ИГРА СЛОНОВ.

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру «китайскими шахматами» также нелепо, как называть нарды — персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для адаптации и популяризации в западном мире Сянци обозначают как Китайские шахматы.
На сегодняшний день Сянци самая популярная в мире игра. В нее играют не только жители Китая, но и Тайваня, Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Гонконга, Малайзии, Филиппин А население этих стран, как известно, составляет более 20% от всех жителей Земли.

Относительно возникновения сянци существуют разные точки зрения, но все они сводятся к двум теориям: 1) сянци ведут свое происхождение от индийских шахмат; 2) сянци возникли независимо задолго до новой эры. В пользу теорий первой группы говорит то, что у сянци есть ряд общих черт с шатранджем (арабо-персидскими шахматами), ведущим свое происхождение от чатуранги древнеиндийской шахматной игры. Однако известно, что еще в глубокой древности, задолго до появления чатуранги (а это произошло в V веке) в Китае были настольные логические игры (в частности, игра под названием «любо»), черты которых можно проследить в сянци. Первое надежное упоминание о сянци датируется VIII веком.

Отметим, что первый иероглиф в названии китайских шахмат «сян» имеет основное значение «слон», а второй иероглиф «ци» означает «игра», поэтому китайские шахматы иногда называют «игрой слонов». Скорее всего, сянци обязана своим появлением китайским жрецам, которые использовали для предсказаний доски с астрологическими символами и плоские фишки с изображением созвездий, небесных тел и священных значков. Фишки перемещали посредством лёгких ударов по доске снизу, хотя возможно, что иногда в доску встраивали магнит: Сыма Цянь в своих «Исторических записках» (II в. до н.э.) упоминает некие «сянь и» («шахматы горных волшебников»), в которых фигуры каким-то образом притягивались и отталкивались друг от друга. Вероятно, на стыке сакральных гадательных досок, стратегических игр и гонок типа Любо и возникли китайские шахматы — сянци.

Согласно «Истории Северных Династий», в мае 549 года н.э. император Ю Вэньян закончил книгу «Сянь Тинь», где в числе прочего рассмотрел достоинства новой игры «сянси». Это ещё не сянци — от возникновения Любо до появления современных сянци прошло более 1000 лет.
Эта книга была утеряна, однако написанные в эту же эпоху книги Вань Бао «Сянь Тинь Су» и Гэнь Синя «Сянси Фу» сохранились. Доска сянси размером 8×8 была разделёна на внутренний и внешний слои. Фигурами были: Рыцарь, Золото, Дерево, Вода, Огонь, Земля и Дракон, которым сопутствовали Солнце, Луна и Звезда. Король помещался во внутреннем пространстве, дракон во внешнем. Доска эта напоминала доску сянци, равно как и позиции фигур.

В книге Сыма Цянь (Сым Гуань) (1019-1086), советника династии Северная Сун, описаны громадные «Сянси семи царств», в которые играли на сетке Го 19х19 во времена воюющих царств с 476 г. до н.э. и до объединения Китая в эпоху династии Цинь в 221 году до нашей эры. Семь армий представляли семь царств: Цинь (белые), Чу (красные), Хань (оранжевые), Ци (индиго), Вэй (зеленые), Чжао (фиолетовые) и Ян (чёрные). Правила были напечатаны на день Фестиваля фонарей на второй год эпохи Кайси во время правления императора Чжао Го Нан династии Сун (24 февраля 1206 года) и имели широкое хождение в народе. В этих правилах впервые упомянута фигура «катапульта» (предшественница «пушки»). Кроме того, это первая китайская шахматная игра, полные правила которой сохранились.

Если играли семеро (максимальное количество), каждый играл за одно «государство». Если шестеро, игрок, который играл за белых (Цинь) брал в союзники одно государство. Если играли пятеро, то в дополнение к этому красные (Чу) тоже заключали союз с другим государством. Если 4 появлялся союз Ци+1, а вот если 3, то Цинь заключала не один, а два альянса. Приоритет, как видно из вышесказанного, был у белых и красных.
Принимая командование над армией союзных государств, игрок провозглашал: «Если любое из государств под моим командованием будет потеряно, это случится из-за моей неосторожности», а если он приказывал союзнику напасть на сильно укреплённое другое государство, то в качестве штрафа должен был выпить бокал пива или настойки. Неизвестно, сумел ли кто-нибудь доиграть хоть одну партию до конца. Не нужно быть мудрецом, чтоб догадаться, что при такой системе штрафов количество ошибок увеличивались в геометрической прогрессии, и неудачливый игрок очень скоро проигрывал (если не засыпал за столом на потеху оставшимся в здравом уме и твёрдой памяти).

Описана такая легенда. В местечке Ба Чжоу провинции Сичуань проживало одно семейство у которого возле дома росли два больших мандариновых дерева. Под этими деревьями старики играли в игру Сян Си, это была игра со многими фигурами. И выражение «Радость под мандарином» использовалось как одно из названий Сянци в течении столетий.
В середине эпохи династии Тан сянси развились и стали похожи на современные сянци. Помимо курьёзных «Сянси семи государств» существовало ещё несколько разновидностей этой игры: сянси 8×8; гуаньсянси, изобретённые Джао Пужи; дасянси, и популярные среди простого люда сяосянси. В итоге, сяосянси обрели наибольшую популярность в народе и были приняты большинством любителей. За 4 века до изобретения шахмат китайцы уже додумались до фигур с ходами современного ферзя и офицера а затем отказались от этого.

Некоторые наборы фигур, извлечённые из земли.
Полный набор из 32 фигур, найденный в 1984 г. около Аньси (Анъи) в провинции Цзянси. Медь. 2 стороны, чёрные и красные. На одной стороне дисков — иероглифы, на другой — рисунки. Министры разных сторон отличались немного различным написанием иероглифов. Датировка: эра Чоннинь (1102-1106).
Другой медный набор, того же периода, из Кайфыня. Иероглифические надписи с одной стороны и рисунки с дыркой с другой. Министры не разделяются.
Другой полный медный набор (32 фигуры), извлечённый из слоя, датирующегося примерно 1102-1110 в Чженьминь жж, город Тяньгоу, Сычуань. Надписи на одной стороне и рисунки, соответствующие имени, на другой. 2 Тянь (сидящий Генерал), 4 Ши (Охранник с мечом), 4 Сянь (Величественный Слон), 4 Тю (Колесница, запряжённая лошадью), 4 Ма (Военный Конь), 4 Пао (Катапульты) и 10 Зу (Вооружённый солдат). Отсутствует цвет, по которому можно было бы различать стороны.
Полный набор из 32 керамических круглых фигур, половина белых, половина чёрных, с иероглифами Тянь, Ши, Сянь, Тю, Ма, Пао и Зу, исполненными киноварью. Датируется эрой Чоннинь (1102-1106).
Бронзовый набор, найденный во Внутренней Монголии в 1954 году. Надписи на одной стороне и гравировка на другой. Датируется примерно 1270 годом.
Два деревянных набора, всего из 20 фигур сянцы, найденных в 1974 году на судне, затонувшем в заливе Чаньчжоу в провинции Фуцзянь, датируются периодом поздних Южных Сонг (1127-1279) или началом периода Юань (1279-1368).

Несмотря на то, что название игры записывается одними и теми же иероглифами, на пекинском диалекте название звучит как «сян-ци» или «шьянь-чи», на кантонском произносится как «джунг-кей». Китайское слово «xiangqi» состоит из двух иероглифов, первый из которых, «Сян», означает в настоящее время: слона, портрет, явление, слоновую кость, конфигурацию звёзд, примету, действие, игру, официального переводчика. Второй иероглиф, «ци», означает шахматную фигуру, шахматы или другие настольные игры.
К тому же, «сянци» не единственное слово для обозначения китайских шахмат.
Отследить все ссылки невозможно, но почти все переводы («шахматы слонов», «шахматы слоновой кости», «образные шахматы») не то чтобы являются необоснованными, но вызывают новые вопросы. Слон для древнего Китая не был диковинкой, как для европейцев, но не был и чем-то привычным, обыденным. Фишки, и правда, вырезали из слоновой кости, но далеко не всегда — гораздо чаще их делали из дерева, фарфора или просто чеканили из меди, как монеты.
Многие отмечают, что в большинстве написаний слова «сянци» так или иначе присутствует иероглиф сян или сян . Но если первый означает «слон», то второй символ означает, среди прочего «канцлер», «министр», «главный советник». Возможно, произошла простая подмена одного понятия другим, и «игра советников» превратилась в «игру слонов».

Официально считается, что современные сянци изобрёл (вернее, стандартизировал) в 569 г. н.э. император У Ди из династии Северная Чжоу. В итоге эта игра вкупе с Го (вэйци) постепенно вытеснила Любо. Полный набор фигур эпохи Сун, вполне тождественных современным, был найден в погребении в Луояне (пров. Хэйнань), ему около 900 лет. Плоские фишки с иероглифами вырезали из кости, дерева, панциря черепахи или нефрита, ваяли из керамики, но конкретно эти чеканные, медные, потому их часто принимают за китайские монеты. Самые старые фишки несут двойную маркировку иероглиф на одной стороне и графическое изображение на другой.

К династии Сун времени относится и поэма «Сян Си Ши » написанная Чэн Цзин: «ЛюБо и Сянци — игры больших городов, через Сянци можно также изучать военную стратегию. Повозки и лошади подготавливают нападение. Министр и советники помогают в управлении. Генерал внутри девяти комнатного дворца определяет стратегию игры. Пешки по диагонали стремительно преодолевают реку. Но улыбаясь за столом Сянци, такие игроки, как Лю и Хань, побеждают небрежно»
Поэма упоминает Генералов (и в иероглифах генералы обозначены уже как в современной игре), Повозки, Лошади, и Пешки. Игра отличается от предыдущей версии Бао Инь Сянци, тем, что генералы ограничены (заключены) во дворец, и пешкам позволяют идти в боковые стороны после пересечения реки. (Хотя поэма использует выражение «по диагонали», предполагается, что пешки того времени физически не перемещаются по диагонали, но кажется, перемещают по диагонали после преодоления реки и перехода на другую сторону).
В последние годы правления династии Южной Сунь философ Чен Юантинь написал энциклопедию повседневной жизни «Шилин Гуаньтьи», в которой привёл в числе прочего правила сянци, 10 советов по игре, классические обозначения и стоимость фигур.
Вероятно, вот от этих событий и следует начинать отсчёт возникновения сянци как сформировавшейся игры. Отныне игровой процесс больше не зависел от броска костей, главную роль стали играть интеллект и опыт.

Количество названий фигур в сянци совпадает с числом священных сокровищ в буддизме (7): это могущественный военачальник (удачливый полководец), министр (мудрый советник), чудесный слон, конь со сверхъестественными способностями, летающая в любую точку мира колесница, царственная супруга (царица) и волшебная драгоценность. Эти семь сокровищ имеет, согласно буддизму, каждый чакравартин (его отождествляют с игроком) идеальный правитель, устанавливающий царство справедливости. По первым 5 пунктам фактически прямые текстуальные совпадения, аналогом царицы является пушка, а драгоценностью — пешка.

Самым знаменитым игроком во времена династии Мин был Ли Кайсян (1502-1568). Он давал противникам фору в 3 хода, а слабым даже коня, сложил множество стихотворений о сянци, но, к сожалению, не оставил после себя пособий по игре.
Самое же известное пособие тех лет четырёхтомник «Ю Чжун Ми» вышло в 1632 году, автором его был Чжу Тинжэнь по прозвищу Непобедимый. Ещё одним великим мастером Го и сянци был Су Синъю (1650-), который, как пишут летописи, «победил всех игроков в Поднебесной», но и он в итоге уступил титул молодому игроку по имени Чень Ланжу. Китайцы с их любовью к пышным церемониям, цветистым именам и сложной иерархии, и к шахматной игре относились так же. Умение играть в шахматы («ци») в Китае ценилось чрезвычайно высоко и считалось одним из четырёх основных видов искусств наряду с цин (музыкой), хуа (живописью) и шу (каллиграфией). В Китае существовали 9 школ из знаменитых игроков в сянци, представителями которых были Восемь Талантов Востока Реки Янцзы и Три Великолепных Игрока Провинции Хэбэй.

Однако самой известной из древних книг по сянци является «Байю Сянци Пу», опубликованная в 1801 году, в эпоху Цин. В годы императоров Каньси и Тяцыня было создано несколько шедевров, самыми известными из которых стала книга «Мэй Хуа сянци» и четыре великих учебника Пайтю: «Коллекция эндшпилей Синву», «Учебник сотен игр в сянци», «Учебник сянци Чжу Сянь Чжая» и «Юаншен Хайкуо». Далее развитие теории сянци замедлилось, и хотя в новое время и были созданы такие шедевры, как «Руководство по практической игре» Шиянь Итю, больше внимания уделялось соревновательному аспекту.
Вполне объяснимый спад интереса к сянци произошёл в годы Второй Мировой войны, становления КНР и культурной революции, однако в наше время сянци снова популярны, особенно в Восточном, Северном и Южном Китае; тремя центрами игровой культуры являются Шанхай, Пекин и Гуанчжоу.

В России описание игры в китайские шахматы было впервые опубликовано в 1775 году секретарём русского посольства в Пекине А.Л.Леонтьевым («Описание китайской шахматной игры, от секретаря Леонтиева»). Комплекты для игры привозили из Китая как сувениры, но широкой популярности игра не получила: сянци требуют не только минимального знания иероглифики (одинаковые фигуры у обоих игроков помечены разными значками), но и умения свободно различать все иероглифы в перевёрнутом виде, поэтому научиться в них играть европейцу довольно сложно, даже если это адаптированный вариант, где фигуры подобны шахматным или вместо иероглифов нарисованы понятные пиктограммы. Многие предлагают заменить иероглифы на символы или объемные фигуры, как в большинстве шахмат. Но по мнению любителей сянци впечатление от игры в таком случае сильно меняется — примерно то же самое, что есть ложкой и вилкой вместо палочек. Существует Российская федерация китайских шахмат сянци.

В Китае сянци страшно популярны, набор есть в каждом доме, в любую погоду на улице можно увидеть играющих людей. Есть в сянци свои легендарные мастера и знаменитые чемпионы (Си Сясун, Доу Гуожу, Су Дацинь, Чжу Тянцуй, Ту Тиньминь, Ху Ронхуа и другие), а учитывая численность китайцев в стране и за рубежом, ещё не известно, у какой игры больше сторонников в планетарном масштабе — у сянци или у международных шахмат. Китайские гроссмейстеры сянци вообще смотрят на традиционные шахматы с недоумением: их раздражают ураганный темп игры, рокировка и подавляющее могущество ферзя (тот же Дэвид Ли презрительно именует шахматы не иначе как «Куин-Ци» «Игра королевы»). Китайцы не могут взять в толк, почему король, вместо того, чтобы руководить армией, в середине битвы вдруг трусливо бежит с поля боя и прячется за спинами подданных, и почему королеве даны такие неограниченные права, а прочие фигуры играют роль жалких ассистентов.

В некотором роде шахматы действительно «игра одной фигуры»: незапланированная потеря ферзя в шахматах почти всегда означает проигрыш. Но если жертва ферзя приводит европейцев в священный трепет, то китайцы лишь недоумённо пожимают плечами: в сянци нет такого дисбаланса, и победа может быть достигнута только согласованным действием всех фигур. Доска в сянци — 9х9 (даже 9х10, считая реку), в ней 90 пунктов, фигуры ограничены по сравнению с шахматными, поэтому в китайских шахматах нет позиций, где игрок контролирует всё поле сразу. Игра тактически намного динамичнее традиционных шахмат, в ней возникают мощнейшие связки, каждый ход сильно меняет ситуацию на доске и вынуждает противника искать немедленный ответ, здесь нельзя, как в классических шахматах, отсидеться за пешечным строем, перегруппировать свои войска тихими ходами и подготовить массированную атаку. В сянци редко наступают и защищаются всем фронтом, боевые операции проводят летучие отряды из двух-трёх фигур в тесном взаимодействии друг с другом, потому здесь очень редки партии длительностью более часа. Собственно, партия в сянци вся напоминает ажурный, сбалансированный миттельшпиль с большим количеством фигур. Удивительная игра, достойная родственница классических шахмат.
Следует учесть ещё тот факт, что сянци с небольшими изменениями были заимствованы корейцами, где ныне известны под названием «чанги», и вьетнамцами, под именем «ко-туонг» и тоже любимы настолько, что им даже ставят памятники.

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

ИГРА СЛОНОВ. Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру китайскими шахматами также нелепо, как называть нарды - персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *