На те же грабли: почему мы совершаем ошибки прошлого

На те же грабли: почему мы совершаем ошибки прошлого На ошибках учатся далеко не всегда. Их повторяют снова и снова, причем делают это осознанно, понимая все последствия и риски. Что заставляет

На ошибках учатся далеко не всегда. Их повторяют снова и снова, причем делают это осознанно, понимая все последствия и риски. Что заставляет нас наступать на те же грабли Как выйти из этого порочного круга, если никакие самоограничения не помогают Разбираемся с точки зрения науки.
Причины повторения ошибок
Преобладание быстрого мышления
Психологи выделяют два режима мышления (системы). Система-1 срабатывает автоматически, Система-2 направляет внимание, необходимое для умственных усилий. Дэниэл Канеман называет их как быстрое и медленное мышление. Главная функция последнего — отслеживать и контролировать мысли и действия, предлагаемые быстрым мышлением.
Когда человек оказывается в знакомой ему ситуации, он может совершить прежнюю ошибку потому, что срабатывает быстрое мышление.
Быстрое мышление постоянно генерирует впечатления, чувства, намерения. Систему-2 включить сложнее, так как мозг стремится сэкономить энергию и выбрать простые действия в знакомой ему ситуации, пусть и ошибочные.
Отсутствие рефлексии
Опыт имеет значение в том случае, когда он был верно проанализирован. Если же в неприятной ситуации не были выявлены причинно-следственные связи, то мозг продолжит считать ее «нормой» и возвращаться к ней снова и снова.
Преобладание линейного мышления
Линейное мышление предполагает последовательное решение вопросов с малым количеством неизвестных. Оно требует малых энергозатрат, и именно поэтому мозг и не выбирает такую стратегию.
Незакрытые гештальты
Незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Тогда вы будете стремиться закончить начатое, проходя через те же самые ошибки.
Концентрация на положительных аспектах и игнорирование негативных
Наш мозг запрограммирован на то, чтобы обращать внимание на вещи, которые когда-то приносили пользу, даже если их больше нет. В небольшом исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, нейробиологи из Университета Джона Хопкинса попросили 20 человек найти красные и зеленые объекты среди фигур на экране компьютера.
Им заплатили 1,50 доллара за каждый красный предмет и 25 центов за каждый зеленый. На следующий день исследователи попросили участников сделать то же самое, но на этот раз им сказали, что они не будут вознаграждены за обнаружение любого цвета. Тем не менее, участники сосредоточили внимание на красных объектах.
Сьюзан Кортни, когнитивный нейробиолог из Университета Джона Хопкинса и соавтор исследования, тем самым объяснила, почему так трудно перестать совершать привычные действия. Лучшая стратегия в этом случае — напомнить себе о долгосрочных последствиях того или иного действия.
Как избавиться от повторения ошибок
Измените условия, в которых совершается эта ошибка
Для того, чтобы выбрать новые стратегии, нужно оказаться в непривычных условиях. Тогда мозг начнет продумывать варианты развития событий и откажется от знакомых паттернов поведения.
Развивайте критическое мышление
Переключать Систему-1 на Систему-2 позволяет развитое критическое мышление. Постепенно у вас будет вырабатываться привычка ставить под сомнение пришедшие в голову мысли. Задавайте себе вопросы «а что если», «почему это правда и что подтверждает».
Рефлексируйте
Существует множество методик для ретроспективной рефлексии, которая позволяет извлечь максимум из накопленного опыта. Можно использовать модель профессора и философа Грэма Гриббса, в которой вы рассмотрите как отдельную ситуацию, так и долгий период. Модель состоит из шести ступеней.
Описание ситуации
— Что, когда и где произошло
— При каких обстоятельствах
— Кто в этом участвовал
Чувства, которые вы испытывали
— Что вы чувствовали в этот момент, когда происходила эта ситуация
— Как менялись эти чувства
— Как они проявлялись
Оценка события
— Что было сделано ошибочно
— Что было сделано верно
Анализ события
— Какое значение для вас имеет это событие
— Какой результат вы получили
— Соответствует ли результат вашим ожиданиям
— Как вы проявили себя в этой ситуации
— С какими проблемами столкнулись
— Какие другие способы решения проблемы были возможны
Выводы
— Что можно извлечь из этой ситуации
— Чем полезен этот проект, событие
План действий
— Как избежать аналогичных ошибок
— Как вы измените свое поведение и какие навыки будете развивать
— Какие пробелы в знаниях и навыках стоит заполнить

.

Предыдущая запись Почему с возрастом время идет быстрее
Следующая запись Женская депрессия — и мужчины

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *