ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

Вазопись — очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития греческого искусства, использовались разные стили. Они сменяли друг друга на протяжении многих лет.
Основным материалом для производства глиняных изделий в древней Греции служила простая пластичная железистая глина, дававшая при обжиге черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась по сырой глине, для чего требовалась большая уверенность и решительность руки рисовальщика.
Греческая керамика является наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков.

Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название ГОМЕРОВСКОГО (XII-VIII вв. до н. э.). Это время отразилось в эпических поэмах «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера. В ту эпоху был исключительно развит эпос устные сказания и легенды. Из села в село бродили певцы-аэды, которых приглашали на свадьбы, похороны, поминки и особо почитаемые праздники. Они пели свои песни о великих людях, живших ранее на их земле, о могучих городах, сильных и славных героях, победивших огромный город Трою. До сих пор полагают, что из этих песен позднее, слепой Гомер составил свои знаменитые поэмы. Эпос был в то время самым великим искусством у первых эллинов, живших на Балканском полуострове.
Сосуды гомеровской эпохи обычно покрывались орнаментом в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. В формах и рисунках ваз, возникавших до IX в. до н.э., выступает несложность чувств и мышления создававших их людей. Простота эта, однако, не воспринимается как примитив. В ней нет грубости и ограниченности, скорее, подчеркнут лаконизм художественных форм.

Период АРХАИКИ (VII-VI вв. до н.э.) был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли.
Этот период характеризуется важнейшими сдвигами в культурной жизни Греции. Развиваются научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета. Подлинные произведения древнегреческой живописи до наших дней почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы (слово «керамика» произошло от названия одного из предместий Афин Керамик, славившегося в VI и V вв. до н.э. своими гончарами).

По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Они были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, предназначались для различных целей: большие амфоры с узким горлышком и двумя ручками для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные и узкие лекифы для благовоний, из широкого килика пили вино.
Лучшие произведения мастеров архаической вазописи были подлинными художественными произведениями, и, видимо, сами мастера относились к ним со всей серьезностью и ответственностью. Поэтому не случайно вазы носят подпись создавшего их мастера, а иногда две подписи — горшечника и художника. Конечно, художественно выполненные и богато расписные вазы не были предназначены для повседневных бытовых нужд.

Во время архаики наибольшее распространение получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на красноватом фоне обожженной глины.
Искусство переходило от изображения-знака, изображения-символа к изображению-образу. Вся явственнее телесная красота человека и ритмическая жизнь его тела, а не красота орнамента, привлекали внимание художников. Возникло и новое понимание передачи взаимоотношения персонажей, объединенных общим действием-событием.
Основной репертуар тем и сюжетов заимствовался из неисчерпаемого богатства античных мифов, эпических сказаний. В самом конце архаики, при переходе к классике, относительно большую роль играют изображения, почерпнутые непосредственно из реальной жизни — гимнастические упражнения, работа мастеров, пиршественные сцены.
Расписная керамика эпохи архаики по благородному изяществу форм сосудов, по блистательному мастерству росписей представляет собой одну из абсолютных вершин в истории мирового прикладного и изобразительного искусства.

С первых десятилетий V в. до н.э. начался КЛАССИЧЕСКИЙ период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи.
Искусство классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах.
К началу V в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы рабовладельческой демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В земледельческой, отсталой по своему общественному развитию Спарте, самом сильном и в военном отношении полисе Греции, получил развитие консервативно-аристократический политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов-рабовладельцев спартиатов над массой бесправных рабов-земледельцев илотов.
Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции. Но для истории искусства Спарта осталась совершенно бесплодной, не выдвинув ни одного художника в ряды мастеров, создавших искусство греческой классики.

Классический период в искусстве эллинов по общепринятой периодизации продолжался около двух столетий и приходился на V-IV вв. до н.э., но граница между архаикой и классикой более размыта, чем между геометрикой и архаикой. Дело в том, что стремительно развивавшиеся искусства стали специализироваться и расходиться в стороны, и ход их развития не был параллельным. Необходимость «переворота» в стиле от чернофигурного к краснофигурному и означала открытие нового ведения, нового этапа художественного восприятия мира. В вазописи это случилось около 530 года до н.э.

Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства РАННЯЯ КЛАССИКА, продолжавшийся всю первую треть века (490-450 гг. до н.э.). Искусство этого времени пронизано напряженными поисками реалистического изображения человека, обобщающих типических образов и в первую очередь правдивой передачи движения. Оно обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций. Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии.

Вместе с тем еще до войны в греческом обществе начали совершаться важные перемены, связанные с переходом полисов, самостоятельных городов-государств, от тирании к демократии. Власть народа постепенно забирала бразды правления у единоличных правителей-тиранов, хотя в некоторых авторитетных полисах, как, например, в Спарте, к власти приходило правления немногих олигархия. Эти два чтения, резко обозначившиеся в греческой жизни рубежной поры, обусловили и две разные художественные позиции. Возможно, они мало связаны с политической ориентацией, но олигархические города-государства в отличие от демократических имели незначительное влияние на общий ход развития художественной жизни.

Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно вазописи) стали важнейшими, основным чертам этого периода в развитии классического греческого искусства. Во второй четверти V в до н.э. (то есть в 475-450 гг. до н.э.) архаические традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон — один из великих мастеров классики, завершивший период творческий исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы к зрелой, или высокой, классике.

Вторая половина V в. до н.э. — ВЫСОКАЯ КЛАССИКА — время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины, которые в период правления Перикла переживают «золотой век» своего экономического, политического и культурного развития.
В искусстве высокой классики с особенной силой воплотились общечеловеческие по своей сути идеи и чувства. Злободневные события получали в произведениях звучание непреходящее, как бы вневременное, вечное. Стремясь как можно нагляднее и обобщеннее выразить глубинный, сокровенный смысл художественного образа, мастера максимально освобождались от всего, что казалось им слишком детальным, конкретным.
Художественные формы на протяжении V в. до н. э. менялись очень заметно. Динамика и подвижность преимущественно героических образов ранней классики, характер которых определялся напряжением всех сил эллинов в годы персидских войн, уступили место возвышенному покою, отвечавшему настроениям греков, осознавших значение своей победы.

Опираясь на реалистические завоевания первой трети века, вазописцы высокой классики, однако, стремились умерить ту резкость в передаче деталей натуры или мотивов движения, которые встречались ранее. Большая ясность и гармоничность композиции, величавая свобода движения и, главное, большая духовная выразительность стали характерными чертами вазописи этого времени. Вместе с тем вазопись несколько отошла от той конкретной жанровости сюжетов, которая наблюдалась в первой трети века. В ней появилось больше героических изображений на мифологические темы, сохранивших всю человечность ранней классики, но явно искавших монументальной значительности образа.
Вазописцев середины V в. до н.э. стало привлекать изображение не только действия, но и душевного состояния героев, — углубилось мастерство жеста, цельность композиции. В образах вазописи этого времени предавались самые общие состояния человеческого духа, к их противоречиям и конфликтам, к смене и борьбе настроений. Все это еще не входило в сферу внимания художников. Зато ценой некоторое обобщенности чувства было достигнуто то, что человеческие образы, созданные вазописцами середины V в. до н.э., обладают такой типичностью и столь ясной чистотой своего душевного строя.

Эпоха ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ это последняя, самая драматическая и вместе с тем самая просветленная глава эллинского творчества.
В IV в. до н.э. Эллада приобретает новый лик. Строятся новые города, продолжают создаваться статуи, расписываться вазы художественная жизнь по интенсивности не уступает творческому духу предыдущего столетия. Но Афины, оставаясь центром искусств, теряют блистательность и силу. После поражения в Пелопоннесской войне они перебывали в двусмысленной ситуации: на словах борьба за свободу на деле скрытое предательство своих прав и в дальнейшем сдача демократии почти без боя македонскому царю Филиппу. Душевные муки афинян по этому поводу сочетались со странной неспособностью к действию: они были охвачены некоей душевной прострацией. Все понимали, что надо что-то делать, спасать свободу, но не принимали ничего функционального только говорили.

В целом искусство Греции перестает быть создателем, если можно так выразиться, нового вещественного мира. Оно уходит в область мысли размышлений о пройденном пути, подведения итогов. Былое равновесие между телом и духом все более нарушается в пользу идеального. В жизни Афин да и всей Эллады, для которой они оставались духовной столицей, господствует теперь философия.

По мере нарастания реалистических тенденций в греческом искусстве в вазописи наблюдается стремление к преодолению плоскостности и условности, что приводит к вытеснению в начале V в. до н.э. чернофигурной вазописи более реалистической краснофигурной. Теперь орнамент и фигуры композиций, украшающих вазы, сохраняют цвет обожженной глины, в то время как фон заливается черным лаком. Это давало возможность правдиво изображать строение человеческого тела, объемы и движения, естественно и свободно их моделировать. Черные линии рисунка на светлом фоне глины передавали мускулы и детали тела. Мастера краснофигурной вазописи пришли к более свободному пониманию композиции. В пределах поверхности вазы они размещали разнообразные сцены, органически сочетая сюжет и композицию с назначением сосуда.
К концу классического периода героические мотивы сменяются более интимными, жанровыми.

Древнегреческая вазопись продолжала развиваться. На смену красно-черным сосудам билингвам приходит совершенно новая техника украшения изделий. Теперь фон делается не черным или натуральным, а белым. В частности, роспись по белому фону применялась на терракотовых алабастронах, лекифах и арибалах. Считается, что первым в данной технике работал Псиакс. Он в 510 году до нашей эры создал лекиф в этом стиле. Но самым знаменитым вазописцем по белому фону считается Пистоксен. Этот мастер работал «четырехцветной техникой». Он использовал лак, краски и позолоту. Сам же белый цвет фона достигался за счет известняковой глины, которой покрывался «сырец». Подобные стили вазописи уже отходят от первоначального украшения керамических сосудов. Теперь создается совершенно новое направление в искусстве, вроде оригинальной живописи. Этот период стал одним из завершающих в истории древнегреческой вазописи.

К большому сожалению, до нас дошли отчасти только разбитые вазы и зачастую их куски. Но этого достаточно, чтобы изучить вазопись древней Греции.
По материалам
http://isusstvoed.ru/2016/02/01/%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8/

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ Вазопись - очень важная часть древнегреческой культуры. Вазописцы потратили годы на то, чтобы создать произведения искусства. В разные периоды развития

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *