«Купчиха за чаем» Кустодиева

 

«Купчиха за чаем» Кустодиева «Русский Рубенс» Борис Кустодиев свои самые известные полотна писал по памяти: прикованный к постели, он не мог искать натуру по городам и весям страны. Сюжет На

«Русский Рубенс» Борис Кустодиев свои самые известные полотна писал по памяти: прикованный к постели, он не мог искать натуру по городам и весям страны.
Сюжет
На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший. Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьёт чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Её сахарные плечи — ещё одна сладость на этом празднике жизни. За её спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.
Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в 19-м веке нашёл отражение в героинях Островского и Лескова. Движения её плавны и неторопливы — в таком же ритме живёт и провинциальный город.
ФОТО 1. «Купчиха за чаем», 1918.
Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.
Контекст
На дворе стоял 1918 год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами. «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссёру Василию Лужскому.
Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».
ФОТО 2. Зарисовка с Адеркас.
Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают её ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиев писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.
Судьба художника
Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года». В академии и сразу после её окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Всё увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.
ФОТО 3. Портрет Ф. И. Шаляпина, 1921.
Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

«Купчиха за чаем» Кустодиева «Русский Рубенс» Борис Кустодиев свои самые известные полотна писал по памяти: прикованный к постели, он не мог искать натуру по городам и весям страны. Сюжет На

«Купчиха за чаем» Кустодиева «Русский Рубенс» Борис Кустодиев свои самые известные полотна писал по памяти: прикованный к постели, он не мог искать натуру по городам и весям страны. Сюжет На

«Купчиха за чаем» Кустодиева «Русский Рубенс» Борис Кустодиев свои самые известные полотна писал по памяти: прикованный к постели, он не мог искать натуру по городам и весям страны. Сюжет На

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *