10 шедевров Ивана Айвазовского

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи.
Таким образом, представленные в этой статье десять шедевров мастера являются лишь каплей в необъятном море его творчества. Ведь как нетрудно посчитать, статей о 10 шедеврах Айвазовского можно написать аж 600, рассказывая каждый раз о новых картинах.
Ниже мы рассмотрим 10 картин Ивана Айвазовского на его любимую морскую тему. Среди них есть и спокойное море, и бури, и морские сражения.
Буря на море ночью (1849)
Эта картина написана во время пребывания Айвазовского в Турции. Работа неоднократно появлялась на выставках, но продавать её художник не захотел: до конца жизни «Буря на море ночью» так и оставалась в его личной коллекции.
Картина создавалась в два этапа. Сначала автор изобразил корабль, потом море и окружающий фон. Море на полотне как бы сливается с небом в одно целое, яркая луна лишь проглядывает из-за туч и освещает небольшую часть моря. Возможно, её проблеск означает скорый конец бури. Волны получились объёмными и предельно реалистичными, так что у зрителя возникает ощущение, будто он сам находится в гуще событий где-то на соседнем корабле.
В настоящее время картина находится в музее-заповеднике «Павловск».
Гнев морей (1886)
Картина изображает разгар шторма, сопровождающийся раскатами молнии. Атмосфера бури передана так реалистично, что зритель будто бы сам слышит шум моря и грохот грома.
Спасающиеся от гнева стихии после кораблекрушения моряки в лодке из всех сил гребут по направлению к берегу. Их в любой момент может бросить на скалы, но они не сдаются, вступив в неравное противостояние с самой природой. Воля к жизни, продолжение борьбы несмотря ни на что, столкновение гнева природы и силы воли человека — главные идеи этой картины.
Айвазовский в разные годы неоднократно изображал на своих картинах бурю.
В XX веке картина долгое время находилась в частной коллекции в Германии. В 2007 году она была продана на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 513 тысяч фунтов стерлингов (на тот момент — около миллиона долларов).
Радуга (1873)
«Радуга» стала своеобразным ответом художника на заявления критиков о том, что его творчество уже несовременно. Картина выполнена в умеренной цветовой гамме, что делает её более реалистичной, а живописное выполнение стало совершенно новым явлением в русской живописи 1870‑х годов. Не отказываясь от прежних позиций, Айвазовский тем не менее подверг их модернизации: на картине более сдержанные и тонко разработанные оттенки вместо прежних насыщенных красок. Передний план картины отличается от заднего эмоциональным и цветовым настроением.
На картине мы видим кораблекрушение и пытающихся спастись на шлюпке моряков. Начавший тонуть корабль уже не спасти, а сама шлюпка с моряками в любой момент может быть накрыта волной, перевернуться и лишить людей жизни. Однако среди морского хаоса моряки замечают едва заметные проблески радуги, которая означает скорый конец бури. Именно на радугу, как вестник спасения, направлены взоры людей. И теперь они уже не сомневаются, что смогут вернуться домой живыми.
В настоящее время «Радуга» хранится в Третьяковской галерее.
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года (1848)
Картина «Чесменский бой» изображает морское сражение в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 годов, которое закончилось полным разгромом вражеского флота. На картине изображён момент взрыва очередного турецкого корабля и возвращение шлюпки лейтенанта Дмитрия Ильина, который своим брандером и подорвал вражеский корабль.
Картина удачно передаёт весь ужас боя. Глядя на неё, зритель будто бы сам слышит оглушительный звук взрыва и крики тонущих турецких моряков. Размеры оригинала внушительны: 193 × 183 см. Поэтому, глядя на неё с близкого расстояния, зритель сам погружается в атмосферу боя.
В настоящее время эта работа находится в Картинной галерее имени Айвазовского в Феодосии.
Наваринский бой (1846)
Картина по своему содержанию похожа на предыдущую. На ней также мы видим крупное морское сражение со взрывающимися и горящими кораблями, залпами орудий и тонущими на обломках моряками. Но есть и особенности.
Если сведения о Чесменском сражении 1770 года Айвазовский мог изучать только по историческим источникам, то о сражении при Наварине, произошедшем в 1827 году, он узнавал уже в личных беседах с участниками боя. В дополнение художник посетил место события. Поэтому в исторической достоверности полотна можно не сомневаться.
На картине мы видим разгар сражения — взятие русским фрегатом «Азов» вражеского корабля на абордаж. На переднем плане — обломки уничтоженного турецкого корабля, на которых пытаются спастись выжившие моряки. Горящие на дальнем плане корабли и столбы дыма удачно передают атмосферу сражения. Однако, несмотря на хаос боя, техника написания остаётся чёткой и позволяет рассмотреть даже мелкие детали.
Наваринская битва стала центральным событием в истории борьбы Греции за независимость от Турции. Объединённый русско-англо-французский флот тогда нанёс сокрушительное поражение неприятелю, и уже спустя два года Греция стала независимым государством — впервые со времён Античности.
Картина «Наваринский бой» хранится в галерее военно-морского училища имени Дзержинского в Петербурге.
Тонущий корабль (1854)
Эта картина выполнена в трагичных тонах, которые заставляют зрителя сопереживать терпящим крушение морякам. Корабль уже не в состоянии противостоять огромным волнам и сильному ветру, одна из его мачт оторвалась, и судно вот-вот перевернётся, похоронив в морской пучине всех членов экипажа.
Картина выполнена графитными и цветными карандашами. Единственный цветной элемент здесь — это флаг корабля, который один среди окружающей серости символизирует небольшой шанс команды пережить опасную бурю.
В настоящее время картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Неаполитанский залив (1841)
В молодости Айвазовский побывал в Италии, где создал ряд полотен с местными пейзажами. Эта картина, как и большинство других, создавалась по памяти. Она смогла впечатлить европейцев и сделала имя молодого художника известным, появлялась на европейских выставках и получила положительные отзывы других живописцев.
В последующие годы художник неоднократно возвращался к теме неаполитанских пейзажей и создал ещё несколько полотен с похожими названиями. Так, Неаполитанский залив изображался Айвазовским утром, днём и в лунную ночь с разных ракурсов. На нескольких работах был изображён вулкан Везувий, который на дальнем плане виден и здесь.
Работая над пейзажем, Айвазовский использовал лишь синюю, жёлтую и коричневую краски. Однако благодаря мастерству он смог создать множество оттенков, в результате чего картина буквально «дышит» теплом и хорошей солнечной погодой.
В настоящее время картина хранится в музее-заповеднике «Петергоф».
Бриг «Меркурий», атакуемый двумя турецкими судами (1892)
Полотно изображает морской бой одинокого брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского с двумя турецкими линейными кораблями у берегов Босфора в мае 1829 года. «Меркурий» обладал всего 18 орудиями, тогда как два турецких корабля в сумме имели 184 орудия, то есть располагали десятикратным преимуществом.
По всем законам морской тактики, у «Меркурия» не было никаких шансов на победу.
Однако благодаря слаженным действиям экипажа русского корабля ход боя сложился иначе: «Меркурий» нанёс турецким кораблям такие повреждения, что те вынуждены были выйти из боя. И хотя бриг выдержал не менее 300 попаданий, потери его экипажа оказались минимальны: четверо убитых и шесть раненых.
Сейчас картина хранится в Феодосийской картинной галерее имени Айвазовского. Её размер составляет 221 × 339 см.
Вид Константинополя и Босфора (1856)
Картина «Вид Константинополя и Босфора» была написана Айвазовским после посещения Константинополя. В турецкой столице художник бывал неоднократно. Впоследствии османский султан Абдул-Азиз, увидев произведение, пришёл в восторг и в 1874 году пригласил Ивана Константиновича выполнить заказ ещё на десять картин с видами города и Босфорского пролива.
В итоге Айвазовский, подружившийся с султаном и живший в его дворце, написал более 30 картин с видами турецкой столицы и пролива. Абдул-Азиз был настолько доволен картинами, что наградил Айвазовского высшим турецким орденом «Османие». Впоследствии художник получил из рук султана ещё несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами Айвазовского. Но когда в 1890‑е годы в Турции начались армянские погромы, художник выбросил турецкие ордена в море и написал уже следующему султану, что точно так же тот может поступить и с его картинами. К счастью, султан этому совету не последовал и все картины остались целы.
Айвазовский считал Константинополь одним из красивейших городов мира. Если в большинстве других работ автор мастерски показывал движение, то здесь не менее талантливо показана неподвижность. Солнце медленно встаёт над мечетями и другими городскими постройками, корабли стоят или медленно идут, люди ведут размеренный восточный образ жизни, они никуда не спешат. И подобное положение дел в турецкой столице длилось многие века.
В 2012 году картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 3,2 миллиона фунтов стерлингов и сейчас находится в частной коллекции. Её размер — 124,5×195,5 см.
Девятый вал (1850)
«Девятый вал» — одна из самых известных картин Айвазовского. Название восходит к древнему народному поверью, согласно которому именно девятая по счёту волна во время шторма является самой мощной и опасной, а часто и роковой.
Картина изображает потерпевших крушение людей, спасающихся на обломке мачты после гибели корабля. Несмотря на то что берег далеко, а шторм ещё не прекратился и надвигается очередная волна, уцепившиеся за мачту герои картины не теряют надежду на спасение. И проблески солнца показывают, что какой-то шанс у них всё же есть.
Размер картины поражает: 221 × 332 см.
Александр Айвазовский, единственный из внуков, носящий фамилию знаменитого деда, посвятил картине такие стихотворные строки:
РЕВЕЛО МОРЕ… ВАЛ СЕДОЙ
О СКАЛЫ С ШУМОМ РАЗБИВАЛСЯ,
И С ВЕТРОМ ВОЙ ЕГО СЛИВАЛСЯ,
ГРОЗЯ НЕСЧАСТЬЕМ И БЕДОЙ.
УТИХЛО МОРЕ… ДАЛЬ МАНИЛА
ПРОСТОРОМ, НЕГОЙ, ТИШИНОЙ…
НО И ПОД СТИХНУВШЕЙ ВОЛНОЙ
ТАИЛАСЬ ДРЕМЛЮЩАЯ СИЛА…
Мы рассмотрели лишь десяток картин великого художника. Конечно, у него есть и сотни других полотен, не менее талантливых, которые можно разглядывать часами. Но даже эта небольшая подборка, думаю, показывает масштаб гения Айвазовского во всей его полноте.

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

10 шедевров Ивана Айвазовского За свою долгую жизнь Айвазовский написал более шести тысяч картин, оказав колоссальное влияние на развитие мировой живописи. Таким образом, представленные в этой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *