ИСААК ЛЕВИТАН (18601900). «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН». 1892. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

ИСААК ЛЕВИТАН (18601900). «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН». 1892. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. *** В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла. Над колокольчиковым

***
В глаза бревенчатым лачугам
глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом
собор звонит в колокола.

Звон заокольный и окольный,
у окон,
около колонн.
Звон колоколен колокольный,
и колокольчиковый звон.

И колокольцем
каждым
в душу
любого русского спроси!
звонит, как в колокол,
не глуше,
звон
левитановской
Руси!

Николай Рубцов. ЛЕВИТАН (по мотивам картины «Вечерний звон») Ленинград, 1960

Идея написать картину, изображающую вид монастыря в лучах заходящего солнца, пришла к Левитану, когда он жил в Слободке под Звенигородом, и наблюдал на закате Саввино-Сторожевский монастырь. Два года спустя, уже будучи в Плёсе, в поисках новых мотивов для картин Левитан поехал в Юрьевец, и недалеко от него увидел небольшой монастырь, вид которого возродил у него желание написать такую картину. Таким образом, в сюжете картины переплелись видения этих двух монастырей.

Тот монастырь, который был рядом с Юрьевцем, назывался Кривозерским. Сначала похожий монастырь был изображён на картине Левитана «Тихая обитель» (1890), также находящейся в Государственной Третьяковской галерее, а затем, два года спустя, на картине «Вечерний звон». После 1917 года Кривозерский монастырь был закрыт, а в середине 1950-х годов попал в зону затопления Горьковского водохранилища.

На картине «Вечерний звон» монастырь, стоящий у излучины реки и освещённый вечерними солнечными лучами. Монастырь окружён осенним лесом, по небу плывут облака и всё это отражается в зеркальной глади спокойно текущей реки.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана:

« Раздумье лежало в основе непрерывных поисков Левитана. Вслед за волжской сюитой 1889 года он создает в 1892 году ряд наиболее «литературных» и философских своих картин «Вечерний звон», «У омута» и, наконец, как завершение, своеобразный их синтез симфонию «Над вечным покоем». »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *