Этот жестокий обычай практиковался у многих народов мира.Чаще всего замуровывали при строительстве крепостей, замков, мостов и других сооружений. Существовало поверье, что постройка, возведённая на человеческой жертве, будет прочной и надёжной. Жертвами становились представители низших сословий: рабы, пленники, преступники, женщины и дети.
Упоминания о замуровывании встречаются в легендах разных народов. Например, в Сербии и Болгарии бытовало поверье, что мост или крепость простоят долго, если при закладке замуровать молодую невесту.
В средневековой Европе замуровывание применялось как наказание за тяжкие преступления. Так, в XIV веке в Италии женщин замуровывали за супружескую измену.
В России первые упоминания о замуровывании относятся ко временам Ивана Грозного. Этот вид казни применялся по отношению к боярам и их семьям.
К XVIII веку обычай замуровывания заживо постепенно исчезает. Он уступает место более «гуманным» способам казни. Тем не менее отголоски этой жестокой практики дожили до наших дней в виде легенд и художественных произведений.
В Древнем Египте замуровывание применялось в качестве наказания за государственную измену. Предателей хоронили заживо внутри глиняных саркофагов. В Древней Греции замурование упоминается как способ казни в трагедии Софокла «Антигона». Главную героиню за неповиновение приказу царя заживо замуровали в пещере.
В Средние века в Европе замуровывали в монастырских стенах провинившихся монахов и монахинь. В России в XVII веке замурование применялось как наказание за ересь и ведовство. В Османской империи замуровывание использовалось для казни наложниц султана.