Потоп, землетрясение и треугольное Солнце: странные катаклизмы на Руси в 1230 году

Потоп, землетрясение и треугольное Солнце: странные катаклизмы на Руси в 1230 году Ч.-1 В лето 6738 (1230 год) на Руси произошли события, которые никто однозначно объяснить не может до сих пор.

Ч.-1 В лето 6738 (1230 год) на Руси произошли события, которые никто однозначно объяснить не может до сих пор. События 1230 года и по сей день остаются загадкой: что это было
В год 6738 от сотворения мира (1230-й по современному летосчислению) древнерусские летописи и европейские письменные источники фиксируют экстремальное количество природных катаклизмов. Несколько лет засухи резко сменились годами чрезвычайно влажной и холодной погоды. Холод и дожди на несколько лет охватывают всю Европу, что вызывает неурожаи и воцарение морового голода на 17 лет.
На Руси в 1230 году дожди идут безостановочно с марта (7 апреля по новому стилю) до конца июля (2 августа по новому стилю):
«И разгневался Бог, и опустошил землю; и пошёл дождь от дня Благовещения до Ильина дня, день и ночь; и наступил холод, и были морозы сильные; и помёрзли все хлеба. И покупали хлеб по восьми кун, а четверть ржи по 20 гривен новгородских; а в некоторых местах пустых сельских четверть ржи покупали по 30 гривен, а пшеницу по 40 гривен новгородских, а пшено по 50 гривен новгородских, а овса четверть по 12 гривен; и был мор у людей от голода большой, так что не могли погребать их».
Помимо всего прочего, старинные русские летописи содержат сведения о сильном землетрясении на Руси, произошедшем 3 мая 1230 года. Землетрясение наблюдали на очень обширной территории от Новгорода до Киева.
Самое крупное летописно-хронографическое произведение древней Руси и всей средневековой Европы —Лицевой летописный свод, созданный в XVI веке в Александровской слободе — так повествует об этих событиях:
«О потрясении земли. Месяца мая в 3-й день, во время Святой Литургии, когда читали Святое Евангелие в церкви Пресвятой Богородицы во Владимире, потряслась земля; и церковь, и престол, и иконы сдвинулись на стенах; и паникадила со свечами, и подсвечники поколебались; люди же изумились и думали, что голова закружилась у каждого из них; и стали друг другу рассказывать, что было с ними, и недоумевали, что это такое. Было же это во многих церквях и в домах господских; и в других городах было это.
В Киеве же городе ещё более того, самое большое было потрясение. В монастыре Печерском церковь Пресвятой Богородицы каменная на 4 части разошлась; там были митрополит Кирилл, и князь Владимир (Рюрикович – Ю.Ф.), и бояре, и множество людей сошлось; ибо праздник был в тот день, день памяти отца Феодосия.»
«Потрясло же и престол каменный, когда уже принесены были на него Еда и Питьё; и всё это подавили камни, сверху падая; весь же престол не упал, ни верх его.
В Переславле же Русском церковь Святого Михаила разошлась надвое; упал же и свод трёх арок с кровлей; и подавило иконы, и паникадила со свечами, и подсвечники; было же это в один день, и в один час, по всей земле, во время Литургии.»
Такие же описания землетрясения по всей Руси мы встречаем в новгородских летописях, в лаврентьевской и других. Таким образом, факт мощнейшего землетрясения можно считать однозначным. Особенность его такова, что оно затронуло многие земли Древней Руси: от Новгорода до Киева и Переяславля, Владимир, Смоленск. Отметим, что в Киеве (на юге) оно было сильнее, что привело даже к разрушению каменных церквей в самом Киеве и в Переяславле. Что же могло стать причиной такого катаклизма, охватившего достаточно стабильный в сейсмическом отношении район
Однако, на этом испытания для Руси еще не закончились. Через несколько дней произошли аномальные атмосферные явления, которые так же были зафиксированы в разных частях Руси от Новгорода до Киева, но самые удивительные произошли в Киеве.
«Того же месяца в 10 день. Видели некоторые, как солнце рано утром всходило, и было оно треугольным; потом же немного побыло, как звезда: и в таком виде исчезло; потом же взошло в своём обычном виде.
Того же месяца в 14 день. В 3-м часу дня солнце стало исчезать на глазах у всех людей; и осталось его немного, было же как месяц трёхдневный; и стало опять расти. Многие же думали, что это месяц, идущий по небу, так как было полнолуние тогда; другие же думали, что это солнце, идущее вспять, поскольку небольшие клочки облаков с северной стороны быстро двигались на солнце в южную сторону.»
«В тот же день и час было так же, и ещё страшнее, в Киеве; на глазах у всех стало солнце месяцем; и появились с обеих сторон от него столбы красные, зелёные, синие; также сошёл огонь с неба, как облако большое, на ручей Лыбедь; люди же все прощались с жизнью своею и думали, что уже конец настал; и стали целовать друг друга и прощения просить; и горько плакали, и вскричали все к Богу со слезами.
Всемилостивый же Бог перенёс страшный тот огонь через весь город без вреда; и упал он в Днепр реку; там и пропал. Это рассказали нам очевидцы, в то время бывшие там.»
Все эти события в совокупности рисуют картину, которая связана с какими-то космическими происшествиями, происходившими на нашей планете. Как оказалось, в научной историографии принято связывать этот крупномасштабный катаклизм с вероятным извержением крупного вулкана в районе Исландии. Согласно данной теории, выброшенный вулканом пепел вызвал эффект «вулканической зимы» — загрязнение атмосферы пеплом, влекущее за собой похолодание вследствие антипарникового эффекта.
Однако, сторонники этой теории упускают из вида ряд летописных фактов, не вписывающихся в данное объяснение. Во-первых, эпицентр землетрясения, зафиксированного летописями на территории древней Руси, никак не мог находиться в Исландии.
В противном случае западная Европа должна была оказаться полностью в руинах. Во-вторых, эффект вулканической зимы должен был сопровождаться длительным периодом плотной облачности с характерными осадками — выпадением пепла, чего не отмечено летописцами. Напротив, письменные источники чётко указывают на аномальное количество холодных, непрекращающихся дождей. Обратим внимание и зафиксируем для дальнейшего раскрытия темы важный хронологический факт, отражённый в источниках: проливные дожди и похолодание начинаются «от дня Благовещения», то есть более чем за месяц до землетрясения (3 мая). Ну и в-четвёртых, есть ещё целый ряд зафиксированных аномальных атмосферных явлений, увязать которые с извержением вулкана или его последствиями представляется крайне сложным делом.
Вторая гипотеза связывает данные события с кометой, сквозь хвост которой прошла наша планета и которая упала на землю, расколовшись на осколки. Согласно этой гипотезе в 1230 году Земля прошла через хвост неизвестной кометы, орбита которой пролегла между Солнцем и нашей планетой. Как известно, основными веществами в составе комет являются лёд, газ и мелкая пыль. Приближаясь к Солнцу, комета разогревается и образует хвост — облако вещества, направленное от Солнца под действием давления солнечного ветра.
В марте 1230 года вещество хвоста кометы начинает проникать в атмосферу земли, наполняя её кристаллами льда, что даёт начало затяжным холодным дождям. Через полтора месяца комета подходит к точке максимального сближения с землёй. Судя по всему, относительно крупный фрагмент кометы падает на Землю 3-го мая где-то на просторах Русской равнины, порождая мощное землетрясение в геологически неактивном регионе от Новгорода до Киева. 10 мая Владимирцы наблюдают «ложный восход» в насыщенной ледяными кристаллами атмосфере. 14 мая — день максимального сближения с Землёй — ядро кометы затмевает солнечный диск. Затмение наблюдается на обширной территории. В районе Киева фиксируется падение второго, относительно мелкого обломка, который сгорает в атмосфере и падает в Днепр. К концу июля ледяные дожди прекращаются. Комета удаляется от земли.
В том же Летописном своде в период с 1223 по 1232 встречаем несколько упоминаний о кометах — «… появилась звезда, прозываемая копьё, протянувшаяся от востока до запада в виде копья; и была более семнадцати дней, предвещая на Русь нашествие безбожных моавитян за грехи наши, что и сбылось» — и следовавших за ними периодах проливных дождей с похолоданиями — «В том же году шёл дождь не переставая, день и ночь от дня Преображения до Николина дня», «Той же осенью было наводнение большое сверх всякой меры; разлились озёра и реки; и замёрзла большая вода в озере Ильмени; и вынесли в Волхов лёд больше обычного, и выломали звеньев 9 большого моста». Можно предположить, что все эти кометы являлись фрагментами когда то единого тела, распавшегося на части и в период с 1223 по 1232 годы прошедшими в близи Земли.
Не трудно предположить, что эти события для Руси имели серьезные последствия. На Руси начинается голод, особенно на севере, в летописях мы находим сообщения о страшном голоде в Новгороде, Пскове, Смоленске. Так, Псковская третья летопись сообщает: «Летом 1230 г. мороз побил посевы, и вновь наступил продолжительный голод, ‘яко же не бывало николи же тако: мряхоу бо людие по оулицам, и некому бяше погребати их, но ядяхоу их пси, яко и скотиноу мертвоую…».
Лето 1230 года было очень холодным, а 14 сентября мороз «изби обилье» по всем русским землям, кроме Киева. Вследствие неурожая от голода погибло в Новгороде более 3 тыс. человек, а в Смоленске в братских могилах было похоронено 32 тыс. человек.
Обратимся к источникам, которые описывают эти последствия
Псковская вторая летопись, 1230. В 6738 году, в третий индикт, 14 мая, в 3 часа дня случилось знамение. И в том же году морозом побило урожай хлеба, и наступил по всей земле страшный голод как ещё не бывало никогда прежде: люди умирали прямо на улицах и некому их было хоронить; как трупы людские, так и падшую скотину поедали собаки… люди были вынуждены есть конину…
Троицкая летопись, 1230–1231. В течение 2-х лет продолжался голодомор в Смоленске. Отрыли 4 скудельницы, в две из которых захоронили 16 тысяч, в третью — 7000, а в четвертую — 9000 человек… В тот же год голодный мор накрыл Новгород; люди убивали своих братьев и ели их затем, поедали человеческие трупы, псину, конину, съели всех кошек, ели мох, сосновые иголки, листья…
Летопись по Воскресенскому списку (Софийский временник), 1230. В Новгороде был голодомор: голод был столь силён, что многие шли на убийство близких и поедали их затем, ели трупы, конину, псину, кошек, собирали мох и кору сосны… и некому было погрести покойных.
Летопись по Воскресенскому списку (Софийский временник), 1231. В 6739 год от СМ ниспослал Бог милосердие на Новгородцев, сотворив милость: приехали из-за моря Немцы с зерном и с мукою, тем много добра сотворив для города, жители которого уже умирали от голода.
Летопись Авраамки, 1230. Наступил страшный голод: кадь ржи продавалась по 4 гривны, а овса — по 5; на рынке и по улицам собаки поедали людские трупы, растаскивая головы, руки, ноги… В скудельницу у храма Апостолов захоронили 3 030 человек, а по весне пришлось откапывать ещё две ямы в конце Чюдинцевой улицы и у Рождественской церкви. В это время в Смоленске было откопано 4 скудельницы, в две из которых захоронили 36 000, в третью — 7 000, а в четвёртую — 9 000 человек. Эта беда продолжалась два года. А в Новгород немецкие купцы срочно завезли зерно и муку… (здесь скорее всего опечатка не 36, а 16 тысяч человек, характеристика этого источника ).
Тверская летопись, 1230. Голод в Новгороде. Кто мог — бежал. Кто богат был — не бедствовал. Остальные лежали на улицах. Мёртвые. В скудельницу перевезли тогда 3030 человек.
Тверская летопись, 1231. Летописец продолжает описание ужасов голода в Новгороде. Беда накрыла также и Смоленск, где в четырёх скудельницах было захоронено 32 000 человек. Голод затронул всех на Руси, кроме Киева, но который не спешил помогать несчастным… в отличие от немцев, «из за моря с житом и с мукой прибегоша»
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга), 1230. В лето 6738. И разгневался Бог, и опустошил землю; и пошел дождь от дня Благовещения до Ильина дня, день и ночь: и наступил холод, и были морозы сильные: и померзли все хлеба. И покупали хлеб по восьми кун. А четверть ржи по 20 гривен новгородских; а в некоторых местах пустых сельских четверть ржи покупали по 30 гривен, а пшеницу по 40 гривен новгородских, а пшено по 50 гривен новгородских, а овса четверть по 12 гривен: и был мор у людей от голода большой, так что не могли погребать их… Голод же еще больше распространился, был не только в Новгороде, но и по всей земле Руской, за исключением одного Киева. И такой гнев Божий был. что не только мертвых людей ели, но и живые люди друг друга убивали и ели: и коней, и собак, и кошек, и тому подобное, где кто находил, ели; другие же мох, и сосну, и вяз, и кору липовую, и листья ели. Злые же люди, если где-то узнавали, что у кого-то хлеб есть, силой врывались в то место, грабили и убивали. И распространился гнев Божий; и померло людей по всей земле без числа; это же длилось два года.
6739 (1231). Многомилостевый Господь Бог послал милость свою, и наступил год, богатый всяким зерном и всякими овощами. Чужеземцы же из-за моря, узнав, что голод был по всей Русской земле и в Новгороде, пришли на множестве кораблей со всяким зерном и с мукой в Новгород и во всю Русскую землю и сделали много добра. Если бы не через них послал Господь Бог хлеб, и всякое зерно, и муку, то страшно сказать, что было бы, так уже близка была к погибели вся Русская от голода.
Таким образом, события 1230 года принесли сильнейший голод в русские земли, особенно сильно пострадал Новгород, Псков, Смоленск. Вообще, как оказалось, в первую треть XIII в. наблюдается одна из самых продолжительных группировок особо опасных природных явлений, обусловивших 17 голодных лет. Из них два голода продолжались по несколько лет. В 1214—1216 и особенно в 1230—1233 гг., т. е. перед самым татарским нашествием, численность населения Руси резко сократилась. Население некоторых городов почти полностью вымерло (Смоленск). Большие потери в людях понесли от голода города северо-восточной Руси, особенно Владимир и Суздаль. Меньше всех пострадал Киев, а затем Новгород Великий. В первом в 1230 г. урожай не погиб, а в Новгород в 1231 г. заморские купцы привезли хлеб и «люди ожиша».
Повышенная экстремальность метеорологических явлений в первую треть XIII в., на первый взгляд, подтверждает выводы о постепенном ухудшении климатических условий. Однако в природе, вероятно, все обстояло гораздо сложнее. После катастрофического 1230 г. на протяжении почти 20 лет русские летописцы отмечают только солнечные и лунные затмения и умалчивают о необычайных метеорологических явлениях…

Потоп, землетрясение и треугольное Солнце: странные катаклизмы на Руси в 1230 году Ч.-1 В лето 6738 (1230 год) на Руси произошли события, которые никто однозначно объяснить не может до сих пор.

Потоп, землетрясение и треугольное Солнце: странные катаклизмы на Руси в 1230 году Ч.-1 В лето 6738 (1230 год) на Руси произошли события, которые никто однозначно объяснить не может до сих пор.

Потоп, землетрясение и треугольное Солнце: странные катаклизмы на Руси в 1230 году Ч.-1 В лето 6738 (1230 год) на Руси произошли события, которые никто однозначно объяснить не может до сих пор.

Потоп, землетрясение и треугольное Солнце: странные катаклизмы на Руси в 1230 году Ч.-1 В лето 6738 (1230 год) на Руси произошли события, которые никто однозначно объяснить не может до сих пор.

Предыдущая запись Бродяга дхармы: 100 лет писателю-битнику Джеку Керуаку
Следующая запись Виражи судьбы Зибы Ганиевой: как актриса уничтожила 130 фашистов и стала доктором востоковедения

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *