Вия Артмане была одной из самых известных советских актрис из Прибалтики. Зрители запомнили ее по ролям в фильмах «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда». В театре ей часто доставались роли королев, и это было вполне объяснимо: выглядела и вела себя актриса и правда царственно. После распада СССР она лишилась всего и последние годы провела в полном забвении и лишениях, и только перед смертью королева советского кино решилась открыть тайны, о которых молчала всю жизнь.
Никто из зрителей не догадывался о том, что царственная Вия Артмане на самом деле не была голубых кровей, она родилась в крестьянской семье в деревне и в детстве была пастушкой. Ей пришлось начать работать с 10 лет, чтобы помочь матери, – отец девочки погиб за 4 месяца до ее рождения в результате несчастного случая, мать батрачила у зажиточных крестьян. Затем они перебрались в Ригу, где мать работала уборщицей, а дочь ей помогала. Конечно, девочка мечтала о другом будущем. С юности она увлекалась танцами и театром и мечтала о том, чтобы выступать на сцене. Несмотря на то, что мать не одобряла ее выбор, она поступила в драматическую студию при театре и поменяла свое имя Алида на более звучное – Вия.
После окончания учебы Вию приняли в труппу Художественного академического театра, в 27 лет она дебютировала в кино. Всесоюзную популярность ей принесла роль в фильме «Родная кровь», где ее партнером по съемочной площадке стал актер Евгений Матвеев. Фильм получил несколько премий на международных кинофестивалях, по результатам опроса журнала «Советский экран» Вию признали лучшей актрисой года, в Латвии она стала настоящей национальной гордостью, ее называли «Мать-Латвия». Евгения Матвеева и Вию Артмане считали одной из самых красивых пар советского кино. Только спустя годы она призналась, что парой они были не только на экране.
Новая волна популярности пришла к ней в конце 1970-х гг., когда Вия Артмане сыграла главную роль в фильме «Театр» по роману С. Моэма. О своей героине она говорила: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего Джулия — человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».
В начале 1980-х гг. актриса продолжала активно сниматься в кино и выступать на театральной сцене. А в начале 1990-х с распадом Союза в ее жизни началась черная полоса. Вия Артмане подверглась гонениям на родине из-за того, что снялась в фильме по русской прозе и одно время была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. В театре, которому она посвятила 50 лет своей жизни, больше не находилось для нее ролей, и актриса перешла в Рижский молодежный театр. Новых ролей в кино не предлагали. После принятия закона о реституции власти отняли у нее квартиру и передали потомку бывшего владельца. Актрисе пришлось переехать на дачу в 40 км от Риги. В этом маленьком одноэтажном деревянном домике королева советского кино провела последние 10 лет своей жизни.
Помимо неурядиц в профессиональной жизни, Вии Артмане пришлось пережить еще и личные драмы. На протяжении 27 лет она была женой известного латвийского актера Артура Димитерса, но в этом браке никогда не чувствовала себя счастливой. Она признавалась: «Мой муж – мы играли с ним в одном театре – был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит». Несколько раз она задумывалась о разводе, но решила сохранить семью ради двоих детей. После смерти мужа в 1986 г. она осталась одна. Только когда ее дочери исполнилось 30 лет, Вия Артмане раскрыла тайну, о которой знали только они с мужем: настоящий отец Кристианы – актер Евгений Матвеев, с которым у нее случился роман во время съемок в фильме «Родная кровь».
Вия Артмане никогда не жаловалась на судьбу и никому не рассказывала о том, что в последние годы жизни испытывала большие финансовые трудности и оказалась на грани бедности – квартплата в два раза превышала ее пенсию. К тому же актриса тяжело болела, из-за чего должна была бросить любимое дело. Она объясняла: «Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию. Отыграла после этого еще несколько сезонов и ушла. Это было необходимо: зритель любит здоровых актеров. Теперь я просто живу, слежу за тем, что происходит вокруг, и радуюсь за молодых».
После третьего инсульта актриса снова оказалась в больнице. Там она и провела последние недели своей жизни. 11 октября 2008 г. 79-летняя Вия Артмане скончалась. Несмотря на все лишения, которые ей довелось пережить, она так и осталась царственной и гордой: «Я не хотела, чтоб от меня осталось грустное впечатление, что я актриса, которую нужно жалеть. Терпеть этого не могу! Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте». Такой она и осталась в памяти зрителей.