Большой спорт — совсем не то же самое, что ЗОЖ. Нередко он приводит как к физическим, так и к психологическим травмам
С одной стороны, профессиональные занятия спортом дисциплинируют, развивают и мотивируют. С другой — ломают психику, а иногда и здоровье. С самого детства спортсмены испытывают серьезный стресс во время тренировок и соревнований, а сфокусированность на спортивных успехах наносит удар по развитию в других сферах жизни.
Три девушки, профессионально занимающиеся синхронным плаванием и художественной гимнастикой рассказали какие трудности им пришлось пережить и как это сказалось на формировании их женской идентичности.
«Когда начались серьезные тренировки, я поняла, что до меня тут никому нет дела»
Софья Попова, мастер спорта по синхронному плаванию
В пять лет родители отвели меня на спортивное плавание, а в 11 я перешла в синхронное. Я до сих пор не понимаю, как так произошло, потому что в самом раннем детстве я ненавидела воду, меня невозможно было туда загнать.
Когда начались серьезные тренировки, я поняла, что до меня тут никому нет дела. К примеру, когда мы сидели на растяжке, студентки, которые проходили у нас практику, просто вставали нам на бедра — всем было плевать, рвется у тебя там что-то или не рвется. После этого я заработала сильное растяжение, которое долго не могла вылечить, ведь для этого нужен покой, а мы постоянно тренировались.
В спорте всегда есть слово «надо», и никого не волнует, что ты об этом думаешь. С одной стороны, это закаляет, но иногда я чувствую, что не могу отпустить контроль даже в обычной жизни, это очень мешает в том числе в отношениях, я слишком привыкла сама за себя отвечать. Я как женщина не могу расслабиться, не могу довериться. Кроме того, в спорте нельзя плакать. Для девушек это особенно тяжело. «Ты что ревешь Ты что, терпеть не можешь» — часто слышала я. В итоге я и в обычной жизни нахожусь в постоянном напряжении.
Взросление у спортсменок происходит позже. Было неловко, когда у всех одноклассниц есть месячные и уже развивается грудь, а ты, по факту, еще ребенок. Лет в 15-16 меня дразнили, не все, конечно, но бывало такое, что приходилось слегка комплексовать из-за широких плеч, накачанных ног, дурного запаха из-подмышек. По отношению к парням в спорте такого буллинга в повседневной жизни обычно нет.
«С ребенка в спорте спрашивают как со взрослого»
Елизавета Мойко, мастер спорта по художественной гимнастике
В четыре года родители привели меня на гимнастику. Выбор пал на этот вид спорта, потому что он красивый, менее травмоопасный, развивает хорошую координацию, реакцию, понимание своего тела, гибкость, умение слушать музыку. Все это создает новые нейронные связи, что, конечно, благоприятно сказывается на развитии ребенка в целом. Кроме того, привыкаешь к дисциплине и самоорганизации.
Но приходится сталкиваться с жестким отношением. Один из самых обидных эпизодов случился, когда мне было 12 лет. Мы поехали на сборы в Болгарию, и тренеры строго следили за нашим весом. Если сначала все ограничивалось неприятными комментариями, то через несколько дней они ввели наказания за прибавки в весе.
Однажды получилось так, что из всей команды у меня единственной была прибавка в 100 граммов (к слову, в 12 лет у меня был рост 160 см, а вес 41 кг). Конечно, это был не жир, а, возможно, одежда или вода задержавшаяся. Но за эти 100 граммов я прыгала на скакалке 1000 двойных прыжков — и мне нельзя было отдыхать. На седьмой сотне у меня образовались кровавые мозоли, и я просто в слезах обматывала пальцы скотчем, чтобы хоть как-то допрыгать. А тренер все это время просто сидела и считала мои прыжки. Мне было ужасно обидно. Из-за таких историй я долго не могла принять свое тело.
С ребенка в спорте спрашивают как со взрослого — на тренировке ты будто старше, чем ты есть на самом деле. В юном возрасте, когда спорт был на первом месте, мне не хватало подростковой легкости, влюбленностей, принятия себя. Это безусловно сильно повлияло на мою психику.
«У тебя нет возможности дать себе отдых»
Мария Куленкова, мастер спорта по синхронному плаванию
Я пришла в синхронное плавание довольно поздно — в 12 лет. Моя мама заслуженный мастер спорта и тренер по синхронному плаванию. Она постоянно ездила на сборы с подопечными и брала меня с собой. Я была там всегда в качестве отдыхающей. Но однажды я подошла к ней и сказала: «Во-первых, все тренируются, а я нет, и мне стыдно. А во-вторых, вообще-то мне нравится этот вид спорта, и я хочу поплавать рядом с другими спортсменками, хотя бы попробовать».
Так я начала свой путь в качестве любителя. Но благодаря моей маме, моим хорошим врожденным данным (мягкие подъемы, мягкие мышцы) и упорному труду я довольно быстро перешла с любительского уровня на профессиональный. Насильно меня никто не тянул.
Путь этот, конечно, тяжелый. Быть слабой здесь невозможно. Если ты болеешь или у тебя травма — ты все равно выходишь и на тренировки и на соревнования. Иначе никак. У тебя нет возможности дать себе отдых. Я неоднократно слышала, что девушка не должна бояться попросить о помощи, но когда ты спортсменка, навык делегировать у тебя буквально атрофируется. Это нередко мешает в повседневной жизни и в отношениях.
Если у тебя первый день месячных, то это тоже мало кого волнует. Пьешь обезболивающие — и вперед. Когда начинается тренировка, боль отходит на второй план.
Эмоциональность женская (не хочу, чтобы это прозвучало как сексизм) иногда дает о себе знать. Однажды на соревнованиях знакомая девочка, дав волю чувствам, заперлась в туалете. Ей было так тяжело морально, что она была готова подвести команду. Дверь в итоге пришлось выломать, а девочка все-таки смогла выйти на старт.
Тем не менее синхронное плавание помогло мне прочувствовать свою грацию, женственность. Ведь это эстетичный и в первую очередь женский вид спорта.