Деревня Пегрема
Конец ХХ-го столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии.
В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков.
Новое открытие, вызывающее и по сей день самые разноречивые суждения и споры, было сделано археологом А. П. Журавлевым.
Любопытно, что сделать его помог случай. К северу от деревни Пегрема прошел локальный лесной пожар. На относительно небольшом участке выгорел подлесок, мох, обнажилась почва. Археологам открылась удивительная картина: на участке площадью около 20-ти тысяч квадратных метров располагалось множество камней-валунов, в ряде случаев имеющих зооморфную форму и как будто бы несущих следы грубой обработки, из обнаженной почвы местами выступали каменные кладки, а также пятна красного охристого песка. Необычность картины усугублялась тем, что памятник находился в удалении от древнего берега Онежского озера, а это было совершенно не характерно для обычных поселений, везде привязанных к побережью водоемов.
Проведенные исследования памятника, который был определен как культовый комплекс Пегрема, дали любопытные результаты.
Прежде всего, отметим, что на территории памятника располагаются более ста камней разных размеров, в том числе крупные валуны диаметром свыше одного метра, в ряде случаев имеющие зооморфную форму. Около некоторых из этих камней были заложены раскопы. Любопытно, что в большинстве случаев крупные валуны по периметру обрамлялись скоплениями более мелких камней, образовавших своеобразные кладки в виде окружностей. Около некоторых камней обнаружены небольшие кострища.
Хронология культового комплекса Пегрема пока не определена. В распоряжении археологов нет ни одной абсолютной даты. Комплекс находится на террасе по соседству с позднеэнеолитическими поселениями, содержащими асбестовую керамику. Такая же керамика найдена и на самом комплексе, что позволяет считать их одновременными. Можно полагать, что этот памятник относится к периоду с середины третьего по второе тысячелетие до нашей эры.
Пегрема — памятник необычный. Дискуссии по поводу его интерпретации неудивительны, ведь только здесь, в отличие от иных культовых комплексов Карелии, удалось обнаружить археологический вещественный материал, зафиксировать четкий культурный слой, который не сохранился в других памятниках такого рода.
Вообще, Медвежьегорский район Карелии, где расположена и Пегрема, уникален. Археологи прослеживают историю района вплоть до Х-го тысячелетия до нашей эры. Здесь раскопана древнейшая в Европе мастерская по обработке меди, найдены клады кварцевых и сланцевых орудий, предметы материальной и духовной культуры; найден самый древний миф «О мировом древе», насчитывающий пять тысяч лет.
Кстати, в изобразительном искусстве Южной Карелии сохранились мотивы, где «мировое древо» напоминает стилизованные женские фигуры. Ствол похож на нижнюю часть женской фигуры, а отходящие ветки напоминают воздетые к небу руки. Эти сюжеты очень древнего происхождения.
Среди исследователей нет единого мнения о времени возникновения мифа о «мировом древе». У разных народов он мог возникнуть и существовать в разное время. В орнаментах глиняных сосудов энеолита – раннего железного века – Карелии встречены отдельные изображения «мирового дерева», подтверждающие ранний возраст представлений о «древе мира» у древних народов этого региона.
Но самой яркой и неожиданной находкой, позволяющей более определенно говорить о древности существования этого мифа в Карелии, является орнамент на глиняном сосуде из Пегремы. Рассматривая композицию в целом, сохранившуюся на древнем сосуде, не возникает сомнений, что это древнейший миф о «мировом древе» в заонежской трактовке.
Изображения «мирового древа» на севере Европы и в Сибири встречаются и в наскальной живописи. В Карелии, например, их известно более десяти. Более того, одним из самых ранних изображений «Мирового Древа» на территории нашей Родины, является один из петроглифов Онежского озера, высеченный на камне около четырех тысяч лет назад и являющийся универсальным символом древне-русской дохристианской культуры, выражающий единство человека и мира.
В Пегреме уникально буквально все, но самые захватывающие открытия предлагает так называемая «Поляна идолов».
Ключевая фигура «Поляны идолов» — каменное изваяние утки. Утка – праматерь земли в карело-финской мифологии, и ее изображение частенько встречается в петроглифах Онежского озера. В карело-финском эпосе «Калевала» утка называется мудрой; она участвует в создании мира. В славянской мифологии это птица Рода. Род является творцом Вселенной, тогда как утка снесла Мировое яйцо, без которого мир сотворить нельзя.
Наиболее завораживающим каменным изваянием «Поляны идолов» является лягушка. На Русском Севере лягушка почиталась как домашняя покровительница. В северорусском народном мировоззрении существовало стойкое убеждение, что в лягушек превратились люди, утонувшие во время всемирного потопа. В древнекитайской мифологии трехпалая лягушка вообще предстает лунарным божеством.
Но самое удивительное изображение на «Поляне идолов» — черепаха. Черепахи в Карелии не водятся, но образ этого животного лежит в основании многих культур. Именно черепаха – важнейший мифологический символ Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока, которые воспринимали символ черепахи в качестве посредника между землей и небом. Черепаха – основание земли, символ космического порядка. Она – образ великой праматери мира.
Что же может объединять этих, на первый взгляд, столь разных «представительниц животного мира», которых чья-то неведомая воля собрала вместе на «Поляне идолов» Все они прародительницы МИРА и символизируют земное женское начало. В этих образах совместились три части Вселенной, Мира: Земля – мир живых, Небо – мир светлых богов, Вода – нижний мир, мир мертвых и темных богов.
Но почему столько уникальных, имеющих общемировое значение символов, собраны на небольшом участке карельской земли; а ведь им впоследствии поклонялись практически все народы, проживающие в разных частях света Все это, в очередной раз, приводит к мысли об ОБЩЕМИРОВОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ КУЛЬТУР И ИХ НОСИТЕЛЕЙ, обозначаемых в последнее время, как «Гиперборейская традиция»!
Приехав в эти интереснейшие, действительно прекрасные края и разбив лагерь, наша экспедиция приступила, наконец, к плановым работам.
Прежде всего, нас интересовало следующее:
• Действительно ли Пегрема обладает какими-то специфическими свойствами, благодаря чему именно в этом месте наши далекие предки возвели святилище, а святые христианские подвижники стали основывать здесь с ХVI-го века (как утверждают летописи) церкви, что получило свое логическое завершение в уникальном Кижском ансамбле, расположенным неподалеку от Пегремы
Помнит Пегрема, как вплоть до ХХ-го века водили на нем местные жители из окрестных деревень хороводы в купальскую неделю, помнит запретные языческие празднования в честь солнечного Ярилы и серьезные православные богослужения. А лазоревые воды Онего помнят рыбаков, под задушевную песню тащивших сети, заполненных рыбой.
Удивительный край! Край, богатый красотами неброской карельской природы, преданиями и следами прошлого и даже чудесами.
Наша первая экспедиция в эти края, ставившая своей целью исследования древних каменных идолов, принесла интересные результаты. Собственно, цель первой экспедиции была выполнена. Сейчас же нас интересовало, ПОЧЕМУ именно в этом районе, на протяжении веков и «язычники» и православные христиане создавали культовые сооружения
Отгадка не заставила себя долго ждать. Уже на второй день пребывания в Пегреме, используя «ненаучный», а на самом деле очень действенный, способ лозоходства, мы обнаружили так называемую «лей-линию».
«Леями», особыми структурами, являются энергетические или силовые каналы на поверхности земли. Нам приходилось искать их неоднократно в наших экспедициях, проверять их существование, предсказанное на основе предварительных расчетов, поскольку они связаны с так называемыми геоактивными зонами земли или, проще говоря, «местами силы», о которых древние прекрасно знали и именно в таких местах создавали различного рода сооружения, где проводились культовые обряды. Но, признаться честно, ни разу в жизни «лея» не представала перед нашим взором с такой неумолимой очевидностью, как в Пегреме.
Остатки древнего святилища можно для начала посчитать началом «леи». Это не единственное, но мощнейшее в Пегреме «место силы». Однако, нас интересовало, прежде всего, в какую сторону эта лея ориентирована. Проведя ряд предварительных измерений, мы четко зафиксировали ее направление, которое удивительным образом совпадало с тем направлением, по которому мы и предполагали двигаться дальше. Уже позже, покинув Пегрему, мы шли четко по «лее»: биолокационная рамка цепко «держала» ее в «поле зрения». Несколько метров вправо или влево, и рамка переставала работать. По мере продвижения вперед, обозначая свой путь на карте, мы приходили все в больший восторг, поскольку она вела нас именно в те места, где расположены и не менее загадочный Колгостров, и легендарный остров Буян, и, наконец, неповторимые Кижи.
Остров Буян — знаменитый символический образ русского фольклора, присутствующий как в сказках (присказках), так и в магических заговорах, что свидетельствует о глубочайшей древности самого образа.
В сказочном обличии остров Буян — прежде всего средоточие тех самых волшебных сил, общение с которыми способно повернуть течение жизни в какую угодно сторону, изменить судьбу и победить враждебные происки. Отсюда остров Буян — непременный символ магических актов: он присутствует в качестве обязательной формулы в заговорах и заклятиях — без обращения к Буяну колдовские акты не имеют никакой силы. И тут сквозь поэтическую сказочную пелену до нас доносится дыхание древней прародины, исчезнувших языческих обрядов, жреческой и шаманской магии, позволяющей напрямую общаться с высшими космическими силами — вплоть до временного слияния с космическим началом.
Самый выдающийся собиратель, систематизатор и исследователь русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871), которому Отечество обязано поклониться до самой земли, разъяснял: остров Буян — средоточие всех творческих сил природы, их вечно полный и неисчерпаемый источник. Он — часть той первородной Земли, которую породил Океан — мать и отец всех морей.
Хотелось невольно затаить дыхание: кажется, что стоит подождать еще немного, еще самую малость, и случится Чудо, и ляжет серебристой нитью поверх древних лесов Старая Прямая Дорога, связывая все воедино и исчезая где-то за горизонтом…
Древние ЗНАЛИ и кто-то из посвященных до сих пор ПОМНИТ о силах земли, о старинных невидимых путях, на которых возводились храмы и совершались магические обряды. Именно это ЗНАНИЕ являлось основой единства Человека и Космоса; именно это ЗНАНИЕ делало Человека сильным и просветленным, напитывая каждую клеточку его тела, очищая от сумрачной городской суеты, от бестолковщины ежедневных хлопот. Мы убедились еще раз, что до сих пор в Карелии кто-то свято хранит это ЗНАНИЕ, этот ПУТЬ. Это наша история, наша культура, но как мало мы знаем именно об этой стороне нашей истории и культуры.
Наверное, теперь на многие годы, а то и на всю жизнь останется в душе каждого из нас светлая память о величественной и доброй силе этих мест. Будут новые экспедиции, новые места, славные своей историей, привлекательные загадочными пока событиями и явлениями, происходящими в них. Они будут, но – будут совершенно другими. И мнится нам, «пегремский след» в сердце куда важнее любых научных открытий, даже самых неожиданных и уникальных, потому что он во многих отношениях – первый.