ИГРА БОГОВ. Часть II

ИГРА БОГОВ. Часть II Тибет. В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В

Тибет.
В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В Тибете Го носит многие имена, самое распространённое из них в современном тибетском языке — «Миг Манг» или «Множество Глаз», и «Джялпо» или «Царь» — краткое название, употребляемое в разговорной речи, связано с царём Сонг Цэн Гампо, царём Гесаром и царём Шамбалы.
Другие названия игры — «Становление Царя», «Дхармадхату в Сердце», «Самообладание» — намекают в символике слов на смысл игры.

Первое внешнее историческое упоминание о Го в Тибете относится ко времени правления царя Сонг Цэн Гампо (617-650 г.г. н.э.). Летопись говорит о том, что его первый военный министр Зуцэ привёз тайный текст на языке княжества Турфан, в котором содержались Учения о правилах игры Го, Учение о военной стратегии, Учение о медицине и астрологии. Сонг Цэн Гампо был первым из трех царей Дхармы в Тибете. Именно он в самом начале своего правления установил Учение Будды как государственную религию Тибета, основал город Лхасу и тибетскую письменность, вел активную и строгую внешнюю политику. Годы его правления были отмечены борьбой жрецов религии бон и новой «буддистской» элиты. Именно царь Сонг Цэн Гампо, благодаря пониманию внешней и внутренней стратегии и руководствуясь буддийскими принципами гуманности и сострадания, провёл реформы, положившие начало развитию буддизма в Тибете и укреплению его как единого государства.

Только высокородным подданным и высшему духовенству Лам и Тулку было разрешено проводить время за игрой в Го. Люди низшего сословия не допускались к игре. Тибетский закон объясняет это отсутствием у низшего сословия правильного понимания логических и философских игр. Для низшего сословия предлагаются развлечения с помощью песен, танцев, игры в кости, лотерей, простых гаданий и обмена пословицами и поучительными историями из прошлого. Именно эти виды досуга делают людей добрыми. Логические игры недоступны тем, кто не знает в совершенстве историю и философию. Неподготовленный ум, увлеченный такой игрой, рождает гнев и злонамеренность, проявляя все аспекты неведенья. Такой ум не имеет понимания о черном и белом, не имеет примеров прошлого. А неправильное понимание природы явлений может свести с ума того, кто не готов к встрече с реальностью.

В 2000-ом году в местности Джяма, в родовом дворце Джампа Миджюр Линг, археологи совершили удивительное открытие — среди руин обнаружили каменную плиту для игры в Го.

Запад.
В Европе игра Го впервые была описана в 1616 г . Г. Селенусом. Однако первый конгресс (турнир и свободная игра) прошел только в 1924 г. Стоит заметить, что при проникновении Го на Запад первыми «жертвами» оказались представители точных наук, которых игра привлекла простотой правил и в то же время их своеобразной математичностью. При более глубоком анализе Го обнаруживаются различные параллели между этой игрой и такими математическими дисциплинами, как теория графов и распознавание образов.
В 1908 году в Европе вышел первый учебник го. Его автором был немецкий инженер Коршельт, учившийся го в Японии, где он прожил много лет. Одним из известных европейских поклонников го начала XX века был Эмануил Ласкер, чемпион мира по шахматам. Вместе со своим однофамильцем, Эдвардом Ласкером, международным шахматным мастером, он создал первый в Европе Го-клуб. В 1930-е годы Ласкеры покинули Германию, в конце концов оказавшись в США. Там они не оставили своё увлечение. Эдварда Ласкера считают «отцом американского го». Помимо общественной деятельности по популяризации игры, он написал книгу «Го и го-моку».

Эстетика и философия Го-В Го важно всё, особенно мелочи. Разрабатывая стратегию, приходится учитывать незаметные нюансы, которые влияют на всю позицию в целом.
Неотъемлемыми элементами Го являются не только сам процесс игры, но также правила этикета, поведения до начала и после окончания поединка. В Азии эти правила известны практически всем, они большей частью впитываются детьми из повседневной жизни, поэтому европейцу особенно сложно играть «по правилам» с азиатами, приехав допустим, в Японию или Китай.
«Го — это хитрая лиса» говорят китайцы. Именно в этой игре в полной мере могут проявиться чудеса изворотливости, обмана и полуобмана, правильная постановка руки, символизирующая меч, как и в искусстве фехтования

Го — это игра для сильных духом людей. Европеец, если он хочет понять Го, увидеть его в настоящем свете, должен быть готовым изменить себя. Играя в Го нельзя думать «по-западному». Любители Европе и Америке слабо представляют себе идеи и задачи игры. Го это не огораживание территории с целью выиграть, это философия (так же как и боевые искусства, которые нельзя отделить от их философии). Всё это в комплексе есть Го. Делить нельзя. Разделение Го на игру и на философию равносильно делению романа «Война и мир» на «Войну» и на «Мир».

Гобан игровое поле (доска) для игры в Го — выполнено в виде толстого цельнодеревянного столика на невысоких ножках. В японской традиции единственным и идеальным материалом для изготовления гобана считается древесина торреи орехоносной, которая в Японии называется кая. Причем возраст торреи должен быть не менее 700 лет. Это дерево имеет на разрезе приятный для глаза насыщенный жёлтый цвет, который не тускнеет со временем, оно идеально полируется и прекрасно выглядит в лакированном виде. Гобаны из торреи орехоносной очень долговечны. Также ценители придают большое значение звуку, который издаёт выставляемый на гобан камень. Кая даёт очень чистый, приятный для слуха звук. Линии на гобане прочерчивали катаной.
Белые камни для Го, традиционно изготавливались из раковин хамагури. Выловленых в заливах провинции Хьюга.Черные же камни делались шлифовкой из вулканического базальта. Некоторые наборы для игры в Го по цене доходят до 180 тыс.долл.

Две истории Го.
В начале XX в. в Европе стали появляться первые любительские клубы игроков го. Эмануэль Ласкер тогдашний чемпион мира по шахматам также заинтересовался игрой. Он быстро убедился, что она дает богатые возможности как для глубоких стратегических замыслов, так и для изящных тактических маневров. Еженедельно в доме Ласкера стали устраиваться вечера игры в го, в которых помимо хозяина принимали участие Эдуард и Бертольд Ласкеры однофамильцы чемпиона мира, тоже очень сильные шахматисты. Ласкер, известный также и как математик, считал го идеальной игрой для математического ума. Между тем японцы, подметил он, до сих пор не выдвинули ни одного математика, который мог бы сравниться с величайшими гениями мира. Значит, это должно сказаться и в го. Сделав сей скороспелый вывод, Ласкер стал поговаривать о том, чтобы поехать в Страну восходящего солнца и встретиться там с ведущими мастерами игры.

Но случай помог чемпиону мира обойтись без дальнего вояжа. В то время в Берлине существовал японский клуб го. Трио Ласкеров отправилось туда, чтобы встретиться с одним японским игроком, не отличающимся высоким классом. Тот охотно согласился сыграть против всех троих, причем разрешил противникам консультироваться друг с другом и, более того, обещал дать вперед девять камней форы, что примерно равноценно ферзю в шахматах!
Немало удивленный, Э. Ласкер незамедлительно высказал сомнение: дескать, едва ли кто в мире сможет успешно соперничать с ним на таких условиях. Тем более что он уже довольно долго изучал теорию игры, разбирал партии японских мастеров и считал, что достиг в го достаточно глубокого понимания.
Задетый за живое, чемпион мира пытался отклонить предложение самонадеянного японца и хотел играть только на паритетных началах. Но японский игрок лишь загадочно улыбался и отрицательно качал головой.

«Ну хорошо же, хочет — пусть попробует!» Встреча состоялась. Ласкер и его союзники старательно обдумывали каждый ход, делая его лишь после длительного обсуждения между собой. Японец отвечал молниеносно, тратя па каждый ход доли секунды. Несмотря на огромную фору, японец наголову разгромил противников.
Огорченный таким исходом игры, Ласкер был вынужден признать, что, очевидно, в го таится много тонкостей, ускользнувших от его внимания.

Партия атомной бомбы.
Под этим именем в историю го вошла вторая партия матча за титул Хонъимбо между Каору Ивамото и Хасимото Утаро. Партия проходила 6 августа 1945 года в пригороде Хиросимы, на которую в этот день была сброшена ядерная бомба.
Весной 1945 года Каору Ивамото (7 дан) получил право вызвать Хасимото Утаро, которому принадлежал в тот момент титул Хонъимбо, на матч за этот титул. Военное время вообще плохо сказалось на игре го в Японии — турниры проводились редко, газеты перестали печатать материалы о го и партии. А в 1945 году Япония уже находилась в безнадёжном положении. Крупные города регулярно подвергались авианалётам, проведение любых крупных мероприятий было опасно. Поэтому после достижения договорённости о матче место и время его проведения долго не могли выбрать. Играть в Токио отказались по соображениям безопасности. В конце концов, было решено играть в Хиросиме с 23 июля. На каждую партию отводилось по три дня. Должно было быть сыграно шесть партий.

Начальник полиции Хиросимы, сам любитель го, был против проведения матча в городе, так как, по его мнению, это было слишком опасно. Однако на момент запланированного начала матча он отсутствовал в городе, поэтому запрет был проигнорирован. С 23 по 25 июля первая партия матча состоялась непосредственно в Хиросиме. Во время партии город бомбили и обстреливали с самолётов, но это не остановило игроков. Партию выиграл Каору Ивамото.
Вернувшийся вскоре начальник полиции, узнав, что матч в городе всё-таки начался, категорически запретил его продолжать. Игроки вынуждены были перебраться в пригород Хиросимы Ицукаити. Вторая партия была запланирована на 4-6 августа. К концу дня 5 августа было сделано 105 ходов.

Утром 6 августа игроки восстановили позицию и собирались продолжить игру, но 106 ход сделан ещё не был, когда, в 8:15 по местному времени, произошёл взрыв. По воспоминаниям Каору Ивамото, судья партии, Сэгоэ Кэнсаку, стоявший у окна, увидел вспышку и сказал: «Бомба». В этот момент взрывная волна выбила окна, сбила Сэгоэ с ног, перевернула гобан, разбросала камни и привела помещение в полный беспорядок. Общими усилиями помещение было прибрано, партия восстановлена, после чего соперники продолжили игру. В этой партии Хасимото победил с перевесом в пять очков.
Только вечером, когда выжившие начали прибывать в Ицукаити, игроки узнали, что произошло. Решение начальника полиции спасло им жизнь — дом, где проводилась первая партия, был разрушен, его хозяин погиб.

ИГРА БОГОВ. Часть II Тибет. В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В

ИГРА БОГОВ. Часть II Тибет. В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В

ИГРА БОГОВ. Часть II Тибет. В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В

ИГРА БОГОВ. Часть II Тибет. В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В

ИГРА БОГОВ. Часть II Тибет. В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В

ИГРА БОГОВ. Часть II Тибет. В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В

ИГРА БОГОВ. Часть II Тибет. В Тибете, который был несколько изолирован от остальной Азии, Го также развивалось, но с несколько незначительно измененными правилами и в тесной связи с религией. В

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *