Ага Мухаммед

Ага Мухаммед Физическое увечье по-разному действует на человека. Одних смиряет, других озлобляет. Личность Аги Мухаммеда Шаха Каджара наглядно иллюстрирует именно второй случай. Племя каджаров,

Физическое увечье по-разному действует на человека. Одних смиряет, других озлобляет. Личность Аги Мухаммеда Шаха Каджара наглядно иллюстрирует именно второй случай.
Племя каджаров, входившее в племенной союз кызылбашей, появилось в Персии после монгольского вторжения и, сохраняя значительную самостоятельность, активно участвовало в сотрясавших страну внутренних смутах.
Ага Мухаммед был сыном предводителя тюркского племени каджаров. Его отец Мухаммед Хасан-хан некоторое время был придворным Адил-шаха, племянника Надир-шаха, но вскоре попал в опалу и был вынужден бежать, тогда как шестилетний Ага-Мухаммед был по приказу шаха оскоплён. Физическое увечье, служившее к тому же предметом насмешек окружающих (его за глаза прозвали «Ахта-хан», то есть Скопец-хан), нанесло жестокую психологическую травму и, видимо объясняет многие черты его характера, злобного и безжалостного.
После убийства Надир-шаха в 1747 году в государстве воцарился хаос. Афганцы провозгласили независимость в Кандагаре, саму Персию раздирали распри из-за престолонаследия, страна оказалась на грани распада. Потомки Надир-шаха удерживали Хорасан. Беспорядки прекратились лишь с восхождением на престол Карим-хана, принадлежавшего к иранскому племени Зенд. После оскопления Ага-Мухаммед жил в Туркменской степи у своего отца, ставшего правителем Мазендерана и Гиляна, и принимал участие в его походах против Зендов. Однако в 1760 году Мухаммед-Хасан-хан потерпел поражение и был обезглавлен Карим-ханом Зендом, а в 1762 году молодой Ага-Мухаммед с братьями был отправлен заложником к Карим-хану в Шираз. Карим-хан обращался с ним хорошо и даже женился на одной из его родственниц.После смерти Карим-хана в 1779 году Ага-Мухаммед бежит из Шираза, становится главой каджаров, подчиняет себе Мазендеран и Гилян и выступает против Зендов. Ведя борьбу за власть, Ага-Мохаммад-хан мог опираться прежде всего на каджаров и на ханов некоторых тюркских племен. Он умело использовал недовольство ханов многих мелких племен вероломством Зендов, которые убивали ханов, бросали в тюрьмы, ослепляли, подозревая их в предательстве, и тем самым лишали себя их поддержки. Ага-Мохаммад стал практиковать раздачу своим союзникам захваченных владений своих противников, назначал своих сторонников на различные должности, подтверждал старые жалованные грамоты на владения. Предпочтение при назначениях отдавалось все же каджарам. Они получали лучшие земли, богатые провинции и округа в управление, главные должности при создаваемом тегеранском дворе.
В 1785 году Ага-Мухаммед берёт столицу Зендов Исфахан, причём, по словам современника, подвергает город такому разгрому, что «никогда прежде, даже при нашествии афганцев, город не испытывал таких ужасов. Войска в варварстве и жестокостях доходили до крайности». В том же году он занимает Кум и Тегеран, который делает своей столицей. Весной 1791 года он взял и разрушил другую столицу Зендов, Шираз; при этом прах Керим-хана был выкопан из могилы и помещён под порогом тегеранского дворца Ага-Мухаммеда, чтобы правитель, ступая на это место, вспоминал поверженного противника. В 1794 году, после пятимесячной осады, штурмом был взят последний оплот Зендов — Керман; город на три месяца был отдан воинам, большинство горожан перебито, 20 000 мужчин ослеплено, 8 000 женщин отдано на потеху воинам, оставшиеся обращены в рабство. Из 600 отрубленных голов пленных была сложена пирамида. Последний зендский правитель Лютф-Али-шах был предан в Баме и был приведен в цепях к Ага Мухаммеду, приказавшему своим туркменским рабам сделать с ним то, «что делал народ Лута». После группового изнасилования Лютф-Али-шах был ослеплен и послан в Тегеран, где был запытан до смерти. Незадолго до смерти, в 1796 году, Ага-Мухаммед впервые сделал столицей Ирана Тегеран.
В 1795 г. Ага-Мохаммед выступает на Хорасан, где правил слепой и престарелый внук Надир-шаха, Шахрох. Перед ним стояла прежде всего задача военного подчинения местных правителей а кроме того, он надеялся расширить территорию государства за счет других народов. А для этого были нужны средства. Налоговых сборов и подношений феодалов, стремившихся откупиться подарками от жестокого предводителя Каджаров, военной добычи и конфискованных имений феодалов и некоторых вакфов не хватало на содержание 40-60-тысячного войска. Шахy необходимо было пополнять свою казну. Сокровища Надира, хранившиеся у его внука Шахроха, не давали покоя Ага Мохаммаду. После коронации он стал готовиться к походу на Хорасан.
Момент для нападения был выбран удачно, так как положение Афшаров в Хорасане было неустойчивым из-за оппозиции хораcанских ханов. Опыт шаха Coлеймана II и Насролла-мирзы Афшара, попытавшихся опереться на духовенство, купечество и ремесленников, показал, что эти слои населения были не способны оказать результативное сопротивление кочевым племенам, являвшимся реальной силой не только в Хорасане, но и во всем Иране во второй половине XVIII в. Но ни Шахрох, ни его многочисленные сыновья не пользовались поддержкой ханов, которые были фактически независимыми в своих владениях.
По пути в Хорасан Ага-Мохаммед-шах «прошел с мечом» по туркменским землям Астрабадской провинции, поскольку туркмены вновь вышли из повиновения. Он захватил в плен женщин и детей и продал их в рабство. Из Туркменской степи Ага-Мохаммад направился в Мешхед.
Узнав о походе Ага-Мохаммед-шаха в Хорасан, правивший в Мешхеде Надир-мирза, бросив слепого отца на произвол судьбы, бежал с братьями в Афганистан. Он знал, что живым Ага-Мохаммад его не выпустит: прямой потомок Надир-шаха был ему опасен. При приближении армии Каджара к Мешхеду в 1796 г., Шахрох вышел за город встречать шаха, изъявляя ему свою покорность. Можно было полагать, что Хорасан перейдет под власть Каджаров. Ага-Мохаммеду были нужны остатки сокровищ Надир-шаха, хранившиеся у его потомков. Они могли иметь важное зна чение для престижа нового шаха в Иране и в соседних государствах, а также значительно пополнить шахскую казну. Дорогой ценой пришлось заплатить Шахроху за сокровища Надира. Жестокие пытки (старику лили на голову расплавленный свинец) — заставили его указать место, где хранилась казна Афшаров, выдать драгоценности мешхедской мечети Имам-Реза. Ага-Мохаммед приказал вывезти оставшихся в Мешхеде членов семейства Шахpoха в Мазендеран. По дороге, в Дамгане, больной, измученный пытками шахрох умер в возрасте 63-х лет. Таким образом, ещё один политический противник Каджаров сошел co сцены. Большинство из шестнадцати сыновей Шахроха бежало в Герат, к Махмуд-миpзе, который с почестями отправил афшарских принцев — Надир-миpзу, Аббас-миpзу, Кахраман-миpзу, Реза-Кули-миpзу и других в Кабул к правителю Афганистана Заман-шаху. Заман-шах отослал Надир-миpзу в Пешавар, а сам собрал 100-тысячное войско и объявил, что пойдет на Иран, чтобы наказать Каджара за захват Хорасана и изгнание Шахроха и его семейства. Два сына Шахроха — Имам-Кули-Мирза и Хайдар-мирза со своими немногочисленными приверженцами и слугами направились из Герата через Мерв в Бухару с письмом Надир-мирзы, в котором афшарский принц напоминал о родственных связях Афшаров с бухарскими правителями, о поддержке Надиром и Афшарами суннизма в Иране. Он просил оказать военную помощь и изгнать Каджара из Хорасана, обещая за это чеканить монеты от имени бухарского эмира и читать хутбу на его имя, а также изъявлять ему покорность — «считать нас в числе ваших слуг».
Бухарский хан никакой помощи потомкам Надира не оказал и даже постарался побыстрее от них избавиться, и вскоре они были убиты внуком Ильбарс-хана, некогда приговоренного Надир-шахом к смерти. Однако у Ага-Мохаммад-шаха Каджара были и другие причины начать войну с бухарским Шах-Мурад-бием. Нападение бухарского хана на Мерв (1794), выселение его жителей в Бухарское ханство, насильственное обращение шиитов в суннизм и назначение в Мерв правителей из Бухары было расценено Ага Мохаммад-шахом как «посягательство на законные иранские земли», которыми со времен Сефeвидов управляли каджарские ханы.
В письме Шах-Мурад-бию он обвинил последнего в убийстве Байрам-Али-хана Каджара, правителя Мерва. Кроме того, в 1795 г. бухарцы совершили набer не только на Мервский оазиc но на хорасанские города, причем два из них были разрушены, а жителей двух других они заставили принять суннизм.
Из Мешхеда Ага-Мухаммед-шах решил двинуться на Бухару. Поход через безводные пустыни с большой армией был невозможен. Ага-Мохаммад обратился к Заман-шаху Дуррани с предложением начать совместные действия против узбеков и разрешить иранским войскам войти в Балх, чтобы нанести удар по бухарскому хану со стороны этого города. Он направил к Заман-шаху посла Мохаммад-Хосейн-хана Карагезлу, которому афганцы продемонстрировали свои войска, якобы готовые двинуться на Иран. Тем не менее посол Каду-хан Баракзай привез известие о согласии Заман-шаха помочь Каджару в борьбе с бухарским ханом.
В том же году Ага-Мухаммед выступил на Грузию, выставив предлогом для войны её союз с Россией, разбил армию царя Ираклия II в Крцанисской битве, затем без боя вступил в грузинскую столицу и подверг её полному разгрому: большинство населения было перебито, ок. 22 тыс. человек, главным образом женщин и детей, угнано в рабство, лучшие здания города разрушены. Весной 1796 г. на торжественной церемонии в Муганской степи он провозглашается шахом Ирана. В 1797 г. Ага-Мухаммед-шax получил известие о начавшемся походе русских войск на Кавказ и об официальном объявлении Россией войны Ирану. Русский отряд во главе с В. А. Зубовым занял Дербент, Баку, Шемаху, Гянджу, Талыш, дошел до Мугани. Поход был удачен. Он имел большое значение для укрепления русского влияния в Закавказье. Но поход был прекращен по приказу нового российского императора Павла I, больше заинтересованного в совместных действиях с Англией против Франции в Европе, чем в обострении англо-русских отношений из-за восточных дел. Отступление российских войск Ага-Мохаммад-шах расценил как боязнь России столкнуться с могущественным Каджаром.
Шах немедленно вернулся из Мешхеда в Тегеран, оставив в Хорасане Вали-хана Каджара, и так как была зима, он распустил войска на отдых, приказав весной собрать большую армию. Разгромив туркмен, он повернулся к Грузии, где местные ханы воспользовались гражданской войной для утверждения своей независимости. Эта кампания также была успешной. Ага Мухаммед занял вражескую столицу Шушу, где и нашел гибель.
Известно, что он был убит двумя приближенными — Сафаром-Али и Садык-ханом, которые неверно поняли его приказ, кого именно и когда вызывал к себе повелитель. Сафару-Али отрезали уши, а он ночью еще вздумал пререкаться с Садык-ханом, обвиняя его в своих бедах.
Звуки их ссоры донеслись до Аги Мухаммеда, который возмутился, что ему не дают спать, и пообещал, что поутру спорщиков казнят каким-нибудь особо зверским образом.
Те с перепугу помирились, дождались глубокой ночи, прокрались в спальню повелителя и вонзили ему в грудь кинжалы. Выбив несколько алмазов из короны, убийцы скрылись в неизвестном направлении.
Утром, узнав о случившимся, войско стало разбегаться. Перепуганные военачальники переслали отрубленную голову шаха-скопца Ибрагим-хану, прося, чтобы он не мешал им убраться восвояси. Ибрагим-хана это вполне устраивало.
Обезглавленное тело шаха-скопца торжественно захоронили в Тегеране, а его трон достался племяннику Фетху Али. Он, кстати, одних только сыновей наплодил полторы сотни, выглядел по сравнению со своим дядей добрейшим человеком.

Ага Мухаммед Физическое увечье по-разному действует на человека. Одних смиряет, других озлобляет. Личность Аги Мухаммеда Шаха Каджара наглядно иллюстрирует именно второй случай. Племя каджаров,

Ага Мухаммед Физическое увечье по-разному действует на человека. Одних смиряет, других озлобляет. Личность Аги Мухаммеда Шаха Каджара наглядно иллюстрирует именно второй случай. Племя каджаров,

 

Ага Мухаммед Физическое увечье по-разному действует на человека. Одних смиряет, других озлобляет. Личность Аги Мухаммеда Шаха Каджара наглядно иллюстрирует именно второй случай. Племя каджаров,

Ага Мухаммед Физическое увечье по-разному действует на человека. Одних смиряет, других озлобляет. Личность Аги Мухаммеда Шаха Каджара наглядно иллюстрирует именно второй случай. Племя каджаров,

Ага Мухаммед Физическое увечье по-разному действует на человека. Одних смиряет, других озлобляет. Личность Аги Мухаммеда Шаха Каджара наглядно иллюстрирует именно второй случай. Племя каджаров,

.

 

Предыдущая запись Первые в истории часы-телефон Samsung SPH-WP10.
Следующая запись Художник Чарлз Эдвард Чамберс.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *