Византия считалась одним из самых могущественных государств раннего средневековья. В те времена, когда Европа была покрыта мраком язычества, в Константинополе процветали искусство и архитектура. Одной из жемчужин византийского зодчества считается собор Святой Софии, ныне ставший мечетью.
Собор Святой Софии: история здания
Ромеи были умелыми строителями и грамотными архитекторами. Собор Святой Софии – яркое свидетельство их одаренности. История этого сооружения начинается в далеком VI веке, когда во время правления византийского императора Юстиниана Великого было принято решение возвести самую крупную церковь в христианском мире. Строить решили не на пустом месте – ранее на этой же площади находилась церковь, нареченная в честь той же святой и основанная еще самым императором Константином (тем самым человеком, который крестил Римскую империю). Правда, с этим местом как-то постоянно не везло: расположенные там базилики регулярно горели и рушились. Что и произошло во время крупнейшего восстания в истории Константинополя в 532 году. Посокрушавшись на выжженном пепелище о судьбе церкви, император Юстиниан Великий понял, что так больше продолжаться не может и надо что-то менять в жизни Софийского Собора.
Работы по возведению нынешнего здания начались в том же 532 году. На стадии, предшествовавшей строительству, был предпринят ряд важнейших шагов: власти выкупили и снесли здания, прилегавшие к стройплощадке, что позволило значительно увеличить площадь постройки, а для выполнения работ были приглашены ведущие архитекторы того времени. Работами руководили Исидор Милетский и Амфимий Тралльский – опытнейшие люди, ранее занятые в возведении базилики Святой Ирины.
До 1453 года это был православный храм, а после падения Византии и победы тюркского нашествия в помещении разместили мечеть. В ХХ веке в соборе был музей, но недавно турецкие власти опять приняли решение передать легендарную базилику религиозным исламским деятелям.
Эпиграфика: рассказы стен
Одним из важнейших источников исторического знания является так называемая эпиграфика. Это вспомогательная дисциплина, родившаяся на стыке истории и филологии, которая занимается изучением древних текстов, написанных на твердых предметах. Очень часто это стены, а особенно часто, как-то неудивительно, это церковные стены. Звучит немного удивительно, но грамотные жители Древней Руси очень любили временами написать что-нибудь на стене церкви. Эти автографы, оставленные древними прихожанами, представляют собой огромнейшую историческую ценность. Наибольшая их концентрация приходится на культурные центры старой Руси: Киев и Великий Новгород.
Если же обращаться к древнерусским автографам, оставленным за пределами Руси, то больше всего их можно найти именно в соборе Святой Софии.
История изучения этих надписей началась сравнительно недавно. Всего на настоящий момент их найдено чуть более семидесяти. Однако, количество обнаруженных автографов растет. Еще совсем недавно, например, речь шла лишь о десятке записей. Большая их часть относится аж ко временам, предшествующим монгольскому нашествию. Справедливости ради нужно признать, что не только восточные славяне оставляли записи на стенах собора Святой Софии. Этим же, например, занимались скандинавы-норманны из императорской дружины. Однако все-таки подавляющую часть записей оставили именно выходцы из древнерусских земель.
Для русского человека Средних веков посещение Царьграда (а именно так на Руси называли город Константинополь) уже само по себе было очень большим событием. Разумеется, наибольший интерес для набожных людей древности представляли именно православные храмы и соборы, особенно – базилика Святой Софии. Что же писали русские люди на стенах христианской реликвии В сущности, это очень похоже на записи посетителей в книге отзывов музея. Как правило, человек указывал место своего проживания и то, как его впечатлила величественная церковь. Некоторые автографы записаны очень кратко (например: «Матвей, поп галичский»), некоторые – длинней. В более развернутых сообщениях люди просят заступничества у Бога. Очевидно, древние паломники считали, что просьбы, написанные в церкви, абсолютно точно будут замечены Творцом. Довольно часто подобные записи имеют коллективный характер, что свидетельствует о том, что древнерусские богомольцы предпочитали передвигаться небольшими организованными группами.
Понятно, что читать старые записи на стенах само по себе интересно, но как же все эти автографы в духе «Тут был Никофор» могут помочь историкам На самом деле – это довольно важно. Например: на одной из лестниц были найдены автографы двух посетителей: Семена Борисовича и Глеба Семеновича. Вероятно, речь идет о новгородском посаднике XII века и его сыне. Эти люди знакомы нам благодаря летописным источникам и даты их жизней нам тоже памятны. Проблема только в том, что в это время Константинополь временно принадлежал захватчикам-католикам, которые создали так называемую Латинскую империю. Ранее предполагалось, что межконфессиональное общение между католиками и православным в это время почти полностью прекратилось, но тот факт, что новгородский вельможа и его сын сумели побывать в главной православной святыне свидетельствует об обратном.