«ДОЧКА СНЕГУРОЧКА». Кто же ты такая, Снегурочка

ДОЧКА СНЕГУРОЧКА. Кто же ты такая, Снегурочка Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом. Когда мы

Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом.

Когда мы говорим о Снегурочке, то на самом деле имеем в виду двух персонажей: прекрасную деву, влюбленную в Леля, и маленькую девочку, вылепленную из снега бездетными стариками. Прекрасная дева Снегурочка персонаж, вымышленный конкретным человеком, Александром Николаевичем Островским. Она героиня пьесы «Снегурочка», которую автор назвал весенней сказкой. Ее родителями, согласно тексту пьесы, являются Дед-Мороз и Весна-Красна. Снегурочка ребенок необдуманного поведения Весны-Красны, и сама она об этом говорит так:

«Шестнадцать лет тому, как я для шутки,
И теша свой непостоянный нрав
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого
Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка
Снегурочка.»

Дед-Мороз любит Снегурочку и прячет ее от Ярилы, но, поддавшись на уговоры Весны, выпускает дочь в мир людей, где она и погибает. Ее гибель связана с любовью, которую несет Ярило, а не собственно с солнечным светом и теплом.

В фольклорных сказках девочка-Снегурочка слеплена из снега, ее создатели-родители это дед и баба, которые сделали ее из снега. Снегурочку могут слепить как снежную бабу или насыпать снег в ступу и растолочь его пестом в процессе такого перетирания снега появляется девочка; есть варианты, когда снег ставили на печку. Гибнет она от прыжка через костер, и чувства в данном случае не описываются.

Первые записи русских фольклорных сказок, в которых действует персонаж девочка-Снегурочка, появились в XIX веке, но, вероятно, они существовали и до этого. Пьеса Островского написана в 1873 году. И, конечно, та Снегурочка, которую мы все знаем как внучку Деда Мороза, связана именно с пьесой Островского, хотя в ней много отсылок к фольклорным сказкам о девочке-Снегурочке. Произошло смещение явлений: Снегурочка стала взрослой девушкой, как и у Островского, но точно так же, как старики в русских фольклорных сказках, Дед Мороз, будучи стариком, стал называть ее внучкой, а не дочкой.

Дед Мороз появился не намного раньше Снегурочки, он тоже изобретение XIX века, хотя мы привыкли, что он персонаж мифологический. И обычно ссылаются на то, что в русском фольклоре есть персонаж Мороз, которого кормят на Рождество овсяным киселем, чтобы он не вымораживал озимые посевы. Когда его звали на рождественское застолье, то хозяева выносили блюдо с киселем на улицу и кричали:

Мороз, Мороз! Приходи есть кисель!
Мороз, Мороз! Не бей наш овес!

Как выглядит этот персонаж и что он делает никому не известно. Но совершенно очевидно, что это не привычный нам Дед Мороз, а некий другой персонаж, связанный с природными стихиями.

А появление привычного нам Деда Мороза связано со стремлением русского общества конечно, городского и образованного создать своего русского самобытного рождественского деда, который будет приносить детям подарки. Это желание не упало на неподготовленную почву. В 1848 году Владимир Федорович Одоевский пишет «Сказки дедушки Иринея», среди которых есть сказка «Мороз Иванович». Этот персонаж не приходит к детям, а дети приходят к нему, он живет в ледяной стране и не одаривает, а награждает детей за добрые дела. Постепенно к началу ХХ века складывается уже привычный нам образ Деда Мороза, но это Рождественский Дед. После революции 1917 года этот персонаж подвергается гонениям, и в 1929 году, когда Рождество объявили рабочим днем, Дед Мороз ушел из праздничного пространства. Однако в 1936 году было принято решение о праздновании уже не Рождества, а Нового года, и Дед Мороз вернулся. А уже в 1937 году на новогодней елке у детей в Колонном зале Дома союзов у Деда Мороза появилась внучка Снегурочка.

Дед Мороз, несмотря на сложность и дискуссионность вопроса о сказочной карте России, живет в Великом Устюге, а родиной Снегурочки принято считать Кострому, хотя это не совсем так. Согласно сказочной карте России родина Снегурочки находится в имении Щелыково Костромской области. Там располагается музей-усадьба Островского, где он обдумывал идею написания пьесы «Снегурочка». А если руководствоваться логикой создателей сказочной карты, согласно которой родина персонажа там, где произведение написано, тогда родиной Снегурочки должна быть Малая Ордынка в Москве, где Островский написал пьесу. Однако идея с Щелыково прижилась, музейные работники активно используют этот бренд. Сейчас «Голубой дом» в усадьбе Островских в Щелыково это терем Снегурочки. Но поскольку до Щелыково добираться сложнее и количество людей, которые туда могут приехать, меньше, чем тех, кто может добраться до Костромы, то резиденция Снегурочки была перенесена в областной центр.

Варвара Добровольская
Источник: postnaua.ru

ДОЧКА СНЕГУРОЧКА. Кто же ты такая, Снегурочка Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом. Когда мы

ДОЧКА СНЕГУРОЧКА. Кто же ты такая, Снегурочка Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом. Когда мы

ДОЧКА СНЕГУРОЧКА. Кто же ты такая, Снегурочка Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом. Когда мы

ДОЧКА СНЕГУРОЧКА. Кто же ты такая, Снегурочка Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом. Когда мы

ДОЧКА СНЕГУРОЧКА. Кто же ты такая, Снегурочка Фольклорист Варвара Добровольская о родине новогоднего персонажа, происхождении Снегурочки и ее родственных связях с Дедом Морозом. Когда мы

Источник

Добавить комментарий