НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ «ПАЙЛОТА» ДО «СВЯТОГОРА-КРАСИНА»

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел множество судов, проработал всю войну…
Но при эксплуатации «Ермака» были выявлены недостатки, которые были исправлены в проекте «Святогор» — первое имя ледокола «Красин».

Заложили его по заказу русского правительства в Ньюкасле, в начале 1916 года. 3 августа того же года спустили на воду и достраивали на воде. В начале марта 1917 года судно не прошло испытания, было отправлено на доделки и в сентябре 1917 на нем подняли андреевский флаг. Его полное водоизмещение составляло свыше 10 620 т, наибольшая длина 98,53 м, ширина 21,64 м. Мощность машин 10 тыс. л. с., скорость хода 15 узлов. При среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углём теплоход имел автономность по топливу около одного месяца.
Правда, конструкция британских паровых котлов была рассчитана на использование высококачественного угля, что впоследствии сильно затрудняло «Святогору» жизнь (забыли проектировщики про топливо подумать).
Сразу же после поступления на службу ледокол был использован для проводки судов из Англии в Архангельск.

Но к тому времени ситуация в стране изменилась. Вот и «Святогору» досталось «не отходя от кассы». В 1918 году его топят в устье Чижовки, недалеко от впадения в Северную Двину. Трудно представить, что можно вот так взять и утопить новенький, огромный, невероятно полезный корабль. Официальная версия затопления — не дать пройти судам интервентов. Интервенты, правда, от такого захода обалдели, но потом закрыли кингстоны, откачали воду и получили судно в свое распоряжение. В 1920 году, уходя из Архангельска, англичане увели «Святогор» с чистой совестью с собой, не только по факту военной добычи, нарыбаченной в речке, но и по факту долга перед верфью за постройку судна, так и не выплаченного до конца.
В том же году, советское правительство просит его в аренду для спасения «Соловья Будимировича», затертого льдами. «Святогор» судно выводит и уходит в Англию. Тут, видимо, стало как-то уже совсем сильно очевидно, что «такая корова нужна самому», и кораблестроитель Крылов с торгпредом Красиным около года бьются за возвращение судна. В конце концов, «Святогор» возвращается в Россию.
Леонид Красин ушел из жизни в 1926 году, а год спустя возвращенное им судно назвали его именем.

А в 1928 году приходит звездный час «Красина». Разбивается во льдах экспедиция Нобиле на дирижабле «Италия». За спасением экспедиции следил весь мир. Разбились они 25 мая, причем часть команды было утащено дирижаблем и их больше никто никогда не видел. А несколько человек и довольно большое количество полезных вещей: оборудование связи, палатка, продовольствие, высыпалось раньше при ударе о торосы. Один член экспедиции погиб сразу, остальные прилично поломались, но были живы. Они поставили лагерь, передавали в эфир сигнал SOS. Но сигнал то ли никто не слышал, то ли принимали за что-то другое.
Часть путешественников уходит за помощью.
Несколько кораблей, зафрахтованных Италией вяло ищут дирижабль, но ничего не находят.
И только 3 июня советский радиолюбитель из деревни Вознесенье-Вохма, ловит отчетливый и конкретный SOS и дает телеграмму в Москву. 4 июня об этом узнали в Италии.
8 июня поисковые корабли тоже смогли принять сигнал из льдов.

12 июня из Архангельска вышел ледокол «Малыгин». Быстро застрял и выбыл из операции. «Красин» же вообще стоял на ремонте в Ленинграде и к тому же ждал, когда подвезут нужное топливо, так как своего угля, пригодного для «Красина» у СССР не было. Его в паническом темпе готовят на выход. Палубной надстройки на нем тогда не было и чтобы разместить поисковую партию пришлось строить дощатый настил. Ремонт не был нормально закончен. Но 16 июля «Красин» вышел в поход..

А поиски экспедиции Нобиле развивались драматически.
18 июня на буквально выпрошенном в министерстве морского флота гидросамолете вылетел Амундсен, но погиб. Место его смерти до сих пор неизвестно. Последующие полеты были более удачны. Сначала удалось сбросить продукты и медикаменты. Потом даже забрать Нобиле с парой переломов и одного человека и его команды.
10 июля экипаж летчика Чухновского нашел отколовшуюся группу потерпевших бедствие итальянцев. Чухновский сбросил лагерю одежду и продовольствие, затем сам потерпел крушение, но от помощи отказался, пока не будут спасены итальянцы.
12 июля «Красин» подобрал отколовшуюся группу. 16 июля собрал всех остальных и на обратном пути забрал экипаж Чухновского.
Нобиле настаивал на поиске дирижабля, но у «Красина» было очень мало топлива и, сдав на итальянское судно воздухоплавателей, он повернул обратно домой, чтобы и дальше делать свою основную работу проводить корабли по льдам. «Красин» после участия в спасательной экспедиции стал известен во всем мире.

Войну «Красин» встретил на Чукотке. 4 ноября 1941 года ледокол вышел из бухты Эмма и 14-го, выдержав несколько штормов, пришел в Сиэтл. 2 декабря капитан «Красина» Михаил Марков получил указание следовать на восточное побережье США через Панамский канал. Непосредственно перед отходом капитан был приглашен к британскому консулу, который вручил ему секретный пакет с указанием маршрута следования. 12 января 1942 года «Красин» прибыл в Балтимор. Там американцами на ледоколе был произведен текущий ремонт и установлено вооружение (одно 76,2-мм орудие, шесть крупнокалиберных ДШК и четыре обычных пулемета). Кроме того, советские моряки приняли на борт три новых орудия, шестнадцать пулеметов, две тысячи снарядов и 220 тысяч патронов. 27 февраля «Красин» был уже в Галифаксе, откуда 3 марта в составе конвоя из 21 судна он вышел в направлении Великобритании. Через две недели, по прибытии в Глазго, к вооружению «Красина» добавили еще два 76,2-мм орудия. Там же изготовили фундаменты и башни для новых пушек и гнезда для 20-мм автоматов «Эрликон». В них временно установили пять крупнокалиберных пулеметов «Браунинг» и два пулемета «Гочкис»». Таким образом, «Красин» становится одним из самых хорошо вооруженных ледоколов времен Второй мировой войны.

Из Англии «Красин» переходит в Норвегию, где принимает караван PQ-15, который вышел из Рейкьявика в Мурманск 26 апреля 1942 года в составе двадцати трех транспортов и двух ледоколов («Красин» и «Монткальм»).
Это был первый из трех самых кровавых караванов. 2 мая 1942 года начинаются налеты вражеской авиации, которые длятся несколько дней. Во время отражения налетов экипажем ледокола «Красин» было сбито два немецких торпедоносца, так что у советского ледокола есть своя боевая история. 6 мая 1942 года двадцать транспортов и два ледокола прибыли в Мурманск. Так для «Красина» завершился сложнейший поход через два океана продолжительностью 15 309 миль.
Далее ледокол продолжал работать по проводке караванов по Северному морскому пути. В октябре 1943 года «Красин» был передан в состав Тихоокеанского флота.. Разоружен «Красин» был во Владивостоке в сентябре 1945 года.

До середины 50-х годов «Красин» в неизменном виде работал по основной специальности. После чего его отвели на верфи ГДР и реконструировали.
После реконструкции корабль отработал еще 10 лет на Севморпути и потом еще почти 10 лет как геологоразведочное судно. В конце 1980-х годов, «Красина» отпустили на пенсию, где его чуть не постигла печальная участь многих кораблей-пенсионеров. С трудом удалось выбить для него статус музея, но на ремонт денег не было и судно тихо погибало. Пока его не взял на баланс Музей Мирового Океана.
Сейчас «Красин» неплохо себя чувствует на набережной Шмидта и принимает гостей.
Это единственный корабль-участник арктических сражений Второй мировой войны, сохраняющий класс Российского Морского регистра судоходства, уникальный «живой музей».

Имя ледокола «Красин» увековечено и на географической карте — в его честь названы мыс на Земле Георга в архипелаге Земли Франца-Иосифа, остров у побережья Таймыра, залив на острове Врангеля
https://users.livejournal.com/-twin-/571177.html

P.S. Еще один ледокол «Красин» был построен в Финляндии в 1976 году. Он был призван заменить состарившегося предшественника, а сам по себе представлял подобие атомного ледокола «Ленин». Судно было уже куда мощнее первого «Красина» (36 000 л.с.). Взяв себе гордое имя, ледокол 1976 года успел поучаствовать в спасательной операции в Охотском море в 2011 году, когда там застряли около 600 рыбаков.
Продолжение следует…

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

НАШИ ЛЕДОКОЛЫ. Часть 3. ОТ ПАЙЛОТА ДО СВЯТОГОРА-КРАСИНА В России в 1897 году адмирал Макаров пробивает постройку первого арктического ледокола «Ермак». «Ермак» отлично себя показал, провел

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *