Культ смерти в Древнем Египте

Культ смерти в Древнем Египте Живые и мертвые Почему ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне Правда ли что для них смерть была

Живые и мертвые
Почему ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне Правда ли что для них смерть была продолжением жизни
О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело — то есть мумифицировать.
Изощренную процедуру бальзамирования описал еще Геродот, побывавший в Египте в V веке до нашей эры. Первым делом удаляли крюком через ноздри часть мозга, его остаток растворялся специальными составами. После этого из тела извлекали внутренности — легкие, печень, желудок, кишки. Их тоже бальзамировали и помещали в специальные каменные сосуды — «канопы». Брюшная полость очищалась растертыми специями и пальмовым вином, после чего заполнялась растолченной миррой и другими благовониями. Наконец тело зашивали и, судя по некоторым признакам, засыпали природной содой — натроном, которая вытягивала остатки жидкости.
Процесс бальзамирования продолжался около семидесяти дней. После этого тело в последний раз обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под эти бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги пеленались отдельно, а иногда на пальцы даже надевали золотые футляры.
По рисункам на гробницах сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить себе, как выглядела траурная процессия в Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы — специально нанятые девушки и женщины, которые издавали пронзительные вопли и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры.
У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной службы; проводили ее специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино — чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически — ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто покойник станет есть эти дары. За него это делали жрецы — в счет вознаграждения за свои труды.
Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе — судье мертвых и боге загробного мира. Осирис был на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала вечную жизнь.
Но прежде чем умерший окончательно обретал способность к вечной жизни, то есть, как писали египтяне, становился «оправданным», он представал передсудом Осириса и произносил так называемую «отрицательную исповедь»:
«Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не творил дурного.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не был причиною слез.
Я не убивал и не приказывал убивать.
Я не отнимал молока от уст детей…»
Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу. В новое время эти тексты получили широкую известность под названием «Книга мертвых», хотя сами египтяне называли их «Выход в день». В одном из фрагментов этой книги Анубис, бог бальзамирования с телом человека и головой шакала, ведет усопшего в зал суда, где на троне восседает Осирис. Там же находятся весы. На одну их чашу кладется сердце умершего, а на другую -перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот с головой ибиса записывает результат.
Если весы оставались в равновесии, значит, сердце человека «пусто от зла всякого» и ему будет позволено продолжать жизнь в потустороннем мире; однако если перевешивало сердце, отягощенное злом, то умершего проглатывала «пожирательница мертвых» — чудовищная химера с крокодильей пастью, туловищем льва и задней частью бегемота, — и он умирал во второй раз, уже окончательно.

Культ смерти в Древнем Египте Живые и мертвые Почему ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне Правда ли что для них смерть была

Культ смерти в Древнем Египте Живые и мертвые Почему ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне Правда ли что для них смерть была

Культ смерти в Древнем Египте Живые и мертвые Почему ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне Правда ли что для них смерть была

Культ смерти в Древнем Египте Живые и мертвые Почему ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне Правда ли что для них смерть была

Культ смерти в Древнем Египте Живые и мертвые Почему ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне Правда ли что для них смерть была

.

Предыдущая запись Zingers
Следующая запись КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *