Культ богини Иштар. Семирамида и Таммуз. О языческих корнях Пасхи

Слово «Пасха» произошло от еврейского «песах», что значит: «проход мимо чего-то». Это празднование в память о вызволении евреев из египетского рабства. В Англоязычных странах Пасха зовётся «Easter» ( Истэр), в германоязычных – «Ostern» (Остерн).

Эти два слова общего происхождения, они происходят от имени знакомой уже нам богини Иштар (Астарта). Праздник в честь этой богини отмечался весной, как праздник новой жизни и растущего солнца. Поэтому слова с тем же корнем: «East, Ost» означают : «восток, или место, откуда восходит солнце». Фестиваль, проводившийся задолго до появления христианства, праздновался в честь весеннего солнца, которое приносило новую жизнь на землю. Эта символика была перенята церковью, и ей была дана иная интерпретация: «Пасха – праздник новой жизни Восставшего Христа, как вечного и несозданного Света»*. Ассирийская форма имени Иштар — Ishtar-miti-uballit , что значит: «Иштар делает мёртвых живыми». Таким образом, тема воскрешения в Пасхе тоже связана с ней — богиней Иштар (Астартой)

***

Яйца занимают особое положение в пасхальной традиции. Это символ возрождения и обновления: жизнь прорывается из чего-то, что недавно было простым неодушевлённым предметом, не дающим ни малейшего намёка на то, что он в себе содержит. В связи с этим яйцо становится подходящим символом воскресения Иисуса Христа, однако оно обладало этим смыслом задолго до того, как христианство взяло его на вооружение.

По Рунету ходит мем «правда о Пасхе» («truth» of Easter), вокруг которого сплотилась кучка людей. Если вкратце, то он гласит:

*«Первоначально Пасха была праздником Иштар, ассирийской и вавилонской богини плодородия и плотской любви. Ее символы (такие как яйца и кролик) были и до сих пор являются символами плодородия и секса (или вы на самом деле думали, что яйца и кролики имеют что-то общее с воскрешением). После того, как Константин решил христианизировать Империю, Пасха была переквалифицирована в праздник воскресения Иисуса Христа. Но изначально Пасха (по-английски «Easter», произносимое как «Иштар») – это празднование плодородия и соития».

Все мы знаем, что мемы Рунета для большинства людей являются основным источником информации – особенно, когда в них присутствуют резкие замечания относительно устоявшихся, но недостаточно глубоко осмысленных вещей. Однако хорошо известно, что в Римской империи христианство действительно перенимало языческие обряды покоренных народов в попытке помочь им адаптироваться. Это очень мудрая стратегия, потому что она позволяла покорённым народам продолжать совершать свои обряды, которые в новом поколении совершались уже теми, кто знал только новые мифы и традиции. В этом нет никакого секрета. Тем не менее, некоторые сведения из популярного мема про Иштар не соответствуют реальности, и на эти ошибки может указать простой Google-поиск. Итак, по порядку:

— Иштар была богиней плодородия, войны и плотской любви, точно так же, как защиты, судьбы, рождения и бури – как видите, здесь есть элемент плодовитости, но, как и в случае с Афродитой, присутствует и элемент власти. Её культ был связан с практикой священной проституции, когда женщины служили в храме, чтобы заниматься сексом с незнакомцами в обмен на божественное благословение (и деньги, чтобы накормить голодных детей или заплатить долг).— Символами Иштар были лев, утренняя звезда, и восьмиконечная звезда (опять-таки символы власти). — Слово Easter, по всей видимости, происходит не от «Иштар», а от немецкого слова «Eostre», обозначающего богиню рассвета, приносящую свет. Английский и немецкий языки находятся в меньшинстве тех, кто использует слово Easter для обозначения этого праздника. В других местах обряд носит латинское название Пасха (Pascha) и является производным от ивритского Pesach, означающего или связанного по смыслу с еврейской Пасхой. Таким образом, Ishtar и Easter являются омофонами: они звучат одинаково, но имеют различные значения. — Традиционные мемы приписывают символику яйца культу богини Иштар, но Иштар, по всей видимости, никакого отношения к яйцам не имела. Тем не менее, существует много других — более старых — традиций, которые рассматривают яйцо как символ возрождения и отдают яйцу главную роль в мифах о сотворении:

В зороастрийской религии есть миф, рассказывающий о непрерывной борьбе между принципами добра и зла. Во время длительного перемирия, длящегося несколько тысяч лет подряд, зло швыряет себя в пропасть, а добро сносит яйцо, которое представляет вселенную с землей, подвешенной к своду неба на полпути между точкой, где добро и зло пребывают. Зло прокалывает яйцо и возвращается на землю, и две силы продолжают свою битву . В Финляндии Луоннотар, дочь природы, плавает в морских водах, думая о своих делах, когда появляется орел, строит гнездо на её коленях и откладывает несколько яиц. Через несколько дней яйца загораются, и Луоннотар отдёргивает колени, после чего яйца падают и ломаются. Куски формируют мир в том виде, в каком мы его знаем: верхние половинки образуют небо, нижняя — землю, желтки становятся солнцем, а белки – луной .В Китае есть несколько легенд, в центре которых находится космическое яйцо и идея о том, что первое существо или некоторые люди родились из яиц. Например, Палангс ведёт свое происхождение от принцессы Нага, которая отложила три яйца.

И это лишь некоторые из историй, на которых основывается пасхальная традиция с яйцами. Вопреки утверждению приведенного мема, яйца и кролики на самом деле кое-что делают с идеей воскресения — в этих ранних мифах создатель часто возникает из самого яйца в той или иной форме:

«В космическом яйце, согласно ведическим писаниям, есть дух, который должен родиться, умереть и родиться еще раз. Некоторые версии сложной индуистской мифологии описывают Праджапати, который создал яйцо, а затем появился из него сам. Брахма делает то же самое, и мы находим параллели в древних легендах Тота и Ра. Египетские картины, изображающие Осириса, воскресшего бога производительных сил природы (возрождения), показывают, что он возвращается к жизни, разбивая скорлупу яйца. Древняя легенда о Фениксе следует тому же сюжету. Этой красивой мифической птице было сказано жить в течение сотен лет. Когда его жизнь подошла к концу, он умирает в огне и снова вырастает в новой форме из яйца, отложенного им» .

Феникс был принят в качестве христианского символа в первом веке нашей эры. Он появляется на погребальных камнях на первых порах христианского искусства, в церквях, религиозных картинах, на каменной кладке. Яйцо, из которого он вырос, стало нашим пасхальным яйцом. Как и многие другие символы, пасхальное яйцо продолжает меняться. Когда Великий пост был принят в третьем и четвертом веках, внимательные христиане стали воздерживаться от молочных продуктов, включая молоко, сыр, масло и яйца. В Англии, в субботу перед Великим постом, было обычной практикой для детей — идти от одной двери к другой и просить яйца – последнее удовольствие перед началом поста.

По материалам: © Krystal D’Costa «Beyond Ishtar: The Tradition of Eggs at Easter»/Scientific American. часто перенимая обычаи соседних народов, переняли и праздник Иштар, который отмечался после еврейской Пасхи, в воскресенье. Во Второзаконии 16 говорится о том, что сразу после Пасхи празднуются дни опресноков. Однако в Деян.12:3-4 мы читаем: «(Царь Ирод) взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — и ..посадил в темницу…намереваясь после Пасхи вывести его к народу». Видите, говорится о ещё одной Пасхе, которая следует после дней опресноков. В переводе 1611г. короля Джеймса (данный перевод считается наиболее достоверным) в этом случае говорится не о Passover (Пасхе), а об Easter (Истер). Поначалу церкви восточной части Римской империи отмечали Пасху в положенное время, однако папа Виктор I (189-199) под страхом отлучения от церкви запретил отмечать «еврейскую» Пасху и установил единый день для празднования Пасхи, согласно с традицией Рима. И сегодня именно Истер, празднуют современные церкви по воскресеньям, называя его Пасхой.

В день Истэр люди обязательно пекли пироги в честь этой богини (Иер.7:18; 44:19). И в наше время люди могут печь пироги на различные праздники, но только на Пасху специальный пасхальный пирог обязателен. То же происхождение имеет кутья (вымоченные зёрна пшеницы с мёдом). Это блюдо делалось в честь Аттиса (Таммуза), бога плодородия. Варёные яйца украшались в память о лунном яйце, на котором, якобы, Семирамида спустилась с Луны в воды реки Евфрат (здесь — отголоски мифа о рождении Венеры из моря. Венера – другое имя Семирамиды, Иштар,Астарты. Каждая имеет символом планету Венера). Святая вода – атрибут любого праздника, была позаимствована из ритуалов храмов Митры.

Кролики, так популярные на праздновании Истэр на западе, естественно, не имеют ничего общего с празднованием воскрешения Иисуса. Они пришли от древне-вавилонской традиции почитания кроликов, потому что Таммуз, сын Семирамиды, будучи человеком, любил кроликов.Как и христианские Мать Мария и Иисус, египетские Исида и Хорус, вавилонские царица Семирамида и Таммуз это один и тот же миф в немного разной упаковке.

Вавилонская царица Семирамида провозгласила, что Нимрод/Ваал будет находиться на земле в форме пламени, и отсюда пошел символ иллюминатов — пламя или зажженный факел, который держит в руке Статуя Свободы. Эта статуя была подарена Нью-Йорку французскими масонами в Париже, где на острове на реке Сене установлена ее уменьшенная копия. Царица Семирамида также стала британской богиней Британнией. После смерти Таммуза Семирамида объявила, что он «вознесся к своему отцу», Солнцу или Ваалу, и поклоняться ему следует тоже как пламени. Царица Семирамида рассказывала, что она пришла с Луны в гигантском яйце , которое затем стало известно как яйцо Иштар . Таммуз очень любил кроликов, поэтому и появился пасхальный кролик.

Таммуз — бог умирающей и воскресающей природы. Соответствующий шумерскому Думузи, но игравший в мифологических представлениях аккадян, а вслед за ними ассирийцев и вавилонян значительно б(льшую роль, что способствовало распространению его культа и за пределы Месопотамии — в Сирии и Палестине, где даже после установления единобожия к неудовольствию иерусалимского жречества в самом Иерусалиме справлялся его культовый праздник (Иезек., 8: 14).

Исто­рическим прообразом Семирамиды является ассирийская царица Шаммурамат (812—803 гг. до н. э.) — вавилонянка по происхождению, жена Шамши-Адада V и мать Адад-нирари III, известная фактически лишь тем, что правила единолично, что является чрез­вычайно редким явлением в странах древнего мира. В образ Шамирам-Семирамиды вплелись также черты некоторых богинь, в частности — месопотамской богини любви Иштар (Истар). С именем Семирамиды традиционно связывают построенные в Вавилоне Навуходоносором II висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света.

X. Weiser, Handbook of Christian Feasts and Customs .New York: Harcourt, Brace & World, Inc., 1958, p. 211.

Предыдущая запись Портрет Аллы Пугачёвой для русской версии журнала Vogue. апрель 1999 г.
Следующая запись Живописные развалины замка МакДермотт на острове Касл Айленд, Ирландия

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *