Шумер – древнейшие государства мира

Шумер – древнейшие государства мира Около пяти тысяч лет назад человечество, абсолютное большинство времени своего существования пользовавшееся каменными орудиями, научилось обрабатывать медь и

Около пяти тысяч лет назад человечество, абсолютное большинство времени своего существования пользовавшееся каменными орудиями, научилось обрабатывать медь и олово, выплавляя бронзу. Из бронзы изготовлялись удобные и качественные орудия, с которыми не мог сравниться камень. Наступил так называемый Бронзовый век – время отступления первобытнообщинных отношений и перехода людей к интенсивному производящему хозяйству, появления первых цивилизаций.
Около 3000 г. до н.э., то есть, как раз на стыке эпох камня и бронзы в низовьях реки Евфрат в Месопотамии (современный Ирак) поселился народ шумеров. Шумеры заселили окрестности богатой извилистыми рукавами и сырыми старицами дельты Евфрата. Жилища они строили в стороне от берегов: во-первых, Евфрат часто разливался, выходил из берегов и затоплял земли вокруг, во-вторых, в болотистых низинах вдоль реки размножалось множество малярийных комаров, и лихорадка угрожала тем, кто неосторожно поселился бы близко к ее природному очагу.
Изобилие речной глины позволяло шумерам не оставаться без крыши над головой: из простых глиняных кирпичей, даже не обожженных, они возводили свои жилища. Со временем глина быстро крошилась, и такой дом необходимо было постоянно подмазывать и подстраивать. Однако возведение глиняных домов не требовало больших усилий, и селение легко и быстро могло переходить на другое место, если, например, его легкие постройки смывало очередное наводнение. Из речного тростника шумеры изготовляли лодки для передвижения по воде и ловли рыбы. Чтобы они не протекали, их обмазывали снаружи смолой. Глина была основным строительным и поделочным материалом у шумеров: археологи при раскопках шумерских поселений находят глиняную посуду и глиняные детские игрушки, а также таблички, являвшиеся письменными документами. Когда надо было зафиксировать какой-нибудь договор, изданный закон, составить запись доходов и расходов, например, храма, шумеры лепили из глины плоскую табличку и, пока глина не высохла, наносили на нее соответствующие письмена. Затем табличка обжигалась и затвердевала вместе с записями.
На Евфрате, который шумеры называли Буранун, еще до них жили первобытные племена. Но именно шумеры создали там первую цивилизацию – систему культурных и социальных достижений, позволяющих организовать и упорядочить жизнь не одной какой-то родовой общины, а целого народа. Откуда пришли сами шумеры, неизвестно. Согласно их сказаниям, они пришли из какой-то земли с высокими горами, проделав путь по морю. Прародиной всех людей же они считали остров Бахрейн в Персидском заливе. Там, действительно, археологами были обнаружены шумерские поселения, однако по возрасту они соответствовали тем же, что и находились в Месопотамии, а горы на Бахрейне отсутствуют. Сегодня уже расшифрована шумерская письменность, составлены словари шумерского языка, однако язык этот не имеет никаких сходств с другими известными языками.
Климат в Месопотамии пустынный и полупустынный. Для поддержания благосостояния многочисленного народа требовалось занятие земледелием с помощью орошения земель. К пшеничным, ячменным и ржаным полям проводились каналы от реки, по которым поступала вода. Однако эксплуатация оросительной системы требовала сложных навыков и большой ответственности: переувлажнение приводило к вымыванию из толщи земли на поверхность солей, которые портили поля. Необходимость организованного управления орошением и стала фактором, сплачивающим и организующим само общество, состоявшее из многих родов. Шумеры были твердо убеждены, что урожайность на полях, приплод у скота и все прочее, от чего зависела продуктивность их хозяйства, определяются волей покровительствовавших хозяйству и силам природы богов. Поэтому они стремились задобрить этих богов подношениями и обрядами, совершавшимися в храмах. Храмы и стали центрами управления обществом и хозяйством, а высшим авторитетом в народе обладали жрецы – служители культа, смотрители храмов. В шумерских землях сложилась так называемая храмовая община.
В храмы стекались для совершения поклонения богам люди со всей округи: из многих деревень, из нескольких городов. И храм, во главе которого стоял энси – верховный жрец, управлял всей их жизнью. Храм собирал с населения подати и раздавал в голодные годы еду. Таким образом, территория шумеров состояла из нескольких десятков государств, каждое из которых сложилось вокруг какого-то храма и была отделена от соседнего протоками Евфрата и болотами. Наиболее крупными шумерскими городами были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Помимо жрецов, высокий авторитет в обществе имели опытные воины, возглавлявшие в случае боевых тревог общинное ополчение – лугали.
Первое время общины выделяли храмам земли, на которых работали определенное время все земледельцы, чтобы урожай отдать на культовые нужды. Впоследствии с развитием государственной организации эти земли были переданы в собственность храмам, и на них стали работать безземельные люди, взамен получавшие от храмов продуктовый паек. В Шумере очень рано по сравнению с другими древними государствами была введена частная собственность на землю. Естественно, это способствовало имущественному расслоению населения. Часть своих земель храм отдавал в аренду, и трудившиеся на арендованных участках земледельцы отдавали ему часть урожая. Богатство и влияние храмов усиливалось, но не оказывался обделенным и простой народ. Рабов было немного, их труд значительной роли в хозяйстве не играл.
Отношения между разными храмами, между разными шумерскими государствами были далеко не всегда мирными. Периодически вспыхивали войны, когда жрецы одного государства пытались навязать свою волю другому, или просто ограбить богатый, конкурирующий с ними соседний храм. В этих условиях все большее влияние набирали лугали – руководители народных ополчений, которые сражались за интересы жрецов, ну и, конечно, за военную добычу, за расширение собственных хозяйственных угодий путем захвата у соседей. Особенно кровопролитными и разрушительными были шумерские войны около 2300 г. до н.э.
Население страны росло, и каждая община все больше пыталась возвыситься над другими. Постепенно лугаль стал более влиятельной фигурой, чем жрецы. Хотя в руках тех находилась храмовая, то есть, по сути и государственная, казна, сами руководить военными действиями они не могли. Чтобы лугали вели войны в их интересах, жрецы предоставляли им все больше привилегий, щедро наделяли богатством. Иной раз лугалю предоставлялись храмовые земли, откуда он сгонял работавших там безземельных крестьян и раздавал нивы и пастбища своим самым надежным воинам. Формировалась знатная прослойка в обществе, оспаривавшая у жрецов право решать вопросы государственной и общественной жизни. Однако полной сдачи жрецами своих позиций народным вождям так и не произошло. Как не произошло и объединения всех шумерских государств под одной властью. В тайном или явном противостоянии за влияние в народе между служителями культа и знатными воинами перевес склонялся то на одну, то на другую сторону: жрецы в развивающемся государстве все меньше могли разбираться в политических вопросах, но народ оставался очень религиозным. Так же доминирующих высот в низовьях Евфрата достигало то одно, то другое шумерское государство. Хозяйственные технологии оставались еще весьма примитивными в сравнении с последующими эпохами, и богатство было явлением очень преходящим.
Однако именно шумеры создали культуру, которая легла в основу последующих цивилизаций Междуречья, в том числе знаменитого Вавилона. Развитие ирригационной системы, в свою очередь, ставшее следствием распространения удобных хозяйственных орудий из бронзы, позволяло получать обильный прибавочный продукт от земледелия. Занятие добыванием хлеба насущного стало отнимать меньше времени, чем в первобытную эпоху, и у шумеров появилась возможность совершенствовать свою жизнь, пристально наблюдать за происходящими вокруг явлениями, посвящать свободные часы философским изысканием. Они очень высоко ценили мудрость, так как культура возвышала их над соседними народами, долго еще жившими в условиях первобытной общины. Они полагали, что мудрость сосредоточена в ушах человека, поэтому на шумерских изображениях нередко видно людей с большими, оттопыренными ушами.
Шумеры не только изобрели клинопись, ставшую впоследствии характерной письменностью Месопотамии, но и обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков. Эти сложные для тогдашнего мира премудрости преподавались молодому поколению в храмовых школах.
К северу от шумеров жили кочевые народы Древнего Ирака. Один из них – аккадцы, перешел к оседлому образу жизни, вероятно, переняв у шумеров технологию орошения земель. Аккадцы поддерживали с шумерами тесные отношения. В период наивысшей интенсивности распрей и войн между шумерскими государствами аккадский вождь Саргон во главе сильного аккадского войска вмешался в шумерские дела и захватил власть сначала на севере территории шумеров, а затем подчинил себе и южные города. Вероятно, потому что аккадцы еще недавно были первобытными охотниками, они усовершенствовали такой охотничий инструмент как лук для военных действий, тогда как шумерские воины были вооружены только бронзовыми мечами и копьями. Из луков аккадцы могли поражать воинов не желавших подчиняться им шумерских государств на расстоянии. Саргон провозгласил себя царем Шумера и Аккада, сделав своей постоянной ставкой город Аккад в Среднем Междуречье.
Вместе с тем, шумерская культура, как более развитая, легла в основу жизни обширного единого государства, которое, хотя сами шумеры через некоторое время ассимилировались среди других населявших его народов, стало культурной базой для государств, возникавших в Месопотамии в последующее время. Своего расцвета Шумеро-Аккадское царство достигло при внуке Саргона Нарам-Сине (2236 – 2200 гг. до н.э.). Нарам-Син первым в Междуречье пытался сделать неограниченной царскую власть, отказавшись от поддержки жрецов. Однако подлинную древневосточную деспотию, когда царь соединил в себе функции и народного правителя, и верховного жреца, став безраздельным властителем над государством и обществом, установили не аккадцы, а захватившие около 2000 г. до н.э. Шумеро-Аккадское царство кочевники-амореи – основатели Вавилонской цивилизации.

Шумер – древнейшие государства мира Около пяти тысяч лет назад человечество, абсолютное большинство времени своего существования пользовавшееся каменными орудиями, научилось обрабатывать медь и

Шумер – древнейшие государства мира Около пяти тысяч лет назад человечество, абсолютное большинство времени своего существования пользовавшееся каменными орудиями, научилось обрабатывать медь и

Шумер – древнейшие государства мира Около пяти тысяч лет назад человечество, абсолютное большинство времени своего существования пользовавшееся каменными орудиями, научилось обрабатывать медь и

Шумер – древнейшие государства мира Около пяти тысяч лет назад человечество, абсолютное большинство времени своего существования пользовавшееся каменными орудиями, научилось обрабатывать медь и

Предыдущая запись 10 удивительных маршрутов по Кабардино-Балкарии
Следующая запись Храм Солнца: величие мастеров Древней Индии

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *