КОРОЛЬ ХЛОДВИГ И КОРОЛЕВА КЛОТИЛЬДА

КОРОЛЬ ХЛОДВИГ И КОРОЛЕВА КЛОТИЛЬДА Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда,

Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда, несмотря на различия в образе мыслей, темпераменте и вероисповедании, прославили друг друга как великих деятелей Средневековья, а кроме того, были просто счастливой семейной парой.
КОРОЛЬ ФРАНКОВ ХЛОДВИГ I
Западная Европа конца пятого века представляла собой несколько государств, которые возникли на землях бывшей Римской империи. В каждом из них правили свои короли, а точнее сказать, вожди племен, ведущие между собой постоянные бои. Хлодвигу, унаследовавшему власть от своего отца, правителя салических франков, предстояло превратить галльские племена в единое государство. О жизни и достижениях Хлодвига известно в основном из единственного источника – «Истории франков», написанной спустя несколько десятилетий после смерти короля епископом Григорием Турским, а потому сведения о тех временах не могут считаться полностью достоверными – хотя бы потому, что в интерпретацию фактов и событий вмешивались догмы христианского учения.
Он родился, вероятно, в 466 году, а в пятнадцатилетнем возрасте получил титул короля. Под властью Хлодвига, представителя династии Меровингов, находилась тогда часть современной Бельгии, а также части Голландии и Германии. Прежде всего молодой правитель заручился поддержкой соседнего племени – рипуарских франков, женившись на дочери их короля. Ее имя до настоящего времени не сохранилось, да и статус жены летописец отрицает – ведь брак был заключен по языческим правилам.
Ближайшей целью Хлодвига стало завоевание государства Сиагрии – на тот момент последнего осколка Римской империи в Галлии. В Сиагрии располагались города Суассон, Орлеан, Тур и Париж, и на нее направил свои войска Хлодвиг.
Согласно летописям, он осаждал Париж пять лет, причем от голода жителей спасла Женевьева (Геновефа), святая покровительница города, доставившая по реке караван судов с продовольствием. Правитель Сиагрии был пленен Хлодвигом, а затем убит.
При захвате Суассона Хлодвигу и его войску досталось множество ценных трофеев, в том числе и богатств христианских церквей. Легенда гласит, что епископ Ремигий, впоследствии наставник Хлодвига, просил короля оставить ему старинную чашу особенной красоты. Однако по обычаям того времени король не был вправе ставить себя выше других при разделе завоеванного, о чем Хлодвигу напомнил один из его воинов, разрубив чашу мечом и предложив каждому взять долю, что ему причитается.
Спустя некоторое время король, не забывший этого эпизода, под предлогом досмотра войск счел состояние оружия того воина недостойным франкской армии и разрубил его голову мечом, напомнив, что так же тот поступил с чашей. Этот эпизод в числе прочих других укрепил репутацию Хлодвига как не только талантливого, но и жестокого полководца.
КЛОТИЛЬДА ИЗ БУРГУНДИИ
В Бургундии, которую Хлодвиг также не мог обделять вниманием, делая ставку на объединение галльских земель, жила дочь одного из правителей, Клотильда (Хродехильда). Родителей – короля Хильперика и его жену Каретену, убил в борьбе за дядя Клотильды, взяв затем ее и сестру себе на воспитание.
Когда послы Хлодвига в очередной раз прибыли для ведения переговоров в Бургундию, юность и красота Клотильды поразила их. Вернувшись, они рассказали о светловолосой и зеленоглазой красавице Хлодвигу, и тот немедленно захотел на ней жениться – к тому же, это отвечало его целям относительно союза с Бургундией. Так семнадцатилетняя девушка стала женой франкского короля.
Клотильда была христианкой, в этой вере ее воспитывала мать, и к ней она мечтала приобщить своего мужа. По-видимому, между супругами на протяжении всего брака складывались теплые отношения, но принять христианство Хлодвиг отказывался. Первый сын Клотильды, Ингомер, вскоре после рождения заболел, и королева убедила мужа крестить ребенка ради его спасения. Мальчик вскоре умер. Позже родился второй сын, Хлодомир, также крещенный по настоянию Клотильды. Нового наследника поразила та же болезнь, но, как отмечает летописец, матери удалось спасти его своими молитвами. Примечательно, что король долгое время сохранял скептицизм по отношению к вероисповеданию жены, и тем не менее поддавался на ее убеждения в таком серьезном деле – детей Клотильда воспитывала в чуждой для Хлодвига вере.
Другим просветителем и наставником короля называют епископа Ремигия, того, что по преданию стал участником инцидента с чашей в Суассоне.
Исцеление крещенного сына не убедило Хлодвига стать христианином, однако в 496 году, когда его войска сражались против аллеманнов, перед решающей битвой король дал обет. Видя, что силы противника существенно превышают численность франков, он объявил, что примет христианскую веру в случае, если победит. 25 декабря, в Рождество, Хлодвиг и несколько тысяч его воинов прошли обряд крещения.
По легенде, во время таинства к Хлодвигу прилетел ангел, обратившись голубем. Он принес сосуд с елеем – маслом для помазания. Позже этот сосуд стал одной из главных французских реликвий и получил название Святая Стеклянница. Она веками использовалась в обряде коронации и хранилась в соборе в Реймсе, в городе, где получали официальный титул французские короли начиная с Людовика I Благочестивого.
Святая Стеклянница была разбита во время Французской Революции в 1793 году, однако ее осколок сохранили и использовали при создании нового сосуда, который был использован при коронации Карла X.
ХЛОДВИГ И КЛОТИЛЬДА
Крещение Хлодвига не сделало его святым – завоевания и убийства продолжались. Король, подчинивший себе огромную территорию, боялся заговоров и нападений прежде всего со стороны своих родственников, а потому действовал на опережение, собственноручно расправляясь с ними. Эта участь постигла Рагнахара и его братьев, не только состоявших в Хлодвигом в родстве, но и ставших его союзниками в завоевании земель Галлии. В жизнеописании короля упоминается, что даже тоску по отсутствию оставшихся в живых родных он выражал с умыслом: не проявит ли участия к нему кто-то, кого можно потом на всякий случай умертвить. В отличие от своей жены, Хлодвиг так и не был канонизирован.
Хлодвиг умер в возрасте около 45 лет и был похоронен рядом со святой Женевьевой. Клотильда же, за время брака родившая от короля шестерых детей, удалилась в Тур, где прожила оставшиеся 33 года своей жизни. Она посвятила себя молитвам, милостыне нуждающимся, служению церкви, при которой жила. К концу дней Клотильда раздала все, что у нее было.
Клотильда считается покровительницей Парижа. С ней связывают образ щита, украшенного тремя лилиями, якобы именно это изображение, символизирующее Святую Троицу, она создала на преподнесенном Хлодвигу доспехе перед битвой.
Клотильда основала в Париже монастырь, который позже получил название Аббатство Святой Женевьевы, оно существовало до Великой Французской революции, а потом было разрушено.
Хлодвиг, один из самых выдающихся королей и военачальников прошлого, мечом подчинивший себе всю территорию на левом берегу Рейна, и не менее великая Клотильда, покровительница невест, родителей, вдов и сирот, чье имя почитается во всем христианском мире, странным образом прошли жизненный путь вместе.
Но после смерти Хлодвига созданное им государство оказалось поделено между враждующими наследниками, а дети, с любовью и смирением воспитанные Клотильдой, вступили в борьбу между собой и даже убили ее малолетних внуков. Меровинги продолжали править в Европе.

КОРОЛЬ ХЛОДВИГ И КОРОЛЕВА КЛОТИЛЬДА Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда,

КОРОЛЬ ХЛОДВИГ И КОРОЛЕВА КЛОТИЛЬДА Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда,

 

КОРОЛЬ ХЛОДВИГ И КОРОЛЕВА КЛОТИЛЬДА Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда,

КОРОЛЬ ХЛОДВИГ И КОРОЛЕВА КЛОТИЛЬДА Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда,

КОРОЛЬ ХЛОДВИГ И КОРОЛЕВА КЛОТИЛЬДА Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда,

КОРОЛЬ ХЛОДВИГ И КОРОЛЕВА КЛОТИЛЬДА Грозный жестокий король и кроткая благочестивая королева, живущие в любви и согласии – это не сюжет сказки, а часть истории Европы. Хлодвиг и Клотильда,

.

 

Предыдущая запись Кубинский художник Сандро де ла Роса родился в Гаване в 1972 году
Следующая запись Круговой обзор: секреты одеяния и атрибутов сибирских шаманов

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *