Норманнские походы в легендарные земли Бьярмаланда

Норманнские походы в легендарные земли Бьярмаланда Около 870 года средневековый норвежский мореплаватель из Холугаланда норвежские викинги Оттар отправился в путешествие на Север, обогнул

Около 870 года средневековый норвежский мореплаватель из Холугаланда норвежские викинги Оттар отправился в путешествие на Север, обогнул Нордкап, прошёл вдоль Кольского полуострова, обошел мыс Святой Нос и, войдя в Белое море, спустился на Юг до устья «Большой реки» (Северной Двины). Путешественники вошли в реку, но не решились плыть слишком далеко, опасаясь нападения, т.к. земля была густо заселена людьми (по одной стороне реки).

Там жили Биармийцы (бьярмы), язык их был очень похож на финский, и поэтому Оттар и его спутники смогли с ними объясняться. В отличие от лапландцев бьярмы жили оседло, занимались земледелием, охотились в сосновых лесах, торговали пушниной и были богаты. Вскоре он опять поехал в Биармию, интересуясь природой этой страны, а также и из-за моржей, потому как их зубы представляли собою весьма дорогостоящую кость несколько таких зубов он преподнес королю, а их кожа была хороша для корабельных канатов.

В 960-х Харальд II Серая Шкура (конунг, IV король Норвегии 961-970, сын Эйрика I, династия Инглингов) совершил набеги в Биармию. Об этом пишется в «Саге о Харальде Серая Шкура». Харальд поплыл одним летом со своим войском на север в Страну Бьярмов и дал большую битву бьярмам на берегах Вины (очевидно Северной Двины, коми Вынва, вын мощная, могучая, ва река, А. М. Шёгрен), совершил набеги по всей стране и взял большую добычу:

«Вождь наипервейший
Задал жару бьярмам,
В селенье на Вине.
Княжья сталь сверкала»

В 1026 году конунг Олаф II (король Норвегии 1015-1028, известен как Олаф Святой, почитаемый и на Руси; в 1028 после поражения от Дании вынужден был покинуть Норвегию, бежал в Швецию, и дальше в Русь, в Новгород) послал Карли на север в Бьярмаланд, к нему присоединился его брат Гуннстейн и Торир Собака.

В «Саге об Олафе святом, глава CXXXIII» рассказывается, что викинги, прибыв в Страну Бьярмов, пристали у торжища, закупили много беличьего, бобрового и собольего меха. После отправились вниз по реке Вине. Выйдя обратно в море и посоветовавшись на корабле, норвежцы объявили больше не соблюдать мира с местными жителями и задумали ограбить храм.Они пристали к берегу, несколько человек осталось охранять корабли, остальные сошли на берег. Вначале шли по равнине, потом через большие леса и, наконец, путники вышли на большую поляну, где стоял храм Йомали, огороженный забором. (Юмала, Йомал, Омоль, Юмо, Юммал, языческий, особо почитаемый «небесный бог» финно-угров, саамов, коми-зырян, марийцев, эстонцев).

Перебравшись через частокол они подошли к кургану и выкопали из него столько сокровищ, сколько могли унести в своих одеждах. Но как только их услышала стража, воры ретировались, выбежали из леса, сели на корабль, поставили парус и быстро вышли в море. Позднее в море они так и не смогли поделить меж собой добычу, перессорились, и в итоге Торир, убив одного из братьев Карли, забрал себе сокровища.

В 1217 году по рассказу исландского летописца Стурлесона два норвежских торговца прибыли в Биармию чтобы купить шкурки, один из них, затем, продолжил путь на Юг в Русь и дальше в Святую Землю, где он намеревался принять участие в крестовых походах. Второй торговец, кто остался, однако был убит в Биармии. Это событие сподвигло у норвежского королевства провести кампанию возмездия в Биармии, и которую оно подвергло ограблению в 1222 году.

В 1539 шведский картограф Олаф Магнус в книге «История северных народов» и на составленной им исторической карте (известной как Carta Marina) дал сведения о Биармии. Биармию он поместил севернее Финляндии в районе Кольского полуострова до устья Северной Двины. Опираясь на хронику датского летописца Саксона Грамматика (1140-1208), он выделил две Биармии Биармию Ближнюю и Биармию Дальнюю.

Первая покрыта высокими горами и вечными снегами не тающих даже летом; она не приспособлена к жизни и препятствует проникновению европейцев в Дальнюю Биармию, которую населяют удивительные племена, занимающиеся оленеводством охотой и рыболовством. Земля там достаточно плодородная, но земледелием жители не занимаются. Население обеих Биармий поклоняется идолам и верит в магию языческие племена финно-угров: саамов (Кольский полуостров), коми (Вычегда), манси (Предуралье, Кама, Верхняя Вычегды).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *