Мода циклична, и некоторые из имен ушедшей эпохи снова пользуются популярностью у родителей. Другие же, воспевающие революцию, вряд ли вернутся в обиход
Начало XX века в России было бурным: страна переживала переход к коммунизму, а 1917-й возвел прочную стену между дореволюционной эпохой и новым советским миром и желанием «построить новый мир».
В конце 1910-х-начале 1920-х столкнулись не только два режима, но и два подхода к тому, как называть детей. Мы уже рассказывали о цикличности моды на имена, и молодые родители тех лет вполне укладываются в выявленную учеными систему. Но стремительные изменения тогда привели к тому, что в стране с равной частотой появлялись, как библейские Марии, так и революционные Октябрины.
Эпоха экспериментов
Наши коллеги из издания «Счастливые родители» напоминают: еще никогда в русском языке не появлялось столько неологизмов сразу, как в 1920-х годах прошлого века. Церковные святцы были уже неактуальны, поэтому с 1924 года стали издавать отдельный календарь с именами на каждый месяц.
«Составители календарей просят всех, пользующихся календарями, сообщить новые имена, которые они дают детям, или какие красивые имена предлагают внести в список имен, приведенных здесь», — обращались издатели к своим читателям.
В следующих выпусках календаря уже появились имена, отражающие эпоху. Например, Нинель — фамилия Ленина наоборот, Шахта — одно из любимых имен для девочек на Донбассе, Сиврен — система, время энергия, Рада — рабочая демократия.
Среди самых популярных имен для девочек оказались Вилена (по инициалам Ленина) и Гертруда — это сокращенно «герой труда». Тогда же в обиход вошло имя Рената — по первым буквам слов «революция», «наука», «труд». Октябрина (был и мужской вариант — Октябрином звали отца режиссера Алексея Балабанова), Ноябрина, Искра (по названию революционной газеты, основанной Лениным), Аврора — все они характеризовали эпоху. Встречалась даже Февралина, но реже.
А еще в 1924 году в моду вошло имя Аэлита, пожалуй, единственное из новых, которое не было связано с политическим строем. Все просто: в этом году на экраны вышел по настоящему крутой фильм по одноименному роману Алексея Толстого.
Имен для мальчиков было меньше, но они тоже были интересными. У мальчиков было популярно имя Ким — аббревиатура от «Коммунистического интернационала молодежи». Не обошлось и без отсылок к имени вождя мирового пролетариата — Вилен, Владлен, Владилен, Ленинид (ленинские идеи). Идеальным комбо было имя Энглен — сочетание Энгельса и Ленина, Засрик — за социалистическую революцию и коммунизм.
С Лениным отчасти было связано и имя Арлен — армия Ленина. Кстати, такое имя было и у кельтов, правда, вряд ли оно было связано с революционером.
О коммунизме напоминало имя Коммунар, о Красной Армии имя — Красарм. Они не были сильно популярными, но все же встречались. Зато часто встречались мальчики, которых звали Краснославами (по аналогии с Ярославом, Святославом и так далее).
Известные персоны, получившие «революционные» имена
Нинель Подгорная — актриса;
Нинель Ткаченко — оперная певица;
Гертруда Троянова — певица, автор уникальной методики постановки голоса;
Октябрина Миронова — депутат Верховного совета СССР;
Октябрина Ганичкина — телеведущая, автор книг по садоводству;
Ноябрина (Нонна) Мордюкова — актриса;
Искра Полякова — героиня книги «Завтра была война»;
Искра Бабич — режиссер и сценаристка;
Ким Рыжов — поэт-песенник;
Ким Цаголов — военный и государственный деятель, генерал-майор;
Вилен Визильтер — сценарист, режиссер;
Вилен Барский — поэт, художник;
Вилен Струтинский — физик;
Владлен Давыдов — актер;
Владилен Машковцев — писатель-фантаст;
Арлен Блюм — историк, библиограф;
Энглен Азизов — ученый в области электрофизики и физики плазмы;
Краснослав Зубравский — пианист.