Человек на Южном полюсе Земли

Человек на Южном полюсе Земли После долгой подготовки летом 1910 года Амундсен на корабле Фрам отплыл на покорение Антарктиды. 2 января 1911-го Фрам пересёк Южный полярный круг, а 15 января

После долгой подготовки летом 1910 года Амундсен на корабле «Фрам» отплыл на покорение Антарктиды. 2 января 1911-го «Фрам» пересёк Южный полярный круг, а 15 января береговой отряд высадился в Китовой бухте, где разбил лагерь. Позднее отряд переместит часть припасов на склад на 80 параллель.
Переждав зиму и полярную ночь, в период которой экспедиция активно готовилась к выступлению и провела несколько разведок, Амундсен решил выступить 8 сентября. Поход оказался неудачным: при температуре −56 °C лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Замёрзла даже водка.
Полярники решили возвращаться в лагерь на побережье, но Амундсен бросил всех и уехал вперёд. Исследователи возвращались по одному, что привело к обморожению ног у троих человек.
20 октября была предпринята вторая попытка в составе пяти человек. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября. Далее путь проходил по неизвестной территории.
17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, теперь им предстоял подъём на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.
Преодолевая ледники и горы, Амундсен достиг полюса 14 декабря в 15:00. Последующие три дня команда провела, максимально точном определяя координаты самой южной точки. На ней экспедиция оставила палатку с посланиями королю Норвегии и преследовавшему их Роберту Скотту.
Возврат занял много меньше времени: 26 января 1912 года Амундсен уже был в лагере, а четырьмя днями спустя «Фрам» отплыл из Китовой бухты.
Помимо очевидной цели, экспедиция изучила Трансантарктические горы, некоторые территории в ходе вспомогательных походов и собрала множество метеорологических данных.
Вы, наверное, обратили внимание на «преследовавшего норвежцев Скотта». Так вот, это кто вообще
Итак, Роберт Скотт был британским военным и исследователем. Он запланировал свою экспедицию ещё до объявления Амундсеном о походе на Южный полюс, и, можно сказать, защищал честь Великобритании в гонке к полюсу.
Его экспедиция, названная «Терра Нова», поначалу рассматривалась как частная инициатива, и поддержки государства не нашла. Впрочем, равно как и частных лиц — уже на момент отправки судна баланс был отрицательный. У Амундсена таких проблем не было. Подошёл к планированию Скотт тоже иначе — например, если норвежец ставил на собак как на основное средство передвижения, то британец друзей человека не любил, и решил использовать моторные сани и маньчжурских лошадей (это маленькие лошади, вроде пони). Ездовых собак, впрочем, он всё-таки взял.
И вот в чём проблема. Лошади и сани уже использовались как в освоении Антарктики, так и в суровых снежных условиях, и показали они себя откровенно плохо — то и дело проваливались под лёд, а у саней ещё и двигатели ломались.
Справившись с недостатком финансов и бюрократией, Скотт всё-таки отправился в экспедицию 15 июля 1910 года. Точнее, корабль «Терра Нова» отправился, а вот сам командир нет. Он сядет на борт только в Южной Африке несколькими месяцами позже. А ещё чуть позже, уже в Мельбурне, он узнает об экспедиции Амундсена.
Словом, начало не задалось. И неприятности не заканчивались: «Терра Нова» попала под шквальный ветер и получила сильные повреждения, судно стало черпать воду и для его облегчения пришлось сбросить в воду часть угля и бензина.
Антарктиды (а точнее, всего лишь Острова Росса, что у берегов континента) Скотт достигнет только в начале января 1911 года, а 4 февраля он окажется в Китовой бухте… где их уже ждал «Фрам» Амундсена.
Тем не менее, уже «слегка» деморализованный, Скотт продолжил работу. Исследователи заложили склады (попутно потеряв нескольких лошадей) и остались пережидать полярную ночь на 80 параллели.
27 июня — 1 августа в разгар антарктической зимы исследователи совершили вылазку (97 километров при -60 градусах — неплохая вылазка) для сбора яиц императорских пингвинов и испытания полярного снаряжения и рациона. Это был первый в истории полярных исследований зимний исследовательский поход в обстановке полярной ночи. На путь в одну сторону ушло 19 дней.
Полюсный отряд был разделён на три группы. Первая, на мотосанях, выступила 24 октября, и должна была везти припасы. Провезла она их, правда, всего неделю, после чего оба агрегата вышли из строя, и группе пришлось тащить упряжку (а это два центнера на человека) почти 250 километров. Сам Скотт вышел на лошадях 1 ноября, и за ним выдвинулся отряд на собачьих упряжках. Группы встретились две недели спустя у одного из разбитых ранее лагерей.
Но проблемы продолжались: лошади в очередной раз показали свою бесполезность в Антарктиде, и их вскоре пришлось пристрелить. Группе пришлось тащить упряжки на себе, и она всё сильнее выбивалась из графика.
До полюса должно было дойти 4 человека из 12 (остальные должны были вернуться в лагерь). Однако Скотт решил взять к полюсу пятого члена команды. Только вот еда и снаряжение были рассчитаны на четырёх человек. Возможно, именно это решение стоило Скотту всего, что он потерял.
5 января полюсная группа достигла 88° ю. ш., до полюса оставалось 120 миль. Переходы становились всё сложнее, члены команды были уже сильно истощены или вовсе больны. В последний рывок к полюсу было решено идти налегке, оставив на последнем разбитом складе запас провианта на 9 дней.
Британцы достигли полюса 17 января — через 34 дня после команды Амундсена. 18 января они обнаружили палатку Амундсена, «Пульхейм», и письма, адресованные норвежскому королю и им самим. Все мечты были разрушены. Экспедиция двинулась обратно.
21 января началась сильная пурга, и передвижения вновь замедлились. 4 февраля Скотт и один из членов команды, и без того больной Эдгар Эванс, провалились в ледниковые трещины, где Эванс ударился головой и получил сильное сотрясение мозга. Он умрёт 17 февраля.
Остальные члены команды были не в намного лучшем состоянии — без еды (они вновь выбивались из всех графиков и голодали), на адском холоде и в лютую метель идти было тяжело. Идти ещё нужно было почти 700 километров.
К 1 марта переходы составляли не больше 1 мили, сил почти не оставалось. Кончалась еда и керосин. 16 марта Лоуренс Отс, страдая от гангрены и обморожения ног, ушёл босиком в снежный буран и не вернулся. Его тело так и не нашли.
20 марта сильно обморозил ногу Скотт, у него началась гангрена. Топливо закончилось 23 марта, пищи оставалось на два дня. До основного лагеря оставалось 250 километров, до ближайшего склада — всего 18. Но оставшиеся в живых понимали, что обречены. Скотт вёл дневник до 29 марта, и умер последним. Он завязал тела товарищей в спальные мешки, а сам спрятал под собой сумку с дневниками членов экспедиции. и раскрыл куртку. Исследователи до самого конца несли с собой 14 килограмм пород с ледника, где они были ещё в начале февраля.
Команда на корабле ещё в начале марта отправилась в Новую Зеландию, а часть экспедиции осталась на вторую зимовку. Лишь в конце октября 1912 года на поиски группы Скотта отправилась поисковая команда. Конечно, ещё несколько месяцев назад было понятно, что все погибли. Над останками погибших была построена снежная пирамида, увенчанная крестом из лыж.
Долгое время причинами неудачи экспедиции считалась ужасная погода — её указал в дневнике сам Скотт. Однако со временем стало понятно, что руководитель похода допустил несколько серьёзнейших ошибок при планировании, вроде использования тех же лошадей или низкой калорийности пайков, и при ведении экспедиции, вроде решения принять пятого члена в полюсную группу.
Вероятно, именно пони стали той самой трагической деталью, убившей Скотта и его товарищей. Мало того, что из-за их смерти и поломок мотосаней три четверти пути люди тащили всё снаряжение на себе, так ещё и склад, до которого Скотту оставалось дойти всего 18 километров, был заложен на 50 км раньше. А всё потому что человеку пришлось тащить всё снаряжение на себе.
В 2006 году телеканал BBC Two смоделировал экспедиции Скотта и Амундсена. Использовалось только снаряжение и рационы, имитирующие условия 1911 года, а экипировка и транспорт полностью соответствовали историческим. Выяснилось, что у Скотта не было ни одного шанса, даже при более мягких погодных условиях.
Британская команда 2006 года испытывала в точности те же проблемы, что были описаны в дневниках Скотта. Из-за критической потери веса тела (от 15 до 25 %), болезней и угрозы жизням членов команды продюсеры приняли решение снять их с маршрута на 91-й день экспедиции (в 1911 году полярники провели на леднике 144 дня). «Норвежцы» успешно завершили дистанцию за 75 дней.

Человек на Южном полюсе Земли После долгой подготовки летом 1910 года Амундсен на корабле Фрам отплыл на покорение Антарктиды. 2 января 1911-го Фрам пересёк Южный полярный круг, а 15 января

Человек на Южном полюсе Земли После долгой подготовки летом 1910 года Амундсен на корабле Фрам отплыл на покорение Антарктиды. 2 января 1911-го Фрам пересёк Южный полярный круг, а 15 января

Человек на Южном полюсе Земли После долгой подготовки летом 1910 года Амундсен на корабле Фрам отплыл на покорение Антарктиды. 2 января 1911-го Фрам пересёк Южный полярный круг, а 15 января

Человек на Южном полюсе Земли После долгой подготовки летом 1910 года Амундсен на корабле Фрам отплыл на покорение Антарктиды. 2 января 1911-го Фрам пересёк Южный полярный круг, а 15 января

Человек на Южном полюсе Земли После долгой подготовки летом 1910 года Амундсен на корабле Фрам отплыл на покорение Антарктиды. 2 января 1911-го Фрам пересёк Южный полярный круг, а 15 января

Человек на Южном полюсе Земли После долгой подготовки летом 1910 года Амундсен на корабле Фрам отплыл на покорение Антарктиды. 2 января 1911-го Фрам пересёк Южный полярный круг, а 15 января

Предыдущая запись «Компульсивное переедание — болезнь изоляции»
Следующая запись Суд над Карлом I.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *