О КУЛЬТЕ ПИТАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. Часть 1

 

О КУЛЬТЕ ПИТАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. Часть 1 История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, до четвертого

История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, до четвертого столетия нашей эры, заканчиваясь римским периодом. В течение этой эпохи Египтом правили тридцать династий фараонов, имена многих из них широко известны и неспециалистам Аменхотеп, Тутмос, Тутанхамон, Рамзес, хотя такие (и иные) имена носили, как правило, несколько правителей, различаясь «номерами»: Аменхотеп II, Тутмос IV, Рамзес IX и т.п. От египетской цивилизации сохранилось гораздо больше материальных памятников, чем от Греции, Рима и даже средневековой Европы. Это объясняется, с одной стороны, климатом Египта, а с другой желанием древних египтян сохранить тела своих умерших и все необходимое для загробной жизни.

Но не следует думать, будто они были мрачными людьми и жили под страхом неизбежной смерти. Напротив, судя по той материальной культуре, что сохранилась после них, они были скорее веселыми материалистами, которые любили жизнь и вовсе не спешили с ней расстаться. Именно полнота наслаждения земными благами заставляла стремиться к их сохранению в загробной жизни. Для этого на настенных фресках и в гробницах изображались сцены из жизни покойного, например, на гробнице знатного придворного можно видеть прием гостей на великолепном пиру, где играют музыканты и рабы обносят гостей изысканными блюдами и винами.

Но кто должен пользоваться земными благами в загробной жизни Материальная оболочка усопшего. Так возникла мысль о необходимости сохранения тела, откуда развилось искусство бальзамирования. В средние века, например, врачи свято верили, что растолченная в порошок египетская мумия обладает чудодейственными свойствами. Вот один из подобных рецептов: мумию следует сначала растолочь в порошок, затем смешать с растительным маслом до консистенции благовонного умащения или целительного бальзама. После этого лекарство готово и им можно исцелять переломы или растяжения связок, а также воспаления, плевриты и легочные болезни. При этом, однако, не всякая мумия пригодна для этих целей. Мумия должна быть как можно менее блестящей, очень черной и с приятным запахом. Вера в необходимость сохранения тела лежит в основе всей египетской религии. А поскольку тело остается нетленным, его следует обеспечить всеми необходимыми материальными благами предметами первой необходимости, одеждой и пищей. Что же ели древние египтяне

Египетская земля была плодородной, но урожай зависел от степени разлива Нила за слишком слабым или слишком сильным разливом следовал недород. Поэтому фараоны обязаны были создавать запасы провизии, хотя часто этим пренебрегали. Иногда наступал неурожай, продукты становились на вес золота, а бандиты врывались в храмы и дворцы, грабя и убивая людей. Но в урожайные годы египтяне питались хорошо.
При фараонах Сети I и Рамзесах продуктов было изобилие. На храмовых рельефах и на росписях в гробницах изображены богатые приношения, люди, несущие горы провизии или ведущие тучные стада. В Большом папирусе Харриса, где ведется рассказ о щедрости Рамзеса III в отношении к храмам и богам, провизия как приношение упоминается почти так же часто, как золото, одежда и благовония. Это говорит о том, что египтяне были большими чревоугодниками и не забывали о еде при любых обстоятельствах.

Основу питания богатых египтян составляло мясо. На стенах гробниц часто встречаются изображения боен и стад животных, предназначенных на убой. Ведущее место среди них занимали «иуа» африканские быки. Это были крупные, мощные животные с большими рогами. Их специально откармливали до огромных размеров и веса. И когда бык уже почти не мог ходить, его вели на убой. Специальные служители принимали только здоровых животных и проверяли качество мяса после убоя.
В эпоху «молодости» Древнего Египта (III тысячелетие до н. э.) часть мяса добывалась охотой на животных пустыни. Египтяне охотились на газелей и антилоп, причем часто их ловили живьем, чтобы затем попытаться приручить и одомашнить. Со временем этот вид животноводства утратил свое значение, так как развилось скотоводство.
Но дикие животные продолжали играть важную роль в ритуале жертвоприношения. Так, известно, что Рамзес III направил в пустыню своих охотников, чтобы добыть антилоп ориксов. За время своего царствования он пожертвовал в великий храм Амона 54 орикса, одного дикого буйвола и 81 газель.

Египтяне разводили и потребляли большое количество домашней птицы. В Большом папирусе Харриса перечислены сотни тысяч голов. Если в перечне даров упомянуты 3029 четвероногих домашних животных, то птиц 126250: 57810 голубей, 25020 диких водоплавающих, пойманных в сети, 8394 гуся, 4060 кур-несушек, 160 журавлей и около 20 тысяч перепелок. Журавлей откармливали на птичьей ферме. Кстати, египтяне различали четыре вида журавлей и пятнадцать видов гусей и уток. Но разводили только те виды, которые были наиболее выгодны. На диких быков египтяне охотились с помощью прирученных львов. На гиппопотамов охотились с гарпунами. Птиц ловили ударной сетью. Рыбу ловили вершами, расставляя их в воде и собирая с папирусной лодки.
До эпохи Нового царства (II тысячелетие до н. э.) рыба не значилась в меню усопших, вероятно потому, что в некоторые периоды запрещалось ее употреблять. А вообще, египтяне спокойно ели рыбу даже в храмах. В городе Танисе есть гранитный барельеф, где двое бородатых мужчин несут стол, с которого свешиваются огромные лобаны. В упомянутом папирусе Харриса среди провизии, доставленной в храмы Фив, Она и Мемфиса, значится 441 тыс. штук рыб лобанов, нильских кларий, мормиров, крупных хромисов, латесов и «нильских окуней», столь больших, что каждую рыбу несли двое мужчин.

Немало свидетельств осталось о потреблявшихся древними египтянами овощах. В годовом календаре Мединет-Абу упоминается лук и порей, которые были известны с незапамятных времен. Высоко ценился чеснок. Геродот писал, что рабочие, строившие пирамиду Хеопса, получали лук, чеснок и редис. В фиванских гробницах были найдены связки чеснока. Фараон Рамзес III щедро раздавал чеснок и бобы храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке Египта. В гробницах были найдены бобы, горох и нут турецкий горох. В домашних огородах египтяне выращивали салат (латук). Он считался растением бога Мина бога плодородия (земли, скота, людей). Древние обратили внимание, что латук возвращает женщинам плодовитость, а мужчинам половую силу, и поэтому употребляли его в больших количествах, в сыром виде с растительным маслом и солью.
Как ни странно, в те далекие эпохи жители Египта не были знакомы с апельсинами, лимонами и бананами. В поздний римский период (первые столетия н. э.) появились груши, персики, вишня и миндаль.
Зато всегда они лакомились виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора. Как лекарственное средство употреблялись орехи дум-пальмы. Изысканным лакомством богачей были кокосовые орехи. Хорошие урожаи приносили многочисленные яблони, оливковые и гранатовые деревья.

Настоящим лакомством считалось молоко. Для его получения египтяне содержали и доили коров. Молоко хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Были распространены и молочные продукты сливки, масло и творог. Сливочное масло использовали и для приготовления косметических и лечебных кремов. Довольно много употребляли египтяне соли, добавляли ее в диетические блюда и снадобья. Для подслащивания пищи или напитка использовали мед или плоды рожкового дерева.
Поиском и сбором диких пчел занимались специальные люди, которых иногда для безопасности сопровождали лучники фараона. Однако египтяне разводили пчел и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник отгонял пчел руками и извлекал соты. Мед хранили в больших запечатанных каменных сосудах.

Главную роль в тепловой обработке пищи играли переносные глиняные печи цилиндрической формы, высотой около метра, с дверцей в нижней части для подачи воздуха и выгребания золы, с решеткой или прутьями внутри, на которые клали топливо. Наверх ставили котел с двумя ручками различной формы и размера, иногда даже большего, чем сама печь. Иной раз обходились и без печи. Повар ставил котел на три камня, а под ними разводил костер из углей и дров. Уголь использовался древесный, ибо каменного угля в Египте нет, равно как и в соседних странах. Из сохранившихся документов следует, что древесный уголь был ценным товаром. Переносили его в мешках и корзинах. Для разжигания огня жители Египта пользовались так называемыми «огневыми палочками». Они были редким товаром, и даже крупные храмы получали в месяц не более шестидесяти палочек, то есть по две в день. Приспособление для разжигания огня состояло из двух частей: палочки с заостренным концом и утолщенным основанием и стаканчика. Материал для него привозили из южных стран, и поэтому он был доступен только для богатых семей.
Кухонная утварь состояла из котлов, тазов, кувшинов и глиняных мисок, а также сумок, мешков и корзинок для провизии. Для разделки мяса и рыбы и обработки овощей пользовались столами на трех или четырех ножках; кроме них, были низенькие столики для готовки сидя на корточках, а также козлы, на которых подвешивали мясо и птицу.

Существовало два способа приготовления пищи на огне. Они обозначались глаголами «песи» и «ашер».
Первый, «песи» «кипятить», «варить» относится к молоку и мясу. Находили изображения стоящего на очаге глубокого котла, из которого выглядывали кусочки мяса. Неизвестно, как подавали египтяне вареное мясо: кусками или рубленное с овощами и приправами, или же клали в лепешки или делали из мяса что-то вроде рубленых бифштексов или котлет, много позднее столь популярных в Древнем Риме.
Для приготовления различных блюд широко использовались масло, сливки, гусиный и говяжий жир. В гробнице визира Рехмира, главного государственного чиновника при фараоне Тутмосе III (середина 2 тысячелетия до н. э.), изображена его кухня, где на очаге стоит котел, слишком мелкий для варки супа. Надпись гласит, что повар льет туда жир; при этом его помощник помешивает содержимое котла чем-то на длинной ручке, вероятно, поварской ложкой. По-видимому, здесь изображено или приготовление рагу, или обжаривание чего-то во фритюре более точно по картинке не определить.
Другое слово «ашер» означает «жарить». Ощипав и выпотрошив гуся или утку, повар отрубает голову, лапы и кончики крыльев, надевает птицу на вертел и держит ее на вытянутых руках над низкой печкой. Так жарили не только птицу, так как особо приготовленный кусок мяса тоже назывался «ашер» «жаркое». Его тоже жарили на вертелах.

Свидетельства о том, как ели египтяне рыбу и птицу, можно найти у Геродота. Он писал, что рыбу употребляли либо в сыром виде, либо вялили ее на солнце или солили в рассоле. В соленом же виде ели перепелок, уток и мелких птиц. Рыбу и птицу всех иных пород, кроме почитаемых священными, употребляли в вареном или жареном виде. Большое количество соленой выпотрошенной, а также свежей рыбы отправлялось в храмы. Туда же посылали живую птицу, иногда целые тушки птиц, которые быстро съедались, а иногда, разделанные и вяленые, хранились длительное время.

В Древнем царстве (2778 2263 гг. до н. э.) насчитывалось не менее пятнадцати видов хлебных изделий. Немало их было и в более поздние времена. Они отличались друг от друга мукой, формой, степенью пропеченности и десятками добавок в тесто: молоко, мед, фрукты, яйца, жир, масло и т.п. Учитывая, что до нас дошло далеко не все, существовавшее в Древнем Египте, можно сделать вывод о значительном богатстве и разнообразии древнеегипетского хлебопекарного ассортимента. Это неудивительно приготовление различных мучных изделий древнейшее из кулинарных искусств человечества, появившееся еще в древнем каменном веке, а то и раньше, и совершенствовавшееся в течение многих тысячелетий. От древних египтян до наших дней прошло много меньше лет, чем от появления мучных изделий в рационе людей до возникновения Древнего Египта. И все эти многие тысячелетия миллионы изобретательных древних поваров постоянно совершенствовали и умножали свои кулинарные рецепты, методы приготовления.

Мука у египтян была трех видов: ячменная «ит», из полбы «бедет» и пшеничная «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на крыше. Очищенное от сора зерно передавали особой группе людей, в которой было больше женщин, чем мужчин. В каменную ступу засыпали порцию зерна. Двое или трое крепких парней молотили его тяжелыми пестами. Просеивальщицы, получив от них размолоченное зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол. Египетская мельница представляла собой колоду с двумя отделениями, верхним и нижним. Мельник, согнувшись вдвое, двигал взад и вперед тяжелый камень по зернам в верхнем отделении, ссыпая муку в нижнее отделение. Затем муку просеивали, и все повторялось сначала, пока мука не достигала нужной степени помола. Процесс сопровождался пением рабочих: «Да ниспошлют все боги этой земли моему хозяину силу и здоровье!»

Муки готовили ровно столько, сколько необходимо было на дневную выпечку. Над очагом расставляли конические формы таким образом, чтобы пламя лизало их изнутри. Огонь раздували веером. Когда формы достаточно прогревались, их переворачивали, устанавливали на доску с круглыми отверстиями и наполняли тестом, замешанным на дрожжах или опаре. Затем формы закрывали и ставили на очаг. Когда хлебы испекались, их извлекали из форм, тут же пересчитывали и записывали результат, ибо счет всего вокруг был любимым занятием египтян. После этого полные корзины хлеба относились хозяину. Описанный способ выпечки хлеба был распространен в период Древнего царства. Позднее, в эпоху Нового царства (1580 1085 гг. до н. э.) способ оставался прежним, но появились печи, где можно было выпекать одновременно много хлебов.
Продолжение следует…

О КУЛЬТЕ ПИТАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. Часть 1 История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, до четвертого

О КУЛЬТЕ ПИТАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. Часть 1 История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, до четвертого

О КУЛЬТЕ ПИТАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. Часть 1 История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, до четвертого

О КУЛЬТЕ ПИТАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. Часть 1 История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, до четвертого

О КУЛЬТЕ ПИТАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. Часть 1 История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, до четвертого

О КУЛЬТЕ ПИТАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. Часть 1 История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, до четвертого

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *