«Я хотел рассказать историю неизвестного солдата»

«Я хотел рассказать историю неизвестного солдата» Интервью с венгерским режиссёром Денешем Надем, чья картина «Естественный свет» получила «Серебряного медведя» на 71-м Берлинском кинофестивале.

Интервью с венгерским режиссёром Денешем Надем, чья картина «Естественный свет» получила «Серебряного медведя» на 71-м Берлинском кинофестивале.
События картины «Естественный свет» разворачиваются в 1943 году в деревне Салтановка и её окрестностях (территория современной Могилёвской области, Белоруссия). Поздняя осень, тёмные короткие дни, разбитые дороги, в топях вязнут люди и кони. Венгеро-украинский отряд отправлен на поиск партизан и их помощников среди мирного населения. Один из участников отряда — капрал Иштван Шеметка. Всё происходящее мы видим через призму его восприятия.
Кинокомпания Inside Promotion при поддержке Венгерского культурного центра «Институт Листа» выпускает картину Денеша Надя во всероссийский прокат 11 ноября 2021 года. В преддверии этого события главный редактор сайта Diletant.media Снежана Петрова поговорила с режиссёром о том, как снимался «Естественный свет», как в визуальном языке раскрывается тема фильма и как картина была встречена в Венгрии.
Почему вы решили снять фильм об эпизоде ​​Второй мировой войны
Д.Н. Для меня было важно показать не войну, а человека, который входит в неизведанное, в мир, где нет ничего из того, к чему он привык. Где его понимание правильного и неправильного постепенно исчезает. Ситуация, когда он чувствует тьму вокруг себя, но не понимает, что ему делать с этим предчувствием. Он постоянно опаздывает с выводами, слишком долго колеблется и не понимает, в чём его задача в настоящий момент.
Помимо этого, я хотел рассказать о тех зверствах, которые венгерская армия совершила против советских мирных жителей во время Второй мировой войны. Это тема малоизвестна в Венгрии, историки начали поднимать её только в последние 15 лет. Для меня важно говорить на эту тему, не осуждая и не принимая чью-либо сторону, не указывая на то, кто был прав, а кто виноват. Я представить себя в ситуации до вынесения суждения, когда оказываешься совершенно одинок со своими выводами.
Какова была ваша цель как режиссёра, когда вы начали работать над такой сложной темой
Д.Н. Я хотел рассказать историю неизвестного солдата. Солдат, простой крестьянин, которого призвали в армию и забрали из семьи, за тысячу километров от дома, в другую страну, в другую культуру. Человек, не знающий мира, не разбирающийся в политике, не понимающий цели этой войны. Человек, которому война не нравится, который старается держаться подальше от насилия, и единственное, чего он желает, — это как можно скорее вернуться домой. Но всё же он не может оставаться незатронутым, он не может избежать ситуации, когда ему приходится принимать критические решения, выбирать между тем, что он ставит на первое место, между собой и жизнью других. Хороший человек, но слабый. Что это значит Возможно ли остаться хорошим человеком, проявив слабость
Фильм снят по роману известного венгерского писателя Пала Завады «Естественный свет». С какими дополнительными источниками вы работали
Д.Н. В Военном архиве в Будапеште я прочитал много дневников венгерских солдат, которые были в карательных отрядах на оккупированных территориях Советского Союза, в основном в районах Брянска, Гомеля и Чернигова. В этих текстах описывается быт солдат, такие повседневные дела, как допрос подозрительных людей, а также жалобы на плохую погоду, нехватку еды и сна, описание праздников, тексты открыток для семьи и т. д. Помимо всего этого, они тем же языком рассказывают о зверствах, которые совершили по отношению к местному населению. Тот факт, что они упоминают жестокость и повседневные события на одном уровне, так, словно между ними нет границы, меня поразил.
Главный герой похож на безмолвного наблюдателя, который кажется далёким от ужасов войны. Как вы как режиссёр хотели показать своего персонажа Каким вы видите его роль в событиях
Д.Н. Я думаю, что расстояние — одна из проблем нашего времени. Тот факт, что мы можем держаться подальше от событий, происходящих вокруг нас, спасает от столкновения с ними и позволяет оставаться, казалось бы, нетронутыми. Так же поступает и главный герой фильма. Он чувствует, что с некоторыми вещами вокруг него что-то не так, но у него есть цель, он хочет вернуться домой, к своей семье, и он не хочет рисковать. Он верит, что ему удастся пережить этот непростой период времени отстранённо.
В фильме мало диалогов. Персонажи общаются в основном посредством зрительного контакта или отдавая приказы. Что вы хотели таким образом сказать зрителю
Д.Н. Это не обычный фильм, повествующий о персонажах, которые в результате конфликта и действия меняются по ходу сюжета. Это кино с лицами и пейзажами, которые зритель наблюдает во времени, в моменте. Одним из важнейших элементов этой идеи является то, что я снимал картину с актёрами-любителями, настоящими крестьянами из венгерской и латвийской деревней. Я искал эти лица два года, в основном на фермах. Идея заключалась в том, чтобы найти людей, которые круглый год занимаются физическим трудом на свежем воздухе, в поле. Им не нужно было играть, они должны были быть самими собой. Я выбирал лица, которые не сразу раскрываются, в которых есть некая тайна. Лица, которые, пока вы наблюдаете за ними в тишине, рассказывают историю без слов.
Почему вы решили использовать только естественный свет
Д.Н. Хотя большинство сцен в фильме освещено естественным светом, в ночных сценах мы использовали дополнительную технику. Название «Естественный свет» для меня имеет скорее символическое значение. При искусственном свете вас могут показать так, как вы хотите быть представлены, а при естественном вы не можете лгать о том, кто вы есть на самом деле.
Природа — безмолвный равнодушный свидетель войны. Как вы выбирали место для съёмок Какие трудности были во время работы
Д.Н. Очень важно было снять этот фильм в реальной, дикой природе. С одной стороны, это создавало множество трудностей и неудобных ситуаций. Мы работали весь день в суровых условиях на улице, в холод, дождь и грязь, иногда в настоящих болотах. С другой стороны, вдали от городов, в этой недружелюбной среде, появлялось чувство солидарности и единства съёмочной группы и актёров. Мы действительно ощущали себя, как в лагере, из которого нельзя сбежать, а единственный способ выжить — держаться друг за друга.
Фильм получил одну из важнейших кинопремий. Как вы встретили эту новость Как картину восприняли в Венгрии
Д.Н. Я и мои коллеги работали над этим фильмом очень долго, более семи лет, и мы вложили все свои силы и часть нашей жизни в этот проект. Я очень благодарен им за энтузиазм и за то, что они так долго верили в меня и в это дело. Я очень благодарен за этот приз, он говорит, что все мы прошли огромное испытание и не зря сделали это. Это то, что мы должны были сделать.
Как мне видится, в Венгрии фильм был воспринят с большим интересом и вниманием. Его показывали в кинотеатрах с середины сентября, и я очень рад, что люди пришли посмотреть картину на большом экране, ведь практически всё — кадрирование, низкая контрастность и тёмные тона изображений, мелкие детали звукового оформления, медленный темп истории и т. д. — создано таким образом, чтобы смотреть ленту именно на большом экране, так вы сможете погрузиться в мир «Естественного света».

Источник

Нет комментариев

  1. Арсеньев Андрей
  2. Арсеньев Андрей

    Благодарю,буду смотреть)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *