Тепло древесины и хитроумные инженерные решения превращают бездушные механизмы в удивительные и занятные предметы искусства. Искусства, доступного каждому: работы Дерека Хаггера – из тех, которые стоит повторить самостоятельно.
Американец Дерек Хаггер начал с увлечения сложными механизмами — и поднял их до уровня настоящего искусства. Такой механику видели разве что мастера эпохи Ренессанса и Просвещения. Впрочем, в работах Хаггера просвещение играет не последнюю роль.
Автоматоны Возрождения
Хотя забавные механические игрушки изготавливались и в Древнем мире, и в Средние века, их настоящий расцвет пришелся на XVII—XVIII вв. Заводные самодвижущиеся устройства служили любимым развлечением сильных мира сего и привлекали толпы простых зрителей по всей Европе. Дорогу им проложил труд многих поколений часовых мастеров, которые работали над все более точными, надежными и компактными хронометрами. Их усилиями на свет появились разнообразные и совершенные инженерные решения, а главное — изменился сам взгляд европейцев на окружающий мир.
Подобно тому, как мы, убедившись в мощи современной электроники, сравниваем человеческий мозг с неким суперкомпьютером или говорим о голографической Вселенной, так и в эпоху Ренессанса весь мир описывался как грандиозный механизм. Недаром бога-творца даже в наши дни называют «Великим часовщиком», который спроектировал Вселенную до последней детали, завел в ней некую пружину — и оставил работать в соответствии с установленными законами. И вся природа, и каждый живой организм в ней, вплоть до человека, казались людям того времени очень сложными, но все-таки механизмами.
Подражая природе и вооруженные точной механикой, мастера той поры создавали автоматоны, способные имитировать даже весьма сложные движения живых существ. Кукла «Музыкант» легендарного швейцарского мастера Пьера Жаке-Дроза могла самостоятельно проигрывать одну из пяти мелодий — без барабана с записью, на самом деле физически давя на клавиши инструмента. Она даже следила за своими пальцами взглядом и подражала дыханию живого музыканта. А самое знаменитое устройство Дроза «Каллиграф», созданное в 1772 году, состояло из 6000 тончайших деталей и могло писать любой заданный текст на листе бумаги карандашом.
Эти поразительные шедевры механики проложили путь технологической революции последних веков. Хитроумные решения, найденные при создании пишущих, рисующих, танцующих и поющих устройств, нашли применение в промышленных автоматах — нарезающих, сверлящих, сгибающих и складывающих. Масштабные автоматоны с десятками движущихся фигур подарили миру идею конвейерного производства. Лишь в первых десятилетиях ХХ века искусство создания автоматонов уступило искусству современных проектировщиков. С тем, чтобы снова вернуться еще сотню лет спустя.
Механизмы просвещения
Сложные механизмы используют многие художники, но работы американца Дерека Хаггера напоминают старинные автоматоны больше других. «Я всегда любил механизмы, начиная еще с детских конструкторов. Мне всегда нравилось строить, создавать, собирать и смотреть, как все это работает, — рассказал художник «Популярной механике». — Есть какая-то особая магия в том, как движение передается с одной детали на другую, как один его вид превращается и переходит в другой. Удивительно смотреть, как разные элементы системы соединяются, как каждый из них цепляет следующие — и первоначальное движение становится чем-то совершенно другим».
Самым сложным и известным из скульптурных механизмов Хаггера стал «Колибри», состоящий из сотен деталей и подражающий движениям птицы, кормящейся нектаром тропического цветка. Деревянное устройство плавно взмахивает крыльями и хвостом, зависая возле бутона и запуская в него свой вытянутый клюв. Как и другие работы художника, эта создавалась не просто для выставок, но и для широкой публики. Любой желающий может приобрести чертежи устройства на сайте Дерека и, вырезав нужные детали по схеме, собрать себе домашний автоматон-колибри.
Просвещение — одна из важнейших деталей в механизмах Хаггера. «Важным стремлением в моей работе остается не просто создание скульптур, на которые забавно посмотреть, но и распространение знаний, — добавляет художник. — Мне хочется заинтересовать людей инженерией, наукой, стимулировать их учиться новому и создавать новое. Я уверен: каждый, кто скачивает через мой сайт чертежи и воспроизводит эти скульптурные механизмы, в процессе работы обязательно еще и научится чему-нибудь полезному и важному».