ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК — ИСТОРИЯ ШАПИТО

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли, профессиональный наездник и бывший военный, открыл в Лондоне «Амфитеатр Эстли» с круглым манежем. Арена, подобная тем, что были в Римской империи, требовалась для номеров с лошадьми, которых в цирке Эстли было много.
Само же слово «цирк» оно же латинское «circus», которым римляне называли круглую арену для проведения скачек, ввел конкурент Эстли Чарльз Дибдин, открывший свое заведение на несколько лет позже Эстли.
И в «Амфитеатре Эстли», и в «Королевском цирке» Дибдина выступали профессиональные наездники, канатоходцы и клоуны. В это же время возник стандартный диаметр цирковой арены 13 метров, который используют до сих пор. Он позволяет конным акробатам за счет центробежной силы удерживаться на спине бегущей лошади.
До США цирк с лошадями, акробатами и клоунами добрался к концу XVIII века. Его привез в Филадельфию англичанин Джон Билл Рикетс, который, как и Эстли, был профессиональным наездником. Привычные цирковые шатры тоже придумали американцы в Европе такие конструкции появились лишь к середине XIX века.

В Викторианскую эпоху цирки уже стали привычным развлечением по США, Европе и европейской части Российской империи путешествовали шапито, а на аренах появлялись не только лошади, но и экзотические звери. Некоторые цирковые предприятия устраивали гастроли буквально по всему миру. Так, цирк итальянца Джузеппе Кьярини объездил Европу, США, Южную Америку, Китай, Японию, Индию, Сиам, Австралию и Новую Зеландию и продолжил бы свое путешествие, если бы его основатель не умер в Гватемале в 1897 году.

Первым антрепренером, решившим использовать в цирке экзотических животных, был американский фермер по фамилии Бейли. У Бейли был предприимчивый брат-капитан, который купил в Лондоне африканскую слониху за 20 долларов и перепродал ее родственнику уже за тысячу долларов. Свой цирк Бейли основал за несколько лет до покупки слонихи. Его предприятие было одним из самых знаменитых цирков в Штатах, несмотря на объединения с другими цирками и смену владельцев. Под названием «Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли» он просуществовал вплоть до 2017 года.

Успех Бейли и восторг зрителей мотивировали владельцев других американских цирков добывать себе экзотических зверей. Большинство шоу были сконцентрированы на трюках с дрессированными животными, акробатика и клоунада ушли на второй план. В 1882 году «Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли» купил у лондонского зоопарка слона по имени Джамбо. В Англии слона называли «фаворитом королевской семьи». В США Джамбо провозгласили самым большим слоном в мире. Представления с его участием собирали рекордное количество зрителей. Джамбо не поддавался дрессуре, поэтому на манеж его выпускали в сопровождении азиатских слонов, которые на его фоне казались крошечными. Как рассказывал ухаживавший за Джамбо Мэттью Скотт, который следил за слоном в Англии и отправился с ним в США, помимо сена, овса, картофеля и хлеба животное получало угощение в виде крепкого пива или виски. По словам Скотта, алкоголь действовал на слона как «эликсир здоровья».
Джамбо умер в 1895-м спустя три года после переезда в Америку. Слона Джамбо и его напарника по кличке Мальчик с пальчик, гулявших по железнодорожным путям, пока цирк грузился в поезд, сбил локомотив.

Однако на рост популярности цирков-зверинцев гибель знаменитого слона не повлияла. Передвижные шатры с дрессированными тиграми и слонами стали самым любимым развлечением американцев на ближайшие 60 лет. В Европе классический цирк держался вплоть до 70-х годов, пока его не вытеснил «новый цирк», совместивший акробатику и театр.

Со времен Джамбо мало что изменилось: животные продолжают страдать от халатности владельцев цирков. Цирковых слонов и тигров жестоко дрессируют, изнуряя на тренировках и лишая свободного передвижения; некоторые цирки отказываются тратить деньги на ветеринаров, другие продают «провинившихся» зверей охотникам и притравочным станциям. Кроме того, дрессировщики не всегда могут контролировать хищников те нападают на зрителей и дрессировщиков или сбегают. В таких случаях животных просто застреливают.
К 2018 году более 40 стран запретили использование диких животных в стационарных цирках и шапито.

В свою очередь представители циркового бизнеса считают, что зоозащитники «убивают цирк». «Настоящий цирк это акробаты, клоуны и животные. Мы хотим сохранить эту традицию», говорит победитель Международного циркового фестиваля в Монте-Карло Йозеф Рихтер. Циркачи называют исследования о том, что тигры испытывают стресс при перевозках, мифом и уверяют, что европейские законы гарантируют нахождение животных в хороших условиях. Цирковое сообщество переживает, что с полным запретом использования зверей цирки потеряют большую часть своей аудитории. Однако один из самых успешных цирков современности канадский Cirque du Soleil принципиально отказался от использования животных еще на этапе создания первой труппы.

Кеннет Фельд, последний директор знаменитого «Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли», заявил, что противостояние с активистами стало основной причиной закрытия цирка. В 2011 году компания семьи Фельд выплатила штраф в 270 тысяч долларов за жестокое обращение с животными. Позже владельцы цирка жаловались, что в половине штатов запретили использовать диких животных, а в оставшихся нельзя применять слоновий багор крюк, который вонзают в слона во время дрессировки. После закрытия «Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли» зоозащитники предложили другим передвижным зверинцам последовать примеру старейшего цирка.
Историк цирка Паскаль Джейкоб отмечает, что в XIXXX веках цирк со зверинцем был для сельских жителей единственным шансом увидеть диких животных, но с развитием технологий зрители перестали нуждаться в подобных шоу.

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

ШАТРЫ, ЛОШАДИ И СЛОН-АЛКОГОЛИК - ИСТОРИЯ ШАПИТО Основателем цирка в его классическом понимании с акробатами, зверинцем и клоунами считается англичанин Филип Эстли. В 1770-х годах Эстли,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *