Долгое время ученые полагали, что загадочная «кошка-лиса» с острова Корсика — потомок одичавших домашних кошек. Но теперь генетики выяснили, что это отдельный вид кошачьих.
Пастухи с французского острова Корсика много лет рассказывают о неуловимой «кошке-лисе» — загадочном животном, которое днем прячется в дремучих горных лесах, а по ночам спускается в долины, чтобы нападать на слабеньких ягнят или пить молоко у овец и коз. Впрочем, ученые считали этих зверей лишь одичавшими домашними кошками и не уделяли им особого внимания.
Лишь в 2008 году одно из таких животных поймали после того, как оно забралось в курятник, что дало исследователям возможность получить образцы тканей и провести замеры странной кошки. «Пастушеская байка» оказалась вполне реальной, и теперь, получив результаты генетического анализа, Французское управление по биоразнообразию (OFB) признало этих кошек отдельным видом.
Результаты генетического анализа однозначно показали, что корсиканские дикие кошки отличаются не только от лесных кошек, но и от домашних кошек с Корсики, Сардинии и материка. Иными словами, перед нами — не островная популяция лесных кошек и не одичавшие потомки домашних кошек, а уникальная генетическая линия, чье происхождение и точный таксономический статус еще предстоит выяснить.
Теперь исследователи планируют подробнее изучить распространение и поведение корсиканских кошек, а также собрать дополнительные образцы для исследования и снабдить пойманных животных GPS-ошейниками, что позволит отслеживать их перемещения. К счастью, дикие кошки заметно отличаются от домашних солидными размерами (до 90 сантиметров от головы до хвоста), плотным шелковистым мехом и примечательным черным кончиком хвоста. Так что отличить ее от других кошачьих не составит особого труда.
Обнаружение новой уникальной популяции диких кошек на таком хорошо изученном острове, как Корсика, — удивительное событие, которое подчеркивает возможность сохранения необычных видов животных буквально под носом у человека.
Загрязнение воздуха мешает спариванию насекомых
Лишний озон, который образуется из разных загрязнителей воздуха, разрушает летучие феромоны насекомых. Биологи показали, что это снижает интерес самок к самцам, а самих самцов стимулирует к попыткам спариться друг с другом.
Половое поведение насекомых во многом определяется феромонами — летучими веществами, которые сигнализируют потенциальным партнерам о готовности к спариванию. Именно по этим пахучим следам самки и самцы находят друг друга. У разных полов и видов они свои, однако часто несут двойную углерод-углеродную связь (С=С). Маркус Кнаден (Markus Knaden) и его коллеги из немецкого Института химической экологии Общества Макса Планка заметили, что такие связи легко разрушаются озоном.
«Естественный» озон накапливается в верхних слоях атмосферы и защищает поверхность Земли от жесткого ультрафиолета. Однако существует и приземный озон. Он образуется из оксидов азота и летучих органических веществ, которые появляются в воздухе, в том числе из выхлопов автомобилей и других антропогенных источников. Кнаден и его коллеги показали, что этот загрязнитель приводит к распаду феромонов насекомых и нарушает их половое поведение. Статья об этом опубликована в журнале Nature Communications.
Ученые проводили эксперименты с лабораторными дрозофилами, подвергая их воздействию озона в тех количествах, в которых он регистрируется в воздухе крупных городов в летнее время. Присутствие феромонов отслеживали с помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Обнаружилось, что в присутствии озона в количестве всего 100 частей на миллиард уже через пару часов концентрация «мужских» феромонов резко падала.
Далее биологи проверили влияние озона на половое поведение мушек. В норме самцы дрозофил выделяют специфические феромоны, которые делают их привлекательными для самок и одновременно «отталкивают» других самцов. При копуляции часть этого запаха остается на самке, и на некоторое время она перестает интересовать других желающих спариться. Однако воздействие озона, разрушающего молекулы феромонов, нарушает эту цепочку. Ученые показали, что в результате не только снижается привлекательность самцов для самок: в отсутствие «мужского запаха» самцы не могут отличить друг друга от самок и активно пытаются спариться.
Кнаден и его соавторы полагают, что озоновое загрязнение воздуха может служить одним из факторов, которые ведут к быстрому снижению глобальной численности насекомых. Чтобы доказать это, ученые планируют провести подобные эксперименты и для других видов этих животных, помимо дрозофил.