявлялось, что Великобритания готова собрать эскадру из 28 броненосцев и 18 крейсеров и затопить все русские корабли. Исполнить это обещание было практически невозможно, так как что бы собрать такое количество кораблей воедино, англичанам пришлось бы собирать боевые корабли из Индийского и Атлантического океанов, Средиземного моря и берегов Великобритании. На это ушло бы несколько месяцев. Русские моряки, конечно, это понимали, однако откровенно враждебная позиция англичан все равно добавляла серьезных трудностей. Адмирал Рожественский еще 16 октября написал жене: «Англичане либо подстроили инцидент, либо вовлечены японцами в положение, из которого нет легкого исхода… Без всякого сомнения, союз англо-японский предусматривает вооруженную помощь, когда в ней явится потребность… она очевидно наступила». В 20-х числах 1904 года русские корабли сопровождали английские крейсера, демонстрируя искусство военного маневрирования. Ситуация накалялась до крайности, свидетельством тому может быть доклад командующего русской эскадры в Санкт-Петербург. Рожественский писал: «Пушки были заряжены, и я не раз чувствовал, что залп наших 12-дюймовых орудий был бы уместен… Опасаюсь, что пушки застреляют без приказания, если такое в высшей степени наглое поведение будет продолжаться…».
По инициативе России была созвана комиссия, в которую вошли комиссары Британии, России, США, Австро-Венгрии и Франции. Работа такой международной комиссии стала первым прецедентом расследования кризисной ситуации в условиях военного врмени. Расследование длилось полтора месяца, однако существенных результатов не достигло, выводы комиссии были достаточно расплывчатыми. В отчете было сказано, что Россия виновна в произошедшем и несёт ответственность за гибель и ранения гражданских лиц. Однако при этом действия русских моряков не были признаны «порочащими», на чём настаивали британцы, поскольку полностью оправдывались реалиями ситуации. То есть, вероятная опасность нападения подтверждалась. О том, присутствовали ли в действительности какие-либо миноносцы на Доггер-банке в ту ночь, комиссия не дала сколько-нибудь однозначного ответа, ограничившись обтекаемой фразой: «большинство комиссаров… полагает, что ни среди рыбаков, ни вообще в этих местах не было никакого миноносца». Однако ряд современных исследователей полагают, что миноносцы русским морякам не показались. Кто-то совершенно определённо преследовал русский отставший корабль и вёл сложную радиоигру с русской эскадрой.
В разрешение кризисной ситуации вмешалась Германия, которая настояла на рассмотрении Гулльского инцидента в Гаагском суде. В этой ситуации Англия немедленно уступила и умерила враждебный тон. Русское правительство выплатило гулльским рыбакам компенсацию и на этом инцидент был исчерпан. Однако трудности и искусственные проблемы создавались для русских кораблей на всем их пути до Японских берегов.
Под давлением Великобритании, в Испанских портах эскадре Рожественского больше суток запрещали грузить уголь. Все капитаны русских кораблей докладывали о том, что приходится потратить по двое – трое суток на проведение стандартных переговоров о погрузке топлива. Во французском порту Дакар, вопреки условиям нейтралитета, русские офицеры получили категорический запрет грузить топливо. В результате пришлось вести сложные переговоры с местным губернатором и упрашивать его дать разрешение и телеграфировать в Париж о том, что бы русским позволили погрузить уголь. Только через сутки пришел ответ от «дружественной» Франции с подтверждением запрета погрузки. Умышленное и целенаправленное вредительство французов объясняется очень простыми причинами. В начале ХХ века именно Франция и Англия стремилась втянуть Россию в Антанту и без поражения нашей страны в войне с Японией достигнуть этой цели было практически невозможно. К сожалению, русская эскадра была обречена на поражение, мировая глобальная политика приговорила русских моряков задолго до рокового сражения под Цусимой. В очередном французском владении – Мадагаскаре ситуация повторилась. Ранее запланированная стоянка, ремонт и соединение эскадры в оборудованном порту Диего-Суарец были запрещены французским правительством. Взамен же был предложен маленький островок Носси-Бе где не было ни каких мастерских и подходящих доков. Сыграло свою роль и немецкое правительство, которое в критический момент тоже отказалось торговать углем с Россией. Рожественский сообщал: «Немцы изменили в самый решительный момент. Не хотят дальше идти с углем, а нам всякая задержка здесь гибельна, дает японцам возможность делать широкие приготовления». В сложившейся ситуации, без нужного количества угля, русская эскадра надолго застряла на Мадагаскаре, переговоры тянулись почти на два месяца. В результате чего, немцы все же согласились заправить нашу эскадру углем, и 20 февраля 1905 года она двинулась до следующего французского владения – вьетнамского порта Камрань. Там история повторилась. Русским кораблям, ради соблюдения «строжайшего нейтралитета», ни под каким видом не позволили оставаться больше 24 часов на «дружественном» рейде и попросили уйти во избежание возникновения каких-либо конфликтов.
Последним моментом, который окончательно деморализовал русских моряков в этом изнуряющем пути стала ситуация с пароходом «Carlisle» который был зафрахтован у английской кампании и отправлен вдогонку за русскою эскадрою. Этот транспорт перевозил большое количество снарядов для русской корабельной артиллерии. Но быстроходное судно не только не догнало русские корабли, но и вообще не достигло точки своего назначения. Его ждали в порту Мадагаскара, затем в Камранской бухте но безрезультатно. Пройдя Малаккский пролив, английский пароход по официальной версии сбился с пути и вместо Карана попал в Манилу. Японские агенты там организовали демонстрацию и объявили, что, если только он выйдет из порта, он будет взорван. В результате пароход с боеприпасами остался спокойно стоять на якоре в порту, а русская эскадра пошла в бой без необходимого запаса снарядов.
Любопытен и тот факт, что накануне Цусимской катастрофы американский президент попытался оказать давление на Петербург предлагая посредничество в проведении мирных переговоров с японцами, тем самым, подталкивая Россию к скорейшей капитуляции. Петербург оставил это обращение без ответа, еще надеясь переломить ход войны в свою пользу, однако цепочка военных неудач и революция 1905 года, организованная на средства Западных держав, окончательно подорвали боевой дух наших войск.
Поражение России в этой войне является ярким примером сложной и многоходовой комбинации западных держав в геополитическом противостоянии. Англия и Франция достигли в результате максимально возможной выгоды для себя. Ослабленная войной и революцией, Российская империя была вынуждена взять огромный по тем меркам кредит в 2,5 млрд. франков золотом. Через долги нашу страну окончательно привязали к Франции, а через неё и к Великобритании, а затем включили в систему международных военных обязательств, сформировав Антанту. Англия, которая в полной мере виновата в разжигании нашей войны с японцами и Франция, которая предала Россию в самый кульминационный момент, теперь становились нашими «союзниками» в будущей мировой войне. Чего ожидала русская дипломатия от такого союза сказать сложно. Россия не только потеряла свои позиции в Китае, лишилась южного Сахалина и Порт-Артура но и перестала играть серьезную роль в Тихоокеанском и Азиатском регионе, что развязало руки англичанам. Уже по ходу русско-японской войны, англичане легко оккупировали Тибет и прочно там утвердились. Можно с полной уверенностью сказать, что хорошо спланированная Западом русско-японская война в комплексе с организованной русской революцией, перечеркнули многие успехи России в Восточно-Азиатском регионе, сделанные нами во второй половине XIX века. Агрессия Японии была направлена по линии Курилы-Сахалин-Корея-Северный Китай, где японцы наращивали свое присутствие, создавая дополнительные угрозы для России в будущем. Сама же Япония, сильно ослабленная этой войной, была вынуждена вновь брать огромные кредиты, еще сильнее попадая в зависимость от Запада. Однако наиболее серьезным уроном для России стала потеря боевых кораблей, третий по мощности флот в мире бесславно погиб в локальном конфликте. Балтийский и Тихоокеанский флот перестали существовать в полноценном их понимании, Черноморский – был деморализован и серьезно потрепан в результате революционных диверсий 1905 года. Талассократия бесспорно праздновала серьезную геополитическую победу и уже планировала следующие шаги по втягиванию России в очередной, более крупный военный конфликт, который по замыслу англосаксов должен был взаимно уничтожить две сильнейшие сухопутные державы.
Ссылки на источники:
Симоносекский договор 1895 // Историческая энциклопедия. М., 1969. Т. 12. С. 874.
Ушаков Ю.Н. Русско-японские отношения накануне войны 1904-1905 гг. // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2003. Т. 3. № 2. С. 143 – 144.
Иванов А.Ю. Столкновение интересов России и Японии на Корейском полуострове как фактор начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. // Россия и АТР: Научный журнал: гуманитарные проблемы стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). 2014. № 1. С. 159 – 171.
Дацышен В.Г. Русско-китайская война 1900 года. Поход на Пекин. СПб., 1999.
Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура. Русско-японская война 1904–1905. М., 1952.
Широкорад А.Б. Россия и Китай. Конфликты и сотрудничество. М., 2004.
Быков П.Д. Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия на море. СПб., 2003.
Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока. СПб., 1906. С. 533‑534.
Романов Б.А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны (1895-1907). М-Л., 1947.
Шишов А.В. Россия и Япония. История военных конфликтов. М., 2001.
Стариков Н.В. Как предавали Россию. СПб., 2018.
Широкорад А.Б. Россия – Англия: неизвестная война, 1857-1907. М:, 2003.

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Россия и Япония. В январе 1904 года в Петербурге проходили Русско-японские переговоры, в ходе которых Россия согласилась пойти на ряд серьезных уступок. Совет министров Японии еще 14 декабря

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *