Авары у границ Византии

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении. Первыми эту слабость почувствовали ближайшие соседи империи, в том числе германцы и славяне, совершавшие набеги на балканские провинции. Худшее, однако, ждало впереди. Из глубин Средней Азии к границам империи вышла кочевая орда злых аваров. На Венгерской равнине они создали собственную державу, которая на протяжении следующих 250 лет держала в страхе всех соседей.
Происхождение аваров
На горизонте европейской истории авары появились около 555 года. Спасаясь от натиска тюрок, они переправились через Волгу и двинулись на запад. Ядром этой орды была группа, которая называла себя вархонитами и насчитывала примерно 20 000 всадников. По пути к ним присоединялись всё новые группы кочевников, и в конечном итоге их этнический состав оказался весьма разнородным.
Первыми этих кочевников назвали аварами, скорее всего, жившие в предкавказских степях сабиры. Аварский правитель Баян (562–602) принял титул кагана и претендовал на верховенство над кочевыми народами западной части Великой степи. Эти претензии послужили причиной гнева кагана тюрок, который считал аваров своими беглыми данниками. Менандр Протектор приводит слова их кагана Силзивула:
«Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть им мечей туркских; они не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины; они блуждают на поверхности земли. Когда покончу войну с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил».
Обещания своего каган так и не исполнил.
Узнав от аланов о Восточной Римской империи, авары в 558 году через Кавказ и Малую Азию отправили посольство к престарелому императору Юстиниану, у которого просили разрешения поселиться в римских пределах. Юстиниан послам отказал, зато предложил заключить договор о дружбе и за ежегодно выплачиваемую денежную субсидию воевать против разорявших её границы врагов империи. Между 559 и 562 годами авары покорили и впоследствии включили в состав своей орды различные болгарские племена, кочевавшие в Причерноморских степях, в том числе кутригуров, утигуров, оногуров и сабиров. Продолжая движение на запад, в 562 году они вышли к римским границам на Нижнем Дунае в районе исторической области Добруджа на территории современных Румынии и Болгарии. Римская пограничная стража отразила их разрозненные попытки пересечь реку. Юстиниан вторично отказал явившимся в Константинополь послам в разрешении поселиться на территории империи. Кочевникам пришлось податься назад в приднестровские степи и искать обходные пути на запад.
В поисках дороги
Левый берег Дуная в нижнем течении реки, а также обширные территории к северу вплоть до Балтийского моря и к востоку до среднего течения Днепра населяли славяне. Они регулярно переправлялись через Дунай и грабили балканские провинции империи. Римские авторы различали среди них проживавших на Нижнем Дунае склавинов и антов, населявших лесостепную зону между Днестром и Днепром.
Первыми под удар кочевников попали анты. Их вождей авары умертвили во время переговоров, а затем разорили и разграбили страну. Не желавшие покориться вынуждены были уйти, оставшихся авары обложили данью. После этого послы кочевников явились к склавинам, от которых также потребовали дани и подчинения. В ответ они услышали резкие и гордые слова:
«Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу Не другие нашей землёй, а мы чужой привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи».
Правитель склавинов Добрат приказал убить аварских послов. Известие об этом достигло ставки кагана, однако Баян почёл за лучшее отложить месть на более позднее время. Очевидная причина этой отсрочки заключалась в том, что правитель уже отказался от пути на запад вдоль долины Дуная и решил воспользоваться более длинным обходным маршрутом.
Обогнув с севера Карпатскую гряду, авары совершили набег на открывшиеся перед ними германские земли. Их отряды достигли пределов Восточнофранкского королевства. В 566 году кочевники вернулись, и франкский король Сигиберт I (561–575) выступил против них во главе большой армии. В решающем сражении франки были разбиты наголову. Остатки их войска разбежались, а сам король попал в плен. Авары обращались со своим пленником хорошо, но держали под охраной до тех пор, пока Сигиберт не собрал выкуп.
Разгром королевства гепидов
В 565 году умер император Юстиниан. Его преемник Юстин II (565–578) прекратил выплату денежных субсидий аварам, заявив при этом, что более не нуждается в их помощи для ведения войны с другими варварами. Пока Баян искал нового союзника, к нему обратился король лангобардов Альбоин (566–572) и предложил организовать совместный поход против гепидов.
Королевство гепидов располагалось на территории бывшей римской Дакии между Карпатами и берегом Дуная. Гепиды также владели правобережьем этой реки с городами Сирмий (Сремска Митровица в современной Воеводине) и Сингидун (сегодня это столица Сербии Белград). Они считались федератами Восточной Римской империи, однако нередко нарушали римские границы или позволяли это делать склавинам. Чтобы держать гепидов под контролем, император Юстиниан заключил союз с их злейшими врагами лангобардами, жившими в Паннонии. В 547, 549 и 552 годах лангобарды нанесли им несколько поражений. В 566 году Юстин II вернулся к союзу с гепидами, а его полководец Бадуарий даже пришёл им на помощь во время очередного столкновения с лангобардами. Правда, гепидский король Кунимунд отплатил римлянам чёрной неблагодарностью, нарушив данное императору обещание вернуть ему Сирмий и Сингидун. Теперь правитель лангобардов Альбоин мечтал о реванше и обратился за помощью к аварам.
Посредником на переговорах выступил франкский король Сигиберт, находившийся в это время в ставке кагана в качестве почётного пленника. В случае победы Альбоин обещал своим союзникам половину военной добычи, а также принадлежавшие гепидам земли Карпатской равнины. На этих условиях соглашение и было заключено.
В 567 году лангобарды с запада и авары с востока одновременно обрушились на владения гепидов. Напрасно Кунимунд умолял Юстина II о помощи — тот даже не ответил на письмо. В решающем сражении, состоявшемся где-то в междуречье Тибиска и Дуная, лангобарды наголову разбили своих врагов. Кунимунд пал в бою от руки Альбоина, который приказал отрубить его голову и изготовить из неё чашу. Вместе с королём погибла бо́льшая часть его войска, лишь немногим удалось спастись бегством. Гепидское королевство перестало существовать. Его земли заняли авары. Уцелел лишь небольшой осколок на правом берегу Дуная в Сирмии и Сингидуне, где сумел закрепиться некий Усдибад.
Довольно быстро Альбоин понял, какую ошибку совершил, сделав своими соседями воинственных кочевников. Ранней весной 568 года лангобарды вместе с присоединившимися к ним остатками гепидов снялись со своих владений и ушли за Альпы в Италию. Оставленные ими земли в Паннонии немедленно заняли авары, отныне контролировавшие всю Среднедунайскую низменность. Теперь каган предъявил претензии на остатки королевства гепидов. Не надеясь выстоять перед ним в одиночку, Усдибад передал свои владения императору.
Когда весной 568 году аварское войско осадило Сирмий, вместе с Усдибадом его защищал римский военачальник Боноз. На этот раз аварам, ещё не умевшим осаждать города, пришлось отступить. Позднее каган требовал от Юстина II выдать ему Усдибада как своего подданного, но император отверг эти претензии. Почти на целое десятилетие Сирмий стал опорой империи против аварских набегов.
Вторжения славян
В 572 году на востоке вспыхнула ирано-византийская война, и часть армий Фракии и Иллирика пришлось перебросить в Армению, где римляне терпели поражения. В этих обстоятельствах участились нападения склавинов и аваров на римское пограничье. Под грузом проблем император Юстин II в 574 году сошёл с ума и по ночам с дикими криками голый бегал по улицам Константинополя пугая прохожих. Регентом, а затем и его преемником на троне стал Тиберий II (574–582). Потерпев поражение от аваров и едва избежав плена, Тиберий в том же году обещал кагану ежегодно выплачивать 80 000 солидов за мир и защиту границы.
Зимой 578 года Дунай замёрз из-за сильных морозов. Огромные орды варваров перешли реку и разбрелись по всей Фракии. Отсюда одна их часть повернула на запад в направлении Иллирика, а другая двинулась на юг, в Македонию и Грецию. Не видя иного выхода, Тиберий обратился за помощью к аварам. Его военачальник Иоанн переправил на кораблях через Саву 60 000 всадников в доспехах. Они быстро прошли по римским дорогам вдоль берега Дуная и в низовьях переправились на левый берег реки. Здесь они предали огню и мечу оставшиеся без защиты селения склавинов, которым Баян уже давно мечтал отомстить за убитых послов. Оказавшись меж двух огней, склавины согласились вернуть пленных и добычу, а также обязались платить аварам ежегодную дань.
Хотя на этот раз авары помогли отстоять границы империи, в стратегическом плане обращение к ним за помощью обернулось для Константинополя серьёзными проблемами. Яблоком раздора между императором и каганом вновь стал Сирмий — выдвинутый на левый берег Савы форпост, который Баян давно рассматривал как принадлежавший ему по праву победителя, одолевшего владевших им прежде гепидов. Уже в 579 году авары вновь перешли Саву и даже стали строить через реку наплавной мост, чтобы полностью отрезать Сирмий от связи с провинцией. Когда начальствовавший в городе римский полководец Сеф потребовал объяснений, каган сообщил, что строит мост для военной помощи империи, чтобы вновь через её земли напасть на склавинов, поскольку те не выполняли свои условия договора и едва ли не открыто готовились к новому вторжению.
А ведь так оно и было. Склавины убили аварских сборщиков дани и в конце 580 года вновь перешли Дунай, предприняв самое масштабное из вторжений за последние годы. Вновь опустошив Фракию, они повернули на юго-запад, проникли в Эпир, переправились через Коринфский залив и вторглись на Пелопоннес. Многие древние города, включая Коринф и Афины, были разграблены, сельская местность опустошена, а её жители уведены в плен или изгнаны. На обратном пути из Греции склавины прошли Фермопилы, с юга вторглись в Македонию и осадили её столицу Фессалоники, второй по значимости после Константинополя центр империи. Город удалось отстоять только благодаря его мощным укреплениям. На протяжении четырёх лет склавины беспрепятственно опустошали территорию провинций.
Воспользовавшись крайне тяжёлым положением империи, авары полностью блокировали Сирмий. После трёхлетней осады город наконец сдался в 582 году. Тиберию ничего не оставалось кроме как признать в новом договоре эти приобретения.
Разрыв отношений с аварами
13 августа 582 года Тиберий умер, передав бразды правления своему зятю Маврикию (582–602). Новый император получил непростое наследство. На востоке продолжалась изматывающая война с персами. Балканы разоряли склавины. Остаткам италийских владений угрожали лангобарды. Аварский каган искал повода для разрыва отношений с Константинополем. Старый Баян умер в 582 или 583 году, и на трон взошёл его сын, потребовавший увеличить сумму выплат до 100 000 солидов. Маврикий отказался, и каган расторг договор о мире.
Осенью 584 года, в пору сбора урожая, авары внезапно захватили опустевший Сингидун. Продвигаясь далее на восток вдоль берега Дуная, они заняли Виминакий, столицу Верхней Мезии, Августы в Прибрежной Дакии и достигли Анхиала на черноморском побережье. При разграблении города в одной из церквей авары нашли пурпурное платье, которое посвятила туда жена императора Тиберия. Каган расценил находку как доброе предзнаменование и облачился в пурпур со словами:
«Желает того император римлян или нет, но теперь его царство отдано мне!»
В следующем году императорским послам удалось заключить перемирие, согласившись на увеличение выплат. Мир, однако, не продлился долго. Кроме того, его условия не распространялись на склавинов, которые продолжали грабить Фракию. С большим трудом римский полководец Коментиол нанёс им поражение у окружавших Константинополь стен и отвёл угрозу от столицы.
Новым поводом для разрыва стал отказ Маврикия выдать бежавшего к нему верховного жреца, которого каган обвинял в связи с одной из своих наложниц. Осенью 586 года авары снова прошли огненным смерчем вдоль южного Дуная, разрушив здешние укрепления: Аквы (Прахово), Бононию (Видин) и Ратиарию (Арчар). Пострадали многие крупные города в приграничных районах Мезии и Малой Скифии: Дуросторум (Силистра), Залдапа (Абрит), Трофей Траяна (Адамиклисси), Маркианополь (Девня), Апиария (Ряхово).
В следующем году каган продолжал воевать в Нижней Мезии, Скифии и Фракии. Авары безуспешно осаждали города Берою (Верия), Диоклетианополь (Хисар) и Филиппополь (Пловдив). Командовавший здесь римский военачальник Коментиол избегал прямого столкновения с противником и довольствовался нападением на отдельные отряды и разведкой. Благодаря этой тактике ему удалось одержать несколько побед над склавинами и дважды застигнуть врасплох самого кагана, который смог избежать разгрома лишь благодаря внезапной панике, вспыхнувшей в рядах римских войск. Сменивший его Иоанн Мистакон осенью 587 года разбил аваров под стенами осаждаемого ими Адрианополя.
Но несмотря на эти успехи, римские военачальники не смогли помешать склавинам прорваться в 587–588 годах из Фракии на юг, в Македонию и Эпир, а затем в Грецию. Расселившись на опустошённых землях, следующие 200 лет склавины жили здесь совершенно независимо от власти императора.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

Авары у границ Византии В конце правления императора Юстиниана (527–565) многочисленные войны и эпидемия чумы ослабили Восточную Римскую империю как в экономическом, так и в военном отношении.

.

Предыдущая запись Репатриация в Израиль из России в 2022 году: что нужно знать, рассказывает адвокат
Следующая запись Новая Ява!!!

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *