Игра на понижение: скандальная атака Porsche на Volkswagen

Игра на понижение: скандальная атака Porsche на Volkswagen Поглощение одной компании другой – рядовое дело. Но в ситуации с Porsche и Volkswagen важную роль играли разборки внутри семейного

Поглощение одной компании другой – рядовое дело. Но в ситуации с Porsche и Volkswagen важную роль играли разборки внутри семейного клана.
Вольфганг и Фердинанд: противостояние внутри клана
Ход истории определяют личности. И неважно, чью именно историю: государств, народов или же автомобильных компаний. В конце 2000-х годов в Германии произошло финансовое сражение, в котором главными противниками выступили Вольфганг Порше и Фердинанд Пиех. Двоюродные братья, являвшиеся потомками Фердинанда Порше — инженера и конструктора, поучаствовавшего в создании первого немецкого «народного автомобиля».
Пиех был чужим в клане. Несмотря на родство, семья не принимала его, а он не принимал семью. Фердинанд пошёл по стопам деда и всего себя посвятил автомобилям. Именно под его руководством была создана легендарная гоночная модель Porsche 917, покорившая Ле-Ман. Успехи Пиеха, который часто рисковал финансами компании и в случае провала мог её разорить, раздражали клан. Его считали выскочкой и эгоистом, ставившим во главу угла не интересы семьи, а собственные амбиции. Отношение накалились до такой степени, что в начале 1970-х годов Фердинанда изгнали из компании и он ушёл в Audi. Тогда это был серый и безынтересный бренд. Именно Пиех вывел «четыре кольца» на премиальный уровень.
В 1993 году Фердинанд занял кресло генерального директора Volkswagen. Тогда компания находилась на грани банкротства и приносила колоссальные убытки. Первым делом Пиех уволил почти всё руководство компании, начал модернизировать производство, ввёл тотальный рационализм во всём. Фердинанд, как в своё время Генри Форд и Соитиро Хонда, начал кропотливо с нуля строить автомобильную империю. А первую прибыль направлял на дальнейшее развитие компании, параллельно скупая автопроизводителей, которые «плохо лежали».
ФОТО 1. Фердинанд Пиех.
Вольфганг Порше шёл схожим путём. Компания Porsche, хотя и являлась премиальной, но в конце 1990-х годов испытывала серьёзные финансовые трудности. Статус «фанатской» приносил плоды в плане репутации, но не в плане денег. Требовалось что-то такое, что смогло бы привлечь не только поклонников спорткаров. И Порше отважился на святотатство, как бы пафосно это не звучало. Он продавил совет директоров, заявив, что мир меняется и нужно меняться вместе с ним, чтобы остаться на плаву. А раз так, значит компании нужен свой кроссовер. Так появился Porsche Cayenne, премиальный автомобиль, созданный на платформе Volkswagen Touareg. Вольфганг пошёл ва-банк и не прогадал. Новая модель взорвала автомобильный рынок, принеся компании огромный доход.
Но в середине 2000-х годов прошёл слух: дела у концерна Volkswagen идут плохо и на него уже нашлись покупатели. И Вольфганг решил, что пришла пора нанести сокрушительный удар по «колоссу на глиняных ногах», которым руководил Пиех.
Финансовая война: у кого крепче нервы
Желание подмять под себя Volkswagen было обусловлено и тем, что Порше не знал, кто мог стать новым хозяином концерна. И не хотел рисковать «золотой антилопой» в виде Cayenne.
Компания пошла в атаку и начала активно скупать акции жертвы. Уже весной 2007 года доля Porsche превысила 30%. Но дальше дело встало, у компании банально закончились деньги. А весной 2008 года грянул мощный экономический кризис, который затронул все сферы, в том числе и автомобильную. Спекулянты массово бросились играть на понижение против Volkswagen. Это был тревожный сигнал для Вольфганга, поскольку его доля могла резко обесцениться. И Порше решился на грандиозную аферу.
В конце октября всё того же 2008 года Porsche вдруг официально заявила, что владеет 74% акций Volkswagen. Эта новость произвела эффект взорвавшейся бомбы. Котировки «жертвы» тут же пробили стратосферу. На рынке воцарилось «выдавливание спекулянтов» — short squeeze. Жёсткая игра на понижение никогда не обходилась без внушительных убытков, если акции внезапно начинали расти. А именно это и произошло. Несколько игроков, понимая, что стоят на пороге банкротства, покончили с собой.
ФОТО 2. Volkswagen.
Но махинация Порше заключалась в том, что в октябре 2008 года его компания не владела 74% акций Volkswagen. Это была ложь и провокация, которые отлично сработали. Добрать нужное количество акций Вольфганг только собирался, используя для этого сложные финансовые сделки. Да и денег тоже не хватало, нужны были кредиты. Но никто об этом не знал. Более того, даже опытные игроки поверили в заявление Porsche и не стали проверять информацию.
Вольфганг блестяще разыграл партию. Пока его компания приобретала акции жертвы, их цена росла. Хедж-фонды, внимательно следившие за ситуацией, решили, что так дело не пойдёт — цена слишком завышена. А значит, в дело пошли операции короткой продажи. Они начали «шортить» акции. Смысл такой: игрок берёт в долг акции компании и скидывает их на рынке. А спустя какое-то время выкупает и возвращает «источнику». Соответственно, если ценные бумаги подешевели, то он в плюсе, если нет… то нет.
Хедж-фонды не стали прояснять ситуацию и проводить разведку. Они не знали, что в свободном обращении акции VW фактически отсутствовали. Их брали у всех, кто только предлагал. А эти «все», так или иначе, были связаны с Porsche. Эта же компания и контролировала рынок, соответственно, она же и определяла стоимость ценных бумаг. За короткий срок игрокам было продано около 13% акций «народного автомобиля», при этом в свободном обращении было примерно 6%.
ФОТО 3. Porsche.
Вольфганг уверенно играл против хедж-фондов, повышая и повышая стоимость акций. И фонды вдруг поняли, что понижения цен ждать не приходится и решили «слить» ценные бумаги. Произошло то, чего и добивалась Porsche — паника. Ценники резко взлетели вверх, стоимость одной акции VW превысила тысячу евро! Хеджи, бравшие акции в долг у подставных лиц, возвращали их владельцам, то есть Porsche. Вольфганг на ровном месте заработал несколько миллиардов евро.
Казалось, теперь уже ничего не остановит компанию, и дни VW сочтены. Но в 2009 году процесс поглощения внезапно остановился. Нехорошие слухи об обмане дошли до крупнейших банков. И они отказались выдавать Porsche кредиты. В автомобильном и финансовом мирах разразился грандиозный скандал. Последовали разбирательства, судебные иски, громкие увольнения. Компания внезапно оказалась на краю пропасти.
И тогда на сцену вновь вышел Фердинанд Пиех. Пока Porsche старательно атаковала «народный автомобиль», он не предпринимал никаких действий. Просто ждал. И вот настало его время. Он выделил Вольфгангу внушительную сумму для погашения кредитов, а после уже сам выкупил Porsche. Volkswagen стал владеть компанией, но… хозяином всего концерна стала именно семья Порше. Она контролировала большинство акций и забрала себе четверть мест в совете директоров. Пиех был гениальным инженером, конструктором и управленцем, способным поднять со дна даже самую убыточную компанию. Но у него было слабое место — он не выдерживал конкуренции в подковёрных играх и интригах. А Вольфганг как раз отличался этим навыком. И потому одержал победу.
ФОТО 4. Вольфганг Порше.
В 2015 году суд Штутгарта выдвинул обвинение в рыночных махинациях против нескольких управленцев Porsche. Никаких претензий ни к кому из клана Порше не было.
В том же году Пиех ушёл из компании после череды громких разбирательств. Его так и не приняли в клан. А через два года он окончательно разорвал все связи с семейством, продав акции Porsche Automobil Holding SE. Не стало Пиеха в 2019 году.
Победителем в противостоянии вышел Вольфганг Порше. Выбранная им стратегия позволила его клану прибрать к рукам концерн, который был в пятнадцать раз больше самого завода Porsche. Просто бизнес и немного личного.

Игра на понижение: скандальная атака Porsche на Volkswagen Поглощение одной компании другой – рядовое дело. Но в ситуации с Porsche и Volkswagen важную роль играли разборки внутри семейного

Игра на понижение: скандальная атака Porsche на Volkswagen Поглощение одной компании другой – рядовое дело. Но в ситуации с Porsche и Volkswagen важную роль играли разборки внутри семейного

Игра на понижение: скандальная атака Porsche на Volkswagen Поглощение одной компании другой – рядовое дело. Но в ситуации с Porsche и Volkswagen важную роль играли разборки внутри семейного

Игра на понижение: скандальная атака Porsche на Volkswagen Поглощение одной компании другой – рядовое дело. Но в ситуации с Porsche и Volkswagen важную роль играли разборки внутри семейного

.

Предыдущая запись Ночь в сказочной пещере Каппадокии
Следующая запись Свеча

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *