Возлюбившие войну. Ч.-1

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск феминистского движения в Европе и США. Женщины требовали для себя равных прав с мужчинами, и одним из них было право служить в армии. Однако неправильно считать, что до этого времени женщины были лишь хранительницами домашнего очага. История просто изобилует фактами того, что девы-воительницы – вовсе не порождение XX века. Возможно, слабый пол не так уж и слаб
Яххотеп
Царица Яххотеп (1560–1530 гг. до н.э.), или, как её ещё называют, Аххотеп, прославилась не только из-за того, что была матерью фараона Яхмоса I (основателя 18 династии древнеегипетских царей), но также благодаря своим лидерским и полководческим качествам. Будучи регентом при своём малолетнем сыне, она стала первой женщиной, которая удостоилась титула жреца. Помимо этого она смогла самостоятельно объединить страну в самый критический момент. Она сплотила вокруг себя солдат и одержала победу над заговорщиками. О её статусе и военных заслугах историки узнали благодаря стеле в Карнакском храме, которую установили по приказу Яхмоса I. Из надписей следует, что Яххотеп заботилась о солдатах Египта и оберегала их, как мать. Она принесла мир в Верхний Египет, объединив страну и изгнав из неё мятежников.
О том, что царица-регент была не просто «гаремной женой» фараона, говорит также и её захоронение, в котором помимо царских регалий были найдены предметы, свойственные обычно лишь усыпальницам воинов – наручные браслеты лучника, наконечник копья, тринадцать боевых топоров из бронзы, серебра и золота. Но самой необычной находкой, после которой у историков не осталось сомнения в том, что перед ними царица-воительница, стало ожерелье с золотыми мухами. Такой подвеской с насекомыми в древнем Египте награждали лишь за героизм, проявленный на поле боя. Немудрено, что после этого Яххотеп стала своеобразным символом освобождения Египта и одним из главных действующих лиц в нескольких романах, посвященных войне египтян с кочевыми племенами гиксосов.
Томирис
Будучи предводительницей племени массагетов (одного из скифских кочевых племен), Томирис (приблизительно 570–520 гг. до н.э.) одержала победу над персидским царём Киром II Великим. Причиной конфликта стало убийство сына Томирис. Персы, вторгнувшись на территорию её племени, устроили ловушку для армии скифов, которой как раз и командовал сын царицы Спараглис. Его в числе других воинов взяли в плен. Томирис просила Кира вернуть ей сына, но тот отказал, а затем при невыясненных обстоятельствах Спараглис умер. Скифская царица в ответ собрала всё своё войско и напала на персов. По мнению Геродота, эта битва была самой кровопролитной и жестокой из тех, в которых доводилось участвовать варварам. Большая часть войск Кира II была уничтожена, пал и сам персидский царь. Однако этого мстящей матери показалось мало, она приказала обезглавить тело врага и распять его, а голову вложить в мех для вина, который предварительно наполнили персидской кровью. Согласно преданию, после этого царица изрекла: «Ты жаждал крови, Кир Так пей же её теперь сколько хочешь!»
Также существует версия, что Томирис была царицей гетов и после победы над персами она со своим войском захватила территорию современной Болгарии, Сербии и Румынии и построила на берегу Понта город Томы (сейчас Констанца). Сама территория стала называться Малой Скифией. Конечно, история «царицы варваров» Томирис, отомстившей за смерть сына, не могла не найти отражения в искусстве. Такие художники, как Рубенс, Лука Феррари, Гюстав Моро, посчитали своим долгом запечатлеть поступок безутешной матери на своих полотнах.
Сёстры Чынг
Чынг Чак и Чынг Ни (примерно 12–43 гг. н.э.) возглавили восстание вьетнамцев против китайских наместников. Формально они, как и те, кого они подняли на восстание, не являлись вьетнамцами, так как такой нации в то время попросту не существовало. Скорее всего, они принадлежали к так называемым намвьетам – этносу, который подвергся насильственной ассимиляции со стороны Китая. В 39 году сестры Чынг собрали армию, которая преимущественно состояла из женщин, и изгнали китайцев из своей деревни. Благодаря этому успеху ряды повстанцев стали пополняться, и спустя несколько месяцев сёстрам удалось освободить более 60 городов. Они стали королевами самопровозглашённого государства Линьнам и более двух лет успешно отражали атаки китайской армии.
Однако в 43 году Китай одержал победу, наголову разгромив армию Линьнама. Сёстры Чынг, понимая, что дальше их ждёт плен и позорная смерть, утопились в реке Дэй. Несмотря на вновь установившееся господство китайцев, вьетнамцы не забыли о подвиге сестёр Чынг, и они до сих пор считаются национальными героинями Вьетнама. Каждый год 6 января проводится национальный праздник в их честь. Именем сестёр названы многие школы и улицы в крупных городах, а их изображение верхом на боевых слонах можно часто встретить на сувенирной продукции, особенно в ханойском районе Хайбачынг, который назван в честь сестёр-воительниц.
Боудикка
Боудикка (дата рождения неизвестна – умерла прим. в 61 г. н.э.) была женой кланового вождя кельтского племени иценов Прасутага. Земли иценов располагались на территории современного Норфолка. Ицены были союзниками Рима, однако после смерти Прасутага, когда Боудикка должна была стать вождём племени, император Нерон лишил её титула и ввёл войска на её земли. Саму Боудикку публично выпороли, а двух её дочерей изнасиловали. Помимо этого, римлянами была разграблена казна Прасутага. Но они не учли одной детали – будучи особой королевских кровей, эта высокая рыжеволосая женщина с громким голосом и пронзительным взглядом, как её описывал Тацит, имела большую власть над иценами. Желая отомстить за поруганную честь семьи и племени, она в 61 году поднимает восстание. Первой целью восставших стал город Камулдон (современный Колчестер): он пал за два дня и, по мнению археологов, был полностью разрушен, а те 200 ополченцев, что прислал Рим для борьбы с кельтами, были вырезаны. Потом пал Лондиний (современный Лондон), а затем и Веруламий (Сент-Олбанс). Во всех трёх городах было убито порядка 17 000 человек. По словам римских летописцев, Боудика не брала пленных.
Когда до Рима наконец дошло, что так можно потерять контроль над всей Британией, было прислано 10 000 легионеров, однако войско Боудикки к тому моменту насчитывало от 80 000 до 230 000 человек. По словам всё тех же летописцев, королева иценов руководила войсками с колесницы. Также они утверждают, что она обратилась к своим войнам пред финальной битвой со словами: «Считайте меня не королевой, мстящей за погибшего мужа, а простой женщиной, мстящей за отнятую свободу! Я готова умереть, но не стану рабыней!» В дальнейшем так и случилось – хотя легионеров и было в разы меньше, они имели больше опыта в открытой битве, что и доказали, устроив иценам настоящую резню. Боудикка, увидев своё поражение, приняла яд.
Особой популярностью образ Боудикки пользовался в викторианской Англии, что довольно парадоксально – королева варваров сражалась за свободу против самой могущественной империи своего времени, в то время как при королеве Виктории Британская империя сильно походила на Рим.
Зенобия Септимия
После смерти в 267 году своего мужа, царя Пальмиры Одената II, Зенобия (240 – после 274 гг. н.э.) стала править от имени своего малолетнего сына и наследника престола Вабаллата. Пальмира в то время была протекторатом Рима, но после того, как римский император Галлиен отказался подтвердить титулы наследника престола, царица провозгласила независимость своей страны от империи. Затем, за довольно короткий промежуток времени, она покорила всю Сирию, восточные области Малой Азии, а также Египет. За это время императором Рима стал Аврелиан, который выступил против войска Зенобии и разбил его в 272 году в битвах при Антиохии и Эмесе.
Царица Пальмиры попала в плен, и в 274 году её провели через Рим, закованную в золотые цепи. Однако дальнейшая её судьба сложилась намного лучше, чем у многих других воительниц, которые не побоялись бросить вызов могучим империям своего времени: Зенобию сослали в Тибур, что недалеко от Рима, где она до самой смерти жила в собственном поместье. В честь пальмирской царицы назван американский кустарник из семейства вересковых, источающий лимонный или анисовый аромат, такое же имя носит астероид, открытый в 1916 году.
Жанна де Монфор
В историю она также вошла под именем Жанна Бретонская. Известно, что во время осады города Эннебон французами баронесса Жанна (1341–1402 гг.), будучи там, не стала прятаться от войны, как большинство дам её статуса. Она облачилась в доспехи и взяла на себя руководство обороной. По словам современников, она начала активную мобилизацию горожан для защиты крепости. Однако вскоре ей пришлось бежать из города. Возглавив примерно три сотни всадников, она тайно покинула город и добралась до Бреста. Оттуда она вернулась уже с 600 воинами и прогнала французов. Считается, что баронесса де Монфор лично участвовала в морской баталии у Гернси.
Помимо этого, в одной из книг, посвящённой феномену женщин-воительниц, приводится цитата о доблести этой средневековой амазонки (правда, без указания авторства): «Демонстрируя невероятную храбрость, полностью в броне, она (Жанна) стояла прямо в проломе, где было больше всего врагов. Она поразила даже бывалых солдат и генералов своими навыками и мастерством». К сожалению, о жизни баронессы сохранилось не так много информации, известно лишь, что прожила она довольно долгую по средневековым меркам жизнь, была замужем, но довольно быстро овдовела. Помимо этого, есть свидетельства, что в 1398 году её назначили констеблем замка Ричмонд.
Грейс О’Мэлли
Дочь вождя ирландского клана О’Мэлли также известна под именем Грануаль (Лысая Грайне). Это прозвище Грейс (около 1530 – около 1603 гг.) получила, когда в ответ на утверждение своего отца о том, что женщина на корабле к беде, обрезала себе волосы. Грануаль считается одним из самых отчаянных капитанов XVI века, она подчинила себе примерно половину Ирландии. В 1588 году она приняла активное участие в разгроме Испанской армады, которую в то время все считали непобедимой. Есть свидетельства, что в 1593 году Грейс лично встречалась с королевой Елизаветой I и обещала ей обрушить всю свою ярость на врагов короны. Также существует придание, что королева пиратов родила одного из своих четырёх детей прямо во время сражения, а после этого поднялась на капитанский мостик и вновь ринулась в битву.
Однажды её схватили и заточили в Дублинском замке, однако даже стены крепости не смогли удержать Грануаль, она бежала и продолжила свою пиратскую деятельность. В подтверждением того, как сильно враги Грейс боялись её, служит надпись на крепостной стене графства Голуэй, которая гласит: «Боже, убереги нас от свирепой О’Флагерти (фамилия Грейс по мужу) и прочих напастей!» Смерть королевы пиратов полна таким же количеством мифов и загадок, как и её жизнь. По одной из версий она умерла своей смертью в Рокфлите, однако большинство жителей Ирландии всё же верят, что королева пиратов погибла во время абордажа вражеского судна.
Анна Нзинга Мбанди Нгола
«Перебьём всех белых, и жизнь наладится!» – такой лозунг выдвинула Анна Нзинга (примерно 1528–1663 гг.), дочь ангольского правителя, когда встала во главе государства и решила изгнать португальских колонизаторов. Для этих целей она объединилась с кровожадным племенем гиага, королём Конго и голландцами. Вместе они в 1624 году перебили весь португальский гарнизон и сожгли шесть их кораблей. Однако в 1648 году португальцы нанесли поражение Голландии, и Нзинга осталась один на один с превосходящими силами противника. Бои продолжались до 1655 года, после чего королева отреклась от престола, не желая становиться вассалом Португалии.
Согласно утверждениям одного из современников, который был свидетелем переговоров ангольской королевы с португальцами, когда она вошла в комнату, там стоял лишь один стул, на котором сидел вице-король. Нзинге предложили сесть на ковер, однако она не растерялась и приказала одному из своих слуг встать на четвереньки и села на него. Также Анне приписывают уничтожение полигамии в Анголе и создание первого большого города, который должен был стать столицей её королевства.
Лакшми Бай
Правительница княжества Джханси, Лакшми (1828–1858 гг.) вошла в историю как символ сопротивления индийцев диктатуре англичан. В 1857 году в Индии вспыхнуло восстание сипаев. Гарнизон Джханси присоединился к повстанцам. Несмотря на это, Лакшми оказывала помощь запертым в одной из крепостей европейцам (по большей части это были женщины и дети), тайно посылая им хлеб, воду и лекарства. Она не желала сражаться с англичанами, так как всех европейских беженцев, которым она помогала, повстанцы обманом выманили из крепости и перебили, однако колониальные власти вместо благодарности за помощь и попытку мирного урегулирования конфикта обвинили Лакшми в убийстве подданных английской короны и отправили в Джханси войска.
После этого у молодой княжны просто не осталось выбора, и она возглавила оборону своего княжества. Проявив мужество и героизм, она защитила свои владения и свой народ. После этого во главе кавалерийского отряда она объединилась с войсками Тантия Топи, который был лидером повстанцев, и продолжила войну за свободу индийского народа. 17 июля 1858 года Лакшми Бай героически пала в сражении под Гвалиором. На своей родине она стала национальным героем, ей посвящены книги, кинофильмы и телесериалы, а в нескольких индийских городах установлены памятники в её честь.
Надежда Андреевна Дурова
Первая в русской армии женщина, дослужившаяся до офицерского чина. Всё началось в 1806 году, когда Надежда Андреевна (1783–1866 гг.), влюбившись в казачьего есаула, убежала вслед за его полком. Она переоделась в казачье платье и прикинулась 14-летним мальчиком, чтобы жить с возлюбленным под видом денщика. Однако казаки обязаны были носить бороды, поэтому, боясь разоблачения, она сбежала от них и примкнула к Конному Польскому уланскому полку, назвавшись Александром Васильевичем Соколовым. Вместе с новыми боевыми товарищами она сражалась при Гутшадте, Гейлсберге, Фридланде, и везде проявила себя как храбрый и отчаянный солдат. За спасение одного из офицеров её наградили Георгиевским крестом и произвели в унтер-офицерский чин. Также она стала единственной женщиной, присутствовавшей при подписании Тильзитского мирного договора.
Когда в армии выяснили, что Александр на самом деле Надежда, её лишили оружия и звания. По прибытии в Санкт-Петербург её принял Александр I, в которого кавалерист-девица была тайно влюблена. Император, поражённый стремлением женщины сражаться наравне с мужчинами, разрешил ей остаться в армии и перевёл её в Мариупольский гусарский полк в чине подпоручика под именем Александрова Александра Андреевича. Он даже разрешил ей лично обращаться к нему с просьбами. Затем Дурова перевелась из гусар в уланы, так как у Александра Андреевича возник конфликт с командиром полка по причине того, что молодой подпоручик не хотел жениться на его дочери. Во время войны 1812 года Дурова в составе Литовского уланского полка командовала полуэскадроном и приняла участие в битве под Смоленском и в Бородинском сражении, где получила ранение ядром в ногу. Её произвели в чин поручика, и она служила ординарцем у самого Кутузова, который знал тайну Надежды. После войны за освобождение Германии и взятия Гамбурга Надежда Дурова поддалась на уговоры отца и вернулась домой. Умерла кавалерист-девица в возрасте 82 лет в маленьком домике в Елабуге.
Российская империя, как и Советский Союз, в отличие от многих других стран-участниц обоих мировых конфликтов, могут похвастаться самым большим количеством «амазонок», которые в наиболее опасное для страны время брали в руки оружие и шли на врага. День за днём из боя в бой они лишний раз подтверждали образ «некрасовской женщины», которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Каждой атакой, боевым вылетом или диверсионным рейдом они утирали нос мужчинам с большими звёздами на погонах, считавших до этого, что война – не женское занятие.

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

Возлюбившие войну. Ч.-1 Согласно общепринятому мнению, образ девы-воительницы стал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, так как именно в этот период происходит всплеск

.

Предыдущая запись Что произойдет с организмом, если вы будете кушать чеснок с медом натощак в течение 7 дней
Следующая запись Таинственная красотка с Уцуро-бунэ.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *