НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 1. «ПАЙЛОТ»

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 1. ПАЙЛОТ Суровая зима веками властвовала над акваториями северных портов, сковывая их на полгода непроходимым для судов льдом. Но когда человеку надоело это терпеть, в

Суровая зима веками властвовала над акваториями северных портов, сковывая их на полгода непроходимым для судов льдом. Но когда человеку надоело это терпеть, в бой вступили изобретатели. Чего только они не придумывали и носовые тараны-ледорезы, и механические пилы, и даже нагреваемый корпус, который должен был растапливать лед.
И так уж случилось, что в совсем маленьком городе-крепости Кронштадт родились многие великие технические идеи.

xix-й век. Кронштадт. Тут живет и двигает свой бизнес неутомимый купец Бритнев Михаил Осипович.
Он родился в 1822 году и получил хорошее образование: после коммерческого училища в Санкт-Петербурге отправился в Великобританию изучать корабельное дело. Вернувшись на родину, он преуспел в торговом и ссудном делах.
Бритнев основал первую в России водолазную школу и вообще был уважаемым человеком — в 1868 году его избрали городским головой.
В Кронштадте шутили: «Да, Михаил Осипович — голова!»
Но простая схема продал-купил-продал и так до бесконечности не радует пытливый ум. Судя по всему, натыкаясь на «не так» Михаил Осипович, там где остальные смирялись, включал техническую смекалку. Сначала он построил плавучие разгрузочные краны, которые потом были взяты на вооружение морским ведомством. Устроив себе плавучий порт, купец открыл пароходное сообщение Кронштадт-Ораниенбаум.

Видимо, направление пользовалось популярностью и очень быстро стало обидно, что из-за ранней зимы и поздней весны так мало остается на навигацию.
Нормальный человек бы развел руками и сказал «ну что тут поделаешь природа-с». Но нормальные не летают к звездам.
«У нас, значит, «природа», а поморы на своих лодчонках еще плавают», так, наверное, подумал Бритнев и велел за зиму переделать свой пароход «Пайлот» под обводы поморских лодок. Лодки эти отличались такой формой корпуса, которая позволяла им наползать на лед сверху и своим весом его продавливать. Наверное, это не очень дешево отрезать пароходу нос ниже ватерлинии под углом примерно 20° и приделать другой, но Бритнев получил еще пару недель навигации осенью и зимой на сколько хватало сил слабенькому мотору парохода наползать на лёд и веса, чтобы его ломать.

22 апреля 1864 года «Пайлот» на пробу вышел во льды (наверное зевак сбежалось море, да и ставки делались застрянет или нет). Успешно прошел по рейдам, хотя из-за малого веса далеко забираться он не мог.
27 апреля, газета «Кронштадтский вестник» сообщала:
«Большое удобство для публики, желающей ехать в Петербург и для приезжающих оттуда, доставляет винтовой пароход «Пайлот» почетного гражданина Бритнева, который ходил до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум, а именно в 8, 12 и 3 ч.»
Судя по всему монополия окупилась, так как вскорости купец переделал еще два судна «Бой» и «Буй» «на поморский лад».
Это и был первый в мире ледокольный флот.

В 1866 году чиновники морского ведомства устроили смотрины Бритневскому «Пайлоту» и ледокольному судну «Опыт», сооруженному в морском порту по проекту Н.Л.Эйлера (начальника Морской строительной части Кронштадтского порта).
«Опыт» был очень странной химерой: это канонер, с которого снята артиллерия. Ему не меняли обводы, не усиливали нос, но поставили дополнительную паровую машину которая должна была поднимать гири и швыряться ими (идея вообще не сработала ну то есть лунки получались отличные, рыбаки были бы довольны, но прыгать по лункам пароходы тогда не умели), и поставили некие выносные мачты под ватерлинию, которые должны были нести взрывчатку и подрывать лед. Лед кое-как подрывался, но судно все равно застревало, так как все эти конструкции лишили его маневренности.
«Пайлот» обошел «Опыт» на льду Финского залива, после чего«Опыт» был признан верным направлением развития ледокольной техники.

А Бритнев продолжал пассажироперевозки, наслаждаясь монополией до навигации 1870-71 годов, когда необычно холодная зима лишила доходов гамбургских морских купцов. Этой братии нужен был результат, а не бумажки и Бритнев продал им за 300 рублей чертежи своего ледокольного корабля. Навигация была восстановлена.
И уже на следующий год ледоколы появились у Дании, Швеции, США и Канады. Началось развитие и усовершенствование технологий.

…Современные российские ледоколы стали атомными, но общий принцип хождения во льдах восходит к конструкции, разработанной Бритневым более 150 лет назад .
https://users.livejournal.com/-twin-/571177.html

P.S. Советская власть любила ледоколы, но о первом ледоколе скромно умалчивала. Но зато название «Пайлот» СССР увековечила на марках и спичечных этикетках…
P.P.S. Хотя, как говорят знатоки, найти чертежи или хотя бы рисунок внешнего вида этого первенца до сих пор не удалось.
Продолжение следует…

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 1. ПАЙЛОТ Суровая зима веками властвовала над акваториями северных портов, сковывая их на полгода непроходимым для судов льдом. Но когда человеку надоело это терпеть, в

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 1. ПАЙЛОТ Суровая зима веками властвовала над акваториями северных портов, сковывая их на полгода непроходимым для судов льдом. Но когда человеку надоело это терпеть, в

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 1. ПАЙЛОТ Суровая зима веками властвовала над акваториями северных портов, сковывая их на полгода непроходимым для судов льдом. Но когда человеку надоело это терпеть, в

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 1. ПАЙЛОТ Суровая зима веками властвовала над акваториями северных портов, сковывая их на полгода непроходимым для судов льдом. Но когда человеку надоело это терпеть, в

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 1. ПАЙЛОТ Суровая зима веками властвовала над акваториями северных портов, сковывая их на полгода непроходимым для судов льдом. Но когда человеку надоело это терпеть, в

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *