Почему некоторых девочек в Афганистане заставляют изображать из себя мальчиков История бача-пош

Почему некоторых девочек в Афганистане заставляют изображать из себя мальчиков История бача-пош Тема необычных афганских гендерных практик не ограничивается только танцующими мальчиками

Тема необычных афганских гендерных практик не ограничивается только танцующими мальчиками бача-бази. Достойную пару составляет явление бача-пош. Сразу бросается в глаза слово “бача” — мальчик. Но вот касается оно наоборот девочек, потому что бача-пош — это “одетая как мальчик”. Но одеждой всё не ограничивается, по сути это практика назначения девочек на полноценное исполнение роли мальчика.
Само собой, делается это не просто так. В традиционном афганском обществе статус семьи очень сильно завязан на наличие наследников, которыми, естественно, могут быть только мужчины. Если сыновей нет, то в случае внезапной смерти отца семью ждут серьёзные проблемы с наследством собственного имущества. Вопрос наследства всегда очень острый, а уж в обществах, где всё больше завязано не на государственные законы, а на местные традиции, он острый вдвойне. Второй момент — статусный. Если у мужчины рождаются только девочки, то он быстро становится объектом насмешек, как не способный сделать себе хотя бы одного наследника. Отголоски подобных вещей и у нас встречаются — например, в виде шуточных флотских выговоров в связи с рождением дочери, а уж в Афганистане это действительно сильно влияет на статус мужчины в обществе и отношение к нему окружающих. Наличие хотя бы “исполняющего обязанности сына” позволяет вопрос если не снять, то сделать его менее острым. Ну и причин чисто практического характера хватает. Женщины в традиционном исламском обществе не могут покинуть дом без сопровождения мужчины — отца, брата или сына. Если сыновей нет, а отец занят на работе, то мать и дочери элементарно даже на базар за продуктами сходить не могут. Бача-пош в таком случае является решением этой логистической проблемы. Кроме того, женщины не могут и работать, а бача-пош — может, так что это ещё и подспорье для небогатой семьи.
Как видно, бача-пош не только одета как мальчик, но и пользуется всеми привилегиями мужского пола. Она может самостоятельно перемещаться по улице, работать, учиться, даже играть с мальчиками в уличные игры. Более того, товарищи по этим играм вообще могут не знать, что среди них девочка. В общем, плюсы у такого положения имеются, и довольно-таки серьёзные. Другое дело, что минусов тоже хватает. Многие бача-пош сталкиваются с негативным отношением со стороны окружающих. Вроде бы и практика известная, и причины её появления вполне понятные, но всё равно для традиционного общества девочка в мужской одежде представляется чем-то противоестественным. Зачастую каждый поход на работу или за покупками сопровождается насмешками и издевательствами со стороны окружающих, в первую очередь взрослых. В более продвинутой среде, например, в школах, эти насмешки могут заходить с другой стороны — в виде сомнений в сексуальной ориентации. В общем, традиционные афганцы травят, потому что неуместно девочке паколь и пирухан носить, а продвинутые — потому что раз в паколе ходит, то, наверное, лесбиянка малолетняя. Другой момент — мужские практики для девочки могут быть довольно сложными. Работа зачастую связана с тяжёлым физическим трудом, а игра в тот же футбол может быть просто не интересна или казаться слишком грубой. В итоге получается жизнь в постоянном стрессе, к тому же усугубляемом серьёзными нагрузками. Само собой, на психическом здоровье это всё сказывается весьма пагубно.
Кроме того, статус бача-пош обычно является временным. Иногда в нём отпадает нужна в связи с рождением сына. Другим частым вариантом является замужество одной из дочерей. Зять является полноценным членом семьи, и это снимает многие вопросы. Ещё возможен случай, когда девочка становится слишком взрослой, чтобы быть бача-пош. В таком случае обязанности передаются одной из младших дочерей, а перед старшей становится вопрос замужества. И вот тут начинаются серьёзные проблемы. Небезосновательно считается, что из бывших бача-пош получаются плохие жёны. В то время как большинство девочек учатся предписанным обществом женским практикам, бача-пош учатся быть мальчиками. В массе своей они элементарно не знают и не умеют того, что от них требуется, ну, за исключением тех, кто был бача-пош недолго и успел освоить нужное до или после пребывания в этом статусе. Ещё один важный момент — в отличие от большинства афганских женщин, бача-пош успевают в юности насладиться значительным объёмом свобод и зачастую не склонны к беспрекословному принятию подчинённого статуса. Отсюда их невысокая ликвидность на “рынке невест”. Так что или за них приходится давать больше приданого, или их выдают замуж за тех, кто чем-то обязан их отцу, или пристраивают за не сильно завидных женихов, чаще всего из родственников. В любом случае, предпосылки для счастливой семейной жизни не очень хорошие.
Для кого-то оказывается тягостным исполнение обязанностей, связанных со статусом бача-пош, а для кого-то — процесс отказа от него. В любом случае, бесследно оно для девочек практически никогда не проходит и создаёт им серьёзные проблемы для адаптации в дальнейшей жизни. В некоторых редких случаях уже вполне взрослые девушки отказываются возвращаться в женское состояние и продолжают жить, выдавая себя за мужчин. Данное поведение обществом воспринимается гораздо более враждебно, чем юные бача-пош, но вполне понятно — очень уж серьёзные плюсы даёт мужской пол в данном обществе.
Как и бача-бази, обычай бача-пош очень слабо связан с главенствующей в этих местах религией. Ислам недвусмысленно запрещает подобные практики, но на это, как обычно, закрывают глаза. В первую очередь бача-пош характерны для пуштунских районов Афганистана, а также для северного Пакистана, тоже населённого пуштунами, так что корни тут в основном в национальных традициях, а не в религиозных. Некоторые гонения на бача-пош отмечались только во времена правления талибов в 90-х годах, но даже они особого рвения не проявляли, видимо, прекрасно понимая, что занимается этим население не от хорошей жизни.
Такой вот парадоксальный набор гендерных практик характерен для Афганистана. Мальчиков в этой стране переодевают в девочек и делают из них представителей древнейшей профессии, а девочек переодевают в мальчиков и отправляют работать.
Автор — Роман Воронов

Почему некоторых девочек в Афганистане заставляют изображать из себя мальчиков История бача-пош Тема необычных афганских гендерных практик не ограничивается только танцующими мальчиками

Почему некоторых девочек в Афганистане заставляют изображать из себя мальчиков История бача-пош Тема необычных афганских гендерных практик не ограничивается только танцующими мальчиками

Почему некоторых девочек в Афганистане заставляют изображать из себя мальчиков История бача-пош Тема необычных афганских гендерных практик не ограничивается только танцующими мальчиками

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *