Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви

 

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение состоялось во времена великого правителя царства Аксум – царя Эзаны. Связано это с возвращением на земли Абиссинии Святого Фурментия, рукоположенного Афанасием Великим из Александрии.
Эфиопская церковь, принявшая христианство в первые века нашей эры, не получила готовых рецептов для обустройства церковно-религиозной жизни, согласно, определенным нормам и правилам. Получив только саму идею Христианства и общее направление церковной жизни от Египта, Эфиопия обрела достаточную свободу и самостоятельность в обрядовом творчестве. Этим, собственно, и объясняются значительные различия обряда эфиопского и обряда египетского. Вообще в Эфиопии непосредственного копирования извне не происходило, касалось ли это религиозной жизни, общественного или иного устройства. Абсолютно все преломлялось сквозь «эфиопскую призму», сохраняя при этом самобытность, свойственную Абиссинии. Абиссинский обряд сформировался еще в середине VI века и до настоящего времени не претерпел ни каких изменения, только лишь укрепился. Поэтому обряд сохранил в себе следы глубочайшей христианской древности, сочетающейся с сильным влиянием иудейского обряда, возвращающего нас к царю Соломону, сыну Давида, Моисею.
Рассматривать эфиопское богослужение, для полноты восприятия необходимо с месторасположения и устройства абиссинского храма. Храмы располагаются на возвышенности, отдельно, в некотором удалении от мирских строений, в тени леса или посаженного сада. По форме строение традиционно круглое с конусной крышей и крестом на вершине конуса. Изначально «дом Христа» не отличался от обычных домов, кроме размера, удаленности от жилищ, сокрытостью под тенью деревьев и креста на крыше, но устройство храма строго соблюдает древнехристианские, ветхозаветные традиции и обращен всегда на восток.
Снаружи строение круглое, где внешний не сплошной контур составляют колонны. Второй круглый контур составляет сплошная стена с четырьмя входами по сторонам света – север, юг, запад, восток. Внутри второго круга в центре строения, а в большинстве случаев со смещением ближе к восточным воротам, находится третий круг стенами доходящий до крыши. Это алтарь. Третий круг, опоясывающий алтарь, то же имеет четыре двери по сторонам света, только восточная дверь наглухо закрыта, а западная является главной и самой широкой. Остальные две двери обычные алтарные боковые двери. Пол в алтаре выше, чем в самом храме и амвоном охватывает иконостас. Кроме иконостаса, составленного в виде стены из икон, написанных на досках, и прочие стены наружные и внутренние, включая сам алтарь, расписываются священными изображениями. Не исключение составлял и свод (потолок) храма. В старинных соборах и монастырских храмах расписывались и наружные сплошные стены, обрамленные первым кругом из колонн, а так же полы у наружных входов в храм с востока, севера и юга. Причем расписывался сам материал, из чего построен храм – камень или дерево. В старинные времена икон в традиционном понимании не было.
Внутреннее строение и убранство алтаря состоит из престола, четырехугольной формы, и нескольких широких завес. Завесы закрываю престол от стоящих у западных ворот, а так же от женщин, молящихся у южных ворот, причем мужская половина и женская отделена невысокой ширмой от амвона до западной стены храма. С восточной стороны алтаря, наглухо закрытой, молятся тайно и сокровенно те, кто не желает быть увиденными, скрывая свое лицо от прочих молящихся. С северной стороны завесы между престолом и воротами нет, по тому, что там могут находиться только достойные смотреть на престол — священники, монахи, старцы. В наружной части храма между сплошной стеной (второе кольцо) и кольцом колонн, располагаются ученые мужи, которые не являются священством, такие как дептера, с молитвенниками в руках. Тем самым они показывают, как велика святыня храма, внушая тем самым страх ученым мужам. Здесь же, у наружных западных ворот располагается и церковный хор и музыканты, которые состоят из дептера. В музыкальном сопровождении богослужения задействованы такие инструменты, как барабаны, систры, баганы (крар), цимбалы. При этом дептера в такт боя барабанов ударяют об пол посохами с навершиями.
На престоле помещается священный камень Табот, символизирующий Ковчег Завета. Это может быть небольшой плоский камень или деревянный брусок, размера 20 на 30 см, приблизительно. Табот, как правило, имеет надписи, символизирующие скрижали. Табот покрывается ризой и укладывается на престол, вниз надписями. Причем Табот кладется на седалище Табота, Мембере Табот (на вид небольшая «табуретка» из дерева). За сохранность Табота отвечает его смотритель. При освящении храма, глава церкви освящает и Табот, что делается торжественно и всенародно. Если случится, что кто то, кроме хранителя увидит Табот, то храм считается оскверненным, виновный сильно наказывается, и в таком случае освящается другой Табот, процедура повторяется во всех мелочах.
Престол, как и сам Табот, так же священный, и даже если случайно во время службы, дьякон коснется престола, то он сам себя наказывает продолжительным постом с постоянными молитвами и большим числом поклонов. Посещая храм, члены паствы целую двери, порог, потом направляются к амвону и совершают три земных поклона престолу, скрытому за стеной алтаря. Для эфиопов частое посещение храма считается менее благочестивым и, наоборот, свидетельствует о большей греховности. Поэтому прихожане за этим строго следят. Причем сами прихожане определяют степень греховности и сами соблюдают исполнение очищения, в зависимости от величины согрешения. Мы можем видеть такую картину, что и на подходе к ограде храма и на самой территории окружающей храм, на разной удаленности от храма, находится огромное количество молящихся людей. По степени искупления, мы видим и отдаленность прихожан от храма. Некоторые доходят не далее подножья холма, на котором находится храм. Священники некоторых соборов, заботясь об утешении всякого кающегося, за пределами храма, во время службы, извлекают звуки из специальных музыкальных труб, которые, доносясь до молящихся людей, вызывают настоящий восторг. Боязнь перед Богом настолько велика, настолько страхом пронизано сознание, что это относит нас к ветхозаветным культам.
Когда, во время молитвы, эфиопы крестятся, они используют большой и указательный (или средний) палец, составляя ими крест. Подобным образом, скрестив большой и указательный палец, подается и во время причастия освященный хлеб, символизирующий тело Христа. Причем подается не в руки, а в рот прихожанина. Кровь Христа подается не из кубка напрямую, а лыжицей. Причем Кровь и Тело Христа сначала принимает священство, потом паства. Агнец, который используют в Эфиопии, ‘это большой круг (около 25 см), с наложенной на него печатью во время приготовления. Печать представляет собой много небольших крестов, вписанных в один большой, что делает деление Агнца простым и удобным, так как лучи креста создают углубления от края до края. До причастия дискос с Агнцем и чаша с вином вносится в алтарь, благословляется священником и ставится поверх Табота. Чаша немного поодаль.
Действующих литургий в Эфиопии 14, а в Шоанском царстве, ранее было 28. Это сильно отличает Эфиопскую церковь от других, где реально используемых литургий не более 5-7. Служить литургию должны не менее 5 священников и 4 дьяконов, причем читает Евангелие именно священник.
Сами эфиопы по своему смирению и из страха за свое не достоинство, стараются причащаться не чаще, чем 1 раз в год. К причастию допускаются не все. И вообще допущение к причастию в Эфиопии это не простая процедура. Перед причастием прихожанин идет к своему духовнику (каждый имеет духовника из числа священников) домой и садится на пол у его ног. Духовник сидит в кресле, и, что бы, не смущать каявшегося, не смотрит на него. По окончании исповеди назначается епитимья, в зависимости от тяжести грехов. Далее прихожанин целует руки и ноги священнику в благодарность за отпущение грехов и отправляется исполнять наказание. Самое простое наказание в искупление грехов, это 40 дней поста. Но бывают епитимьи и 6 месяцев, и 1 год, и более. Причем, съесть можно немного хлеба 1 раз в день только вечером и выпить немного воды. Кроме этого назначается ежедневное число поклонов от 500 до 7000. И так же необходимо подавать милостыню. Не редки случаи, когда очень богатые люди становились бедными после епитимьи. Не редки случаи, когда согрешившие священники лишались сана и становились мирянами.
В Эфиопии существуют годовые церковные праздники и помесячные. Обязательные годовые праздники празднуются торжественно и пышно. В Эфиопии существует особенность, когда христианин выбирает себе покровителем одного из угодников и в определенный день каждого месяца празднует. Очень часто, бедные люди, имеющие одного и того же угодника, празднуют вместе. Так вот это празднование для этих людей такое же значительное, как и годовые обязательные церковные праздники.

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Некоторые особенности обрядов и традиций эфиопской православной церкви Принятие христианства, как государственной религии в Эфиопии, произошло еще в IV веке нашей эры, до 330 года. Крещение

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *