Ошибки интроспекции

 

Ошибки интроспекции ...или что бывает, когда разум не ладит с телом. Обычно люди чувствуют себя в своем теле уверенно, «как дома». Нам не приходит в голову, что рука, которой мы берём, например,

…или что бывает, когда разум не ладит с телом.
Обычно люди чувствуют себя в своем теле уверенно, «как дома». Нам не приходит в голову, что рука, которой мы берём, например, кружку с утренним кофе, нам не принадлежит. Мы, как правило, можем вспомнить свою биографию, события, что с нами происходили, и нам не кажется, что в какой-то момент мы вовсе не существовали. Мы осознаём свою личность, свою автономию от других окружающих нас людей в физическом и духовном смысле. Но бывают разные нарушения так называемой интроспекции, то есть сознательного самонаблюдения.
Рассмотрим несколько примеров неврологических отклонений, о которых обычным людям даже в голову не приходит задуматься.
СОМАТОПАРАФРЕНИЯ
Этот сложнозапоминаемый термин скрывает за собой нарушение чувства принадлежности частей тела. Пациент приписывает принадлежность, например, своей руки кому-то из других людей, но никак не себе. Обычно выбирается лишь один человек из социального окружения, и учёным до сих пор неясно, по какому принципу идёт этот отбор. Очень часто такое отклонение встречается у людей, перенёсших инсульт правого полушария мозга, поскольку именно в правом полушарии мозга находятся участки, отвечающие за формирование образа тела. Когда эти участки повреждены, люди порой отрицают, что какая-то часть их тела им принадлежит. «Это рука моей матери, но никак не моя».
Подобным образом пациенты с другим синдромом, анозогнозией, могут отрицать и то, что какой-то участок тела у них парализован. Содержание бесед с такими пациентами может походить на кафкианские диалоги.
Недавно я осматривал одну интеллигентную шестидесятилетнюю пациентку по имени Нора, у которой была особенно поразительная разновидность этого синдрома.
«Нора, как вы сегодня» — спросил я.
«Прекрасно, сэр, если бы не больничная еда. Она ужасна».
«Так, давайте-ка я вас осмотрю. Вы можете ходить»
«Да». (В действительности она не сделала ни единого шага за последнюю неделю).
«А шевелить руками»
«Да».
«Обеими»
«Да». (Нора уже неделю не могла использовать вилку.)
«Вы можете пошевелить левой рукой»
«Ну конечно».
«Дотроньтесь до моего носа левой рукой». Нора остаётся неподвижной.
«Вы трогаете мой нос»
«Да».
«Вы видите, как ваша рука трогает мой нос»
«Да вот же, она почти что дотронулась до вашего носа».
Через несколько минут я взял неподвижную руку Норы, поднёс к её лицу и спросил: «Чья это рука, Нора»
«Это рука моей матери, доктор».
«А где ваша мать» В этот момент Нора приняла озадаченный вид и осмотрелась по сторонам в поисках матери.
«Она прячется под столом».
«Нора, вы сказали, что можете двигать левой рукой»
«Да».
«Покажите мне. Дотроньтесь до своего носа левой рукой».
Без всякого колебания Нора взяла правой рукой левую и использовала её как инструмент, чтобы прикоснуться к своему носу.
Поразительный вывод: несмотря на то, что она отрицала паралич левой руки, на каком то уровне она всё же осознавала его, в противном случае зачем бы она спонтанно потянулась правой рукой к левой Казалось, в моей пациентке живёт множество личностей. Случай Норы — исключительное проявление анозогнозии. В общем случае пациент пытается преуменьшить степень паралича, а не прямо отрицает его или конфабулирует.
«Отлично, док. С каждым днём мне всё лучше и лучше!» За годы практики я встречал множество таких пациентов и был поражён тем, что многие их фразы имеют поразительное сходство с повседневными отрицаниями и рационализациями, которые все мы используем для преодоления расхождений в нашей повседневной жизни.
— Вилейанур Рамачандран, Индийский невролог, психолог, доктор медицины
ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ И ЛИЧНОСТНОСТЬ
Есть кое-что, что заставляет нас сопереживать другим людям, понимать их, реагировать на их действия и предугадывать их поведение. Это кое-что — зеркальные нейроны.
Учёные уже сумели доказать, что наше сочувствие окружающим нас людям — не просто признак высокой нравственности или чуткой доброты. По сути, это процесс физический: в нашем мозге есть группка нейронов, которые в некоторой степени переносят переживания и ощущения других людей на нас самих. Чтобы понять, как это работает, достаточно ознакомиться с парой занимательных случаев из медицинской практики.
Был проведён эксперимент с людьми, которые по какой-то причине лишились конечности. Очень часто таких пациентов мучают фантомные боли. Вот загадка: конечности нет, а боль осталась… Всё дело в том, что в мозге остаются карты нервных окончаний ампутированной конечности, и сигнал о боли идет только с одной стороны — от мозга, а вот ответа от конечности о том, что вообще-то всё в порядке, и нет причин для болезненных ощущений, мозг не получает. И как такие боли лечить
Тут приходят на помощь зеркальные нейроны. Если поставить напротив здоровой руки пациента зеркало под таким углом, чтобы было видно отражение этой руки, то ампутированная конечность вдруг оживёт, а боль может уменьшиться или вовсе сойти на нет. Такой же фокус можно проделать, если посадить напротив пациента человека с двумя руками и начать массировать противоположную руку, имитируя зеркальное отражение пациента. Люди с отсутствующей конечностью после такого эксперимента отмечали, что даже чувствуют, как к их ампутированной руке прикасаются. Для здоровых людей нормой будет, если они не будут испытывать ощущения выхода из своего тела или прикосновений к чужому телу на своей собственной шкуре буквально. Лобные доли мозга и сенсорные рецепторы не дают нам запутаться, где наше тело, а где чужое. Но порой и эта система дает сбой, и тогда мы можем наблюдать и растворение межличностных границ, и нарушение восприятия тела, и сбой в идентификации себя как личности да и вообще много всяких синдромов, которые обычно рассматривают психиатры.
СИНДРОМ КУВАД
Его ещё называют синдромом симпатической беременности. У мужчин, которые близко общаются с беременной женщиной, чаще всего, у её партнера, появляются ложные признаки беременности. Мужчины с ложной беременностью начинают испытывать те же симптомы и изменения в поведении, что и беременная женщина, включая смену вкусовых предпочтений или, например, боль в животе. До сих пор между медиками ведутся споры о причинах этого синдрома, но одной из версий может быть как раз чрезмерная активность зеркальных нейронов.
Еще интереснее синдром «беременности щенком», распространённый в Индии. Это психосоматическое расстройство, выражающееся в вере людей в то, что они вынашивают щенка. Учитывая, что распространён этот синдром только в отдельных штатах индийских деревень, и о нём заявляли десятки тысяч людей, учёные относят это явление к массовой истерии и объясняют «заражение симптомами» как раз способностью мозга переносить ощущения других людей на собственное тело.
Конечно, это далеко не исчерпывающее обоснование причин данного синдрома, но оно наводит на мысль: не может ли подобный синдром стать одним из факторов распространения многих идей и религиозных воззрений
СИНДРОМ КОТАРДА
Люди способны осознавать себя и своё существование, а также свою смертность. Но и тут система может давать сбой. Примером такого сбоя может служить синдром Котарда: пациент отрицает своё существование, несмотря на то, что он с кем-то разговаривает, чем-то занимается, у него сохраняются как эмоциональные, так и физические ощущения. Человеку с синдромом Котарда весь мир представляется дереализованным, он словно теряет мир и теряет самого себя, и неудивительно, что такие пациенты часто находятся в глубочайшей депрессии.
«Как ты попал в больницу» — спросил я. Али молча пристально смотрел на меня около минуты. Потом медленно прошептал:
«Вы мало что можете сделать. Я мертв».
«Али, где ты находишься»
«Думаю, что в медицинском колледже Мадраса. Я был пациентом в Килпауке». (Килпаук был в Ченнае единственным госпиталем, специализирующимся на психических заболеваниях.)
«Так ты мертв, говоришь»
«Да. Меня не существует. Можно сказать, я пустая оболочка. Иногда я чувствую себя призраком, который существует в ином мире».
«Али, ты же умный человек. Ты не сумасшедший. У тебя присутствуют аномальные электрические заряды в некоторых частях мозга, которые влияют на ход твоих мыслей. Именно из-за них ты попал сюда из Килпаука. Существуют лекарства, которые сдерживают припадки».
«Я не понимаю, о чем вы говорите. Знаете ли, мир иллюзорен, как говорят индусы. Все это майя «иллюзия» на санскрите. А если мира не существует, то в каком смысле существую я Мы воспринимаем все это как само собой разумеющееся, хотя это просто неправда».
«Али, о чем это ты Ты говоришь, что тебя не существует Но как ты объяснишь то, что мы с тобой сейчас разговариваем» Али выглядел сбитым с толку, казалось, он вот-вот заплачет.
«Ну, я мертв и бессмертен одновременно».
В сознании Али — как и в сознании многих в той или иной степени «нормальных» мистиков, — в его утверждениях нет существенных противоречий. Иногда я задаюсь вопросом, не имеют ли такие пациенты с эпилепсией в височных долях доступ к иному измерению, вроде туннеля в параллельный мир Правда, я не делюсь подобными соображениями со своими коллегами, дабы они не усомнились в моем душевном здоровье.
— Вилейанур Рамачандран, Индийский невролог, психолог, доктор медицины
Как можно научно обосновать подобное отклонение Нарушение связей между зеркальными нейронами и системой лобных долей приводит к потере самовосприятия. Кроме того, раздражители внешнего мира просто не вызывают у таких пациентов эмоционального отклика. Такое нередко можно наблюдать и у больных аутизмом, но в более легкой форме — они всё же осознают своё существование, но порой вынуждены проверять единство своего тела и разума, например, покачиваниями туловища или похлопыванием самих себя. Это характерное поведение для больных аутизмом.
В случае с Али такой серьёзный разлад в восприятии себя и реальности был вызван эпилепсией и аномальной электрической активностью в отделах мозга. Поэтому при длительных ремиссиях Али был вполне здравомыслящим человеком.
Бывает и обратный эффект: сверхактивация нейронных путей в височных долях ведет к «гиперэмпатии» — когда всё вдруг исполняется глубочайшего значения. Тогда может возникнуть и ощущение «единения с Богом». Например, Достоевский, страдающий от эпилепсии, припадки которой участились после возвращения из ссылки в Сибирь, стал довольно набожным и даже сам упоминал о неких голосах, призывавших его к единению с высшими силами.
ТОНКАЯ СИСТЕМА ИНТРОСПЕКЦИИ
Это лишь часть примеров того, что бывает, когда разум не ладит с телом. Существует множество отклонений и ошибок интроспекции, когда системы мозга дают искажённое представление о связи с телом или реальным его видом.
Несмотря на то, что подобные синдромы, сбои и иллюзии — не самые приятные вещи, они могут стать ключом к разгадке человеческого разума, разгадке того, как формируются мысли, идеи, чувства. Возможно, через несколько лет учёные смогут дать более чёткое обоснование таких явлений и приблизятся к объяснению функционирования человеческого мозга.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *