Почему греческая, римская и скандинавская мифологии так похожи

Почему греческая, римская и скандинавская мифологии так похожи Древние римляне изначально, с самого основания города, имели дело с самыми разными богами. Им были хорошо знакомы и родные римские

Древние римляне изначально, с самого основания города, имели дело с самыми разными богами. Им были хорошо знакомы и родные римские (Квирин, Янус), и этрусские, и греческие — поскольку колонии греков на юге Италии на несколько веков старше Рима. Некоторых иноземных богов (в основном греческих) римляне включили в свой пантеон под другими именами. Могли римляне и перенять культ целиком, правда, в этом случае он не становился государственным, существуя параллельно с официальной религией. Например, египетские культы Исиды и Сераписа, персидский Митры, а также эллинские Дионисийские мистерии.
Обычно считают, что изображения богов покорённых народов римляне свозили в столицу, после чего они также включались в общеимперский культ. В целом это верно, но были весьма показательные исключения. В Риме не было ни статуй, ни алтарей карфагенских Баала и Танит, не было в нём и священных рощ друидов. Жрецов этих религий римляне убивали, а сами культы, заведомо враждебные Риму, уничтожали всеми способами. И даже упоминать о них не любили — в античных текстах не сохранилось сколько-нибудь развёрнутых описаний данных религий.
Что касается веры и мифологии остальных варваров, к которым римляне относили также все народности Северной Европы, то к ним римляне относились скорее с интересом, чем ненавистью. Несмотря на ожесточённые войны с германскими племенами, продолжавшиеся все века существования римской державы, их религия не считалась заведомо враждебной римскому народу. Вот что писал об этом Юлий Цезарь: «Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям. Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, — именно в Солнце, Вулкана и Луну: об остальных богах они не знают и по слуху».
Древнеримский историк Тацит, живший через век после Цезаря, приводит некоторые подробности германской мифологии: «В древних песнопениях — а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы, — они славят порожденного землей бога Туисто. Его сын Манн — прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по имени которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине — гермионами, все прочие — истевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большое число наименований народов, каковы марсии, гамбривии, свебы (свевы), вандили, и что эти имена подлинные и древние».
Как и Цезарь, Тацит считал, что местные племена верят в тех же богов, что и греки с римлянами, но под другими именами. Вот ещё одна цитата из его текста: «Говорят, что Геркулес побывал и у них (германцев), и, собираясь сразиться, они славят его как мужа, с которым никому не сравниться в отваге». В древней германской мифологии в самом деле есть персонаж, который, подобно Геркулесу, сражался с чудовищами, угрожающими людям и богам, и использовал в бою оружие, сходное с палицей античного богатыря. Это громовержец Донар, он же скандинавский Тор, вооруженный чудесным молотом-молнией.
Примерно так же обстояли дела и с прочими скандинавскими богами. Одина римляне отождествляли с Зевсом, а богиню утренней зари балтийских племён, которую звали Аушра — с Авророй (она же греческая Эос). Однако и различий хватало — в греко-римской мифологии нет прямого аналога мирового ясеня Иггдрасиль, ледовых великанов Ётунов и прочих известных персонажей северных мифов. Откуда в таком случае взялось удивительное сходство отдельных богов в религиях настолько разных и далёких друг от друга культур
Современные учёные считают, что причина в общих корнях. Предками как греков с римлянами, так и североевропейских народов, были индоевропейцы. Приручившие лошадь и первыми применившие повозки, а затем и боевые колесницы, они заселили огромные территории Евразии. Это случилось примерно в IV тысячелетии до н.э., в самом начале бронзового века. В их религии были бог-громовержец, бог воинов, бог (и богиня) плодородия, а также верховное божество. Всех этих богов можно встретить в пантеонах Индии, Скандинавии, Греции — тех земель, где жили потомки индоевропейцев. Отсюда и сходство германских богов с греко-римскими.

Почему греческая, римская и скандинавская мифологии так похожи Древние римляне изначально, с самого основания города, имели дело с самыми разными богами. Им были хорошо знакомы и родные римские

Почему греческая, римская и скандинавская мифологии так похожи Древние римляне изначально, с самого основания города, имели дело с самыми разными богами. Им были хорошо знакомы и родные римские

Почему греческая, римская и скандинавская мифологии так похожи Древние римляне изначально, с самого основания города, имели дело с самыми разными богами. Им были хорошо знакомы и родные римские

Почему греческая, римская и скандинавская мифологии так похожи Древние римляне изначально, с самого основания города, имели дело с самыми разными богами. Им были хорошо знакомы и родные римские

Почему греческая, римская и скандинавская мифологии так похожи Древние римляне изначально, с самого основания города, имели дело с самыми разными богами. Им были хорошо знакомы и родные римские

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *