Народы Междуречья почитали многочисленных божеств, которые олицетворяли силы природы. Древние месопотамцы верили также и в злых духов, насылавших болезни и неурожай, от которых они с переменным успехом защищались заклинаниями и амулетами. Интересно, что хороших и плохих демонов, которые, согласно мифам, живут среди людей, представляли в виде фантастических животных, соединявших в себе образ человека и зверя. Например, вход в царские дворцы чаще всего украшали каменные ламассу или шеду – умеющие летать быки или львы с человеческими лицами. В Месопотамии верили, что ламассу были добрыми духами, которые добросовестно несли свою службу и защищали людей.
Что касается пантеона божеств, то месопотамцы уже на заре цивилизации выработали свою космогоническую систему. Как гласят легенды, сначала в мире был лишь один хаос, представавший в образе гигантской женщины. Она родила большую гору, вершиной которой был бог неба Ан, или Ану, а основанием горы была богиня земли Ки. Эти боги сочетались браком, и от них родился бог воздуха Энлиль, который с помощью ножа отделил небо от земли и стал править, породив следующие поколения божеств.
Старшим сыном Энлиля был лунный бог, которого называли в источниках по-разному, и у того были дети Солнце (или Уту, или Шамаш) и прекрасная покровительница плодородия и любви Инанна, которую аккадцы позднее совместили со своей богиней Иштар. Так как луна была старше солнца, первой половиной дня была ночь. Позднее, правда, космогония месопотамцев претерпела изменение, когда с возвышением Вавилона главным богом пантеона стал покровитель новой столицы Мардук. Согласно новым легендам, именно этому богу, самому младшему, принадлежит честь убийства богини первородного хаоса Тиамат.