Наташа Гусева (Алиса) и Марьяна Ионесян (Юля) во время съемок фильма «Гостья из будущего», Москва, 1984 год.

наташа гусева (алиса) и марьяна ионесян (юля) во время съемок фильма «гостья из будущего», москва, 1984 год. съемки фильма начались с эпизода побега юли и алисы из больницы. когда будете в

Съемки фильма начались с эпизода побега Юли и Алисы из больницы. Когда будете в следующий раз пересматривать фильм, непременно присмотритесь и вы увидите, что пижама Алисы ей явно велика. Хотя во время сцены в палате была впору а все потому, что этот эпизод переснимался уже через год.

Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастической «стрелялкой» для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял «Москву Кассиопею» и «Через тернии к звёздам». Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычёвым, написавшим книгу «Сто лет тому вперёд» о приключениях Алисы, и загорелся идеей. Так началась большая история «Гостьи из будущего».

Книга «Сто лет тому вперед» была написана Киром Булычевым еще в 1977 году. Режиссер Павел Арсенов в 1983 году начал съемки фильма по этой книге, которые закончились в 1984 году, и именно поэтому действие было решено перенести в это время.

На роль Алисы пробовали множество красивых девочек (ну, не 17 тысяч, конечно же), а Наташу Гусеву, как водится, заметили случайно. Алиса в книгах Булычева была бойкой и яркой, а Наташа наоборот зажатой и стеснительной. Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос «Какой твой год рождения» девочка так переволновалась, что по ошибке сказала «1872й». Арсенов засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого».

Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные «фантастиические» истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало.

И всетаки фильм удался благодаря игре актеров, доброму и остроумному сценарию Кира Булычева, обаянию исполнителей главных ролей Наташи Гусевой и Леши Фомкина, и, конечно же, благодаря энтузиазму Павла Арсенова.

Так, к примеру, стерильно чистый Институт времени снимали в павильоне на киностудии им.М. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов. Для освещения коридоров «будущего» обошлись стандартными в то время лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, благодаря чему получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.

Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения не более чем макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт. Для создания «космической» атмосферы внутри космопорта было решено использовать стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах. При этом съемочная группа переживала, доживет ли хрупкий материал до нужного эпизода.

В картине есть и несколько забавных «фишек». Например, во время разговора профессора Селезнева с Крысом звучит «инопланетная» речь. На самом деле это записанная задом наперед скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит».

Силами киностудии было решено сделать машину времени. Сотрудники бутафорского цеха привыкли создавать исторический антураж с помощью имитации лепнины и необычной «сказочной» фактуры, но блестящая пластмасса оказалась им не по силам. Чтото пришлось делать на заказ, а на панели машины времени кнопки расположены в виде кубика Рубика игрушки, которой в 1984 году увлекались все от мала до велика.

С образом миелофона было сложнее. Устройство, изза которого заварилась вся «каша», толком не описано в первоисточнике, приходилось придумывать его самостоятельно. У дизайнеров было много вариантов внешнего вида прибора для чтения мыслей. Но после того как режиссер увидел кристаллы, используемые в производстве фотоаппаратов, то остановился на идее «кристаллического миелофона».
С машиной времени, к слову, связан самый передовой для советского кино того времени видеоэффект. Молнии, радуги, звезды и контурные линии, сопровождавшие путешествие Коли во времени, делались вручную. Оптические эффекты создавались в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались. На создание одного такого кадра уходил в лучшем случае месяц.

Пожалуй, одними из самых впечатляющих эпизодов «Гостей из будущего» стали кадры, в которых появляются флипы. Среди минских школьников даже ходили легенды, мол, в Москве действительно есть такой аттракцион с летающими кабинами! На самом деле кабины были обычным, но чрезвычайно дорогим реквизитом. В Литве их изготовили пять штук, каждый флип стоил около 5 тысяч рублей солидная по тем временам сумма, которую вполне можно было потратить на настоящие «Жигули». Кроме того, было сделано несколько миниатюрных копий флипов с макетами людей в них. Они использовались для съемки дальних планов с высоко летящими аппаратами. Такие игрушки подвешивались на проволоку к крану со стрелой около 20 метров, после чего выбирался подходящий фон, например гостиница «Космос». Чтобы проволока не блестела, ее закрашивали под цвет фона.

Полноразмерные тяжелые флипы с настоящими актерами устанавливали в кузове грузовиков на специальные конструкции в виде торчащих по бокам машин брусков. Если в кадре одновременно находятся два флипа, значит, необходимы два грузовика, которые должны были ехать рядом плавно и с ювелирной точностью. Иногда в таких эпизодах заметны чересчур резкие покачивания так иллюзия полета нарушалась выбоинами на дороге. Однажды во время съемок даже ободрали ехавшие навстречу «Жигули» пришлось заплатить штраф 200 рублей.

По воспоминаниям кинематографистов, на съемках полностью выкладывались все и взрослые актеры, и дети. Сыгравший Весельчака У Вячеслав Невинный, несмотря на свои габариты, готов был сам исполнять все трюки, чего ему, правда, не позволили. А Михаил Кононов частенько так импровизировал, что получалось намного лучше сценарного варианта. В то же время, Евгений Герасимов мастерски воплотил на экране бессмертный образ робота Вертера герой, от А до Я придуманный специально для фильма. Доказав, что не всегда необходимо изобретать сложные механизмы или прибегать к помощи дорогостоящей анимации, если одному человеку с помощью походки и специально поставленной речи удалось показать идеального робота будущего. Плюс, разумеется, костюм, парик и грим.

Ну и напоследок, несколько курьезных моментов. связанных со съемками.

В четвертой серии, в которой Алиса, взгромоздясь на плечи своей подруги Юли Грибковой и надев длинный плащ, изображает высоченную даму в огромных темных очках, выяснилось, что исполнительница роли Юли физически не могла носить Наташу Гусеву. На помощь пришел Алеша Фомкин. На него надели гольфы, сандалии, школьную форму, усадили ему на плечи Алису и отправили дефилировать по улице.

Саму Наташу Гусеву учили правильно разбегаться, чтобы снять эффектный шестиметровый прыжок в длину на уроке физкультуры. Девочка должна была сигануть через камеру с оператором, которых припорошили песком. Исполнительница роли Алисы Селезневой потом рассказывала, что жутко боялась упасть на оператора и сломать ему шею или спину.

А вот в эпизоде, где Алису сбивает троллейбус, снималась девочкакаскадер. Она бежала с одной скоростью, а прямо перед «ударом» троллейбуса ускорялась, убегая дальше. При этом зритель не видит момент «столкновения», поскольку кадр перекрыт троллейбусом. Впрочем, самые внимательные посмотрите увидят: и легкий бег, и момент ускорения, и мелькающие за троллейбусом ноги.

Из не вошедшего в картину можно отметить эпизод, когда Алиса выигрывает в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Он был даже снят, гроссмейстера играл Раднэр Муратов, широко известный как Василий Алибабаевич из культового фильма «Джентльмены удачи».

А так же сцену, когда снимали жизнь Алисы в квартире Юли Грибковой, оператору пришло в голову сделать эпизод купания обеих девочек в ванне с пеной. Надо ли говорить, как были рады Наташа Гусева и Марьяна Ионесян, когда от этой идеи всётаки отказались.
Премьера состоялась 25 марта 1985 года в 16.05 по московскому времени.

Насколько известно, дети, родившиеся в 7080х годах, называли и продолжают называть своих дочерей именем Алиса, в честь легендарной путешественницы во времени

Источник

Нет комментариев

  1. Попов Сергей

    простое и доброе кино для детей.

  2. Сафронова Лилия

    Спасибо, очень познавательно о любимом с детства кино👍🏻❤️

  3. Касаткин Сергей

    Кристаллы, используемые при производстве фотоаппаратов. Что это?

  4. Челноков Дмитрий

    Сергей, наверное для призм они заготовки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *