ИГРА ФАРАОНОВ.

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие животные.
Те, кто смотрел сериал «Lost», должны помнить, как юный Джейкоб нашёл на берегу коробку с игрой и потом резался в неё со своим «тёмным братом» при каждой встрече, пока эти двое не разругались окончательно. Создатели сериала вполне могли бы выдумать её, как придумали многое другое, но они сделали другое.
Они взяли на вооружение древнеегипетскую игру Сенет.

Сенет (реже — «Сенат» и совсем уж редко — «Сенета».Видимо, последнее правильно, поскольку в оригинале слово женского рода, но в русском языке устоявшейся является мужская форма «Сенет»). Эта древнеегипетская настольная игра для двоих отдалённо напоминает нарды, хотя родство сомнительное. Возможно, старейшая известная игра с передвижением фишек на доске.
В комплект игры входила прямоугольная доска, разделенная на 30 полей, а также фигурки, которые обычно делались из дерева или слоновой кости и сводились к двум видам более низкие, представляющие собой полусферу, и более высокие, в виде цилиндров, сведенные на верху в конус с дискообразным навершием. Игра стала известна довольно рано, о чем говорит и тот факт, что изображающий ее иероглиф, мен, использовался в написании одного из имен Хора-аха, царя-основателя I династии. Игра имела важное религиозное значение, поскольку лишь выиграв в нее у невидимых сил загробного мира, покойный мог продолжить свое путешествие. Сцена игры в сенет стала одним из самых распространенных мотивов на гробничных рельефах и росписях времен Нового царства, а ее наборы часто клались в погребения. Одна из лучших досок, дошедших до нашего времени, была найдена в гробнице Тутанхамона.

Первые находки игровых наборов для Сенета были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними очень мало общего. Самый древний полный комплект для сенета найден в гробнице Хеси-ре смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера в Саккаре (III династия, ок. 2686 г. до н. э.). Фишки в нём архаичной формы «лепёшки» и «башенки». Неустановленные обломки сенетообразных досок были найдены в преддинастических погребениях в Абидосе и Саккаре (ок. 3500-3100 до н. э.). Эти находки вкупе с изображением сенетов на барельефах времён I династии (3100 до н. э.) указывают, что игра может быть даже старше.

Как светское развлечение Сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово senet означает «прохождение», а в письменном языке этот иероглиф означает слово men «выдерживать испытание»). Считалось, что его придумал Тот бог знаний и мудрости, для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие (она не могла родить детей ни в один из 360 дней года). На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном только 355, а люди получили новую игру и пять лишних дней в календаре.

Древние египтяне очень любили Сенет, изображения игры встречаются на многочисленных табличках, рисунках и папирусах. Ей уделяли время и простолюдины, и цари. Люди уже тогда были азартны, играли на деньги, на интерес, а также ради гадательной практики.
Хотя правила игры не были известны археологам, её связь с представлениями древних египтян о загробной жизни не подлежала сомнению: Сенет упоминается в главе 17 Книги Мёртвых и других религиозных текстах Нового царства, а на фреске из гробницы Нефертари (не путать с Нефертити) царица играет с невидимыми силами потустороннего мира; доска отождествляется с путём её души, и победа означает счастливое преодоление ею всех опасностей и новую жизнь.

Из-за элемента удачи, присущей Сенету, считалось, что успешный игрок находился под защитой богов. В папирусе времён Рамсеса III найдено заклинание магического характера для игры в Сенет. Вот оно (читать не обязательно, хотя оно занятное):
«Жертва, которую даёт царь Ра, Атуму, Уннофру, Господину Тридцати, Анубису, Тоту, Маат, Великой комнате Прекрасного дома, Хека, Шу, Сиа.
Да дадут они мне вступить в Зал тридцати, чтобы я стал тридцать первым около бога.
Я приближаюсь к Мехену, я поднимаю его фишки и кладу их в место, в которое я хочу.
Я делаю моё место в доме Тота, я борюсь с ним (с противником).
Я вижу Нейт, которая держит свои руки над символом Осириса.
Я открываю прекрасный дом, в котором Маат.
Бог принимает меня в число тридцати.
Определены ‘столб Осириса’ и ‘кровь Исиды’.
Я вижу Буто в её образе на стороне дома Мут.
Моё сердце разумно, оно не забывает (), моё сердце открыто (), ведь я руковожу его игрой против меня ().
Я приношу ему его фишки, его пальцы дрожат, его сердце бежит со своего места, он не может ответить.
Я живу в доме Ориона, я живу в вечности.
Я иду дальше под правильным руководством вместе с солнцем в дом того, кто обновляет жизнь, мой двойник ожидает в доме Ихи, я встречаю его, я поднимаю мою фишку к
Я встречаю его в Прекрасном доме.
Я поднимаю три фишки и нахожу две фишки, мой двойник позади меня.
Я беру мою фишку и ставлю её в место, в которое я желаю.
Меня ведут в преходящем, я знаю о том, кто в доме.
Я знаю их имена, писец, который измеряет свои владения, не известен.
Мехен даёт мне свидетельство, он даёт мне хлеб в дом хлеба, прохладную воду в дом прохлады.
Мои фишки известны в прекрасном доме, я полностью в прекрасном флигеле.
Мои фишки впереди, мои пальцы, как шакал, когда тащит ладью wjA.
Я забираю его фишки и бросаю его в воду, чтобы он утонул со своими фишками. ‘Ты оправдан’, — говорит мне Мехен.
Моё сердце.»
* (Перевод цитируется по работе:Ходжаш С.И. «Фишки и игральные кости для игры в Сенет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». // ВДИ. 2003. 1. 85-90.)

Меж тем прошли века, и страна фараонов одряхлела. Наступила эпоха Александра и Птолемея, а потом и римского завоевания. У греков и римлян уже были собственные прото-шашки петтея и латрункули, и свои, более прогрессивные гонки на доске — Дуодецим и Табула, а для тех, кто не любил думать кости, Туррикула и самая плебейская игра «Орёл или Решка» (в римском варианте «Голова или Корабль»). С закатом египетской цивилизации, на долгие столетия канул в пески Сенет.

Как возрождали Сенет.
Манера египетского рисунка такова, что изображения древности, при всей их точности, не позволяют сделать выводы ни о форме доски, ни о количестве фигур.Доходило до смешного: современные художники, вдохновлённые сенсационными открытиями египтологов, иногда изображают древних игроков за шахматными столиками нынешнего образца 8х8, хотя ещё в начале XX века археологи обнаружили в гробницах древних царей эти загадочные палетки и коробочки, похожие на косметички.

Точные правила сенета неизвестны, существует несколько предполагаемых реконструкций (наиболее популярны правила Кендалла и правила Белла), позволяющих вести игру различной степени сложности, однако нельзя утверждать, что какая-либо из них стопроцентно верна.
Доски для Сенета делали из камня, керамики, но чаще всего из дерева (иногда с мозаичными вставками из камня, эмали и алебастра), которые к эпохе Нового Царства приняли каноническую форму удлиннённого продолговатого ящичка. Но если раньше археологам попадались лишь фрагменты досок и разрозненные фишки, то в гробнице юного Тутанхамона, например, обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. Один из них, чёрный с золотой инкрустацией, на специальном столике с ножками в виде львиных лап является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства.
Фараон Аменхотеп III был страстным любителем Сенета и по сегодняшним меркам считался бы гроссмейстером, о папирусе Рамсеса III уже говорилось.

Так или иначе, спустя почти тысячелетие Сенет вернулся в мир живых.
В Америке и Европе Сенет производят несколько мелких фирм и любительских мастерских, он довольно популярен как развивающая игра для детей, красивый офисный аксессуар и оригинальный подарок. Некоторые изделия и концепты восхищают необычными идеями даже не сразу поймёшь, что это игра.
Написано и несколько программ для игры на компьютере и телефоне. И пусть настоящие правила игры не сохранились, существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов, воссозданные исследователями да и вряд ли они были сложны.
К тому же, не исключено, что в разных областях Египта в Сенет играли по различным правилам, так же, как сегодня играют в «короткие» и «длинные» нарды.

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

ИГРА ФАРАОНОВ. Один известный культуролог назвал наш биологический вид «Homoludens» «Человек играющий» сама наша культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу, играют и многие

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *